Швилкин ВА
Новичок
Новые аэросани?
По моему мнению взлет в 2020-ом году двух моделей циклолётов ( Красноярский «Циклон» и Cyclocopter Micro Air Vehicle университета штата Мериленд) равнозначен первым полетам братьев Райт. В этот раз один из братьев взлетел в России. Эти полеты знаменуют собой начало новой эры в авиации (и не только).
Считаю, что нужно принять государственную программу изучения, проектирования и изготовления новых домашних вентиляторов, аэросаней, катеров, вертолетов, ветряков и самолетов с заменой винта на цикл.
Правда, если бы я был директором, то начал бы с аэросаней. Андрей Николаевич Туполев в 20-ые годы проверял новые авиационные материалы сначала путем анализа опыта эксплуатации этих материалов в многочисленных конструкциях аэросаней.
Рассмотрим подробнее какие возможности дают новые движители только в конструкциях аэросаней.
Фирма Туполев 100 лет проектировала аэросани. Эта история в книге М.Б.Саукке «Неизвестный Туполев» и моей (рукописи) «Редкая профессия - аэроупругист». В СССР серийно выпускались тысячи аэросаней. Аэросани были героями кинофильмов (АНТ-IV, 1936 год).
В 60-ые годы на фирме под руководством Глеба Васильевича Махоткина были разработаны аэросани с глиссирующим корпусом.
Последняя перспективная разработка фирмы Ту (времен перестройки) - аэросани АС-2. Корпус с винтовым движителем опирался на упруго подвешенную лодку-лыжу. Винтовой движитель – в кольце. Был изготовлен и испытан один опытный образец. В сложные времена не нашлось инвесторов на организацию серийного производства.
Расчетам нагрузок, выбору оптимальной схемы упруго-демпферного соединения и параметров амортизации были посвящены работы Михаила Александровича Халенкова и Владимира Алексеевича Швилкина. Легкая, амортизированная лодка-лыжа позволила существенно снизить динамические нагрузки на аэросани и улучшить виброкомфорт в кабине при движении по неровностям, сугробам на суше и волнам на воде. Очевидно, уменьшение вертикальных динамических нагрузок привело также к уменьшению сопротивления поступательному движению саней. Главный и вряд ли устранимый недостаток саней с винтовым движителем – высокий уровень шума.
Три источника и три составные части нового великолепного вездехода:
- установка двух цикло-движителей вместо винта,
- упруго-демпферная подвеска лодки-лыжи,
- электропривод на ротор цикла и персональный электропривод на каждую плицу.
Такая конструкция позволит решить основные проблемы: кардинально снизить уровень шума, повысить маневренность, повысить экономичность и решить проблему резервирования основных систем аэросаней.
К сожалению, сейчас нет больших надежд на фирму ТУ.
Стоит организовать специальное конструкторское бюро для проектирования циклосаней и циклолётов. Могу только дать советы молодым и энергичным, основываясь на опыте конструктора и математика. Есть идеи и по поводу циклолётов.
Швилкин Владимир Алексеевич, ктн.