О космосе - общая ветка

Ну ладно. Чёрт с ней с конспирологией. Уболтали.
Но как КААААК можно на этапе контроля работособности не увидеть, что акселерометр показывает у другую сторону?!
Что это за технология такая проверки в воспетом в легенадх МИКе, где не нашли такую лажу?!
Это значит, что руководящие докуметы по настройке и проверке -- либо лажа полная, либо они верны, но никогда по ним не работали. И выяснилось это спустя 40 лет эксплуатации девайса!

P.S. Хотя.... каждый день читая эксплуатационные документы "made in Russia " волосы дыбом встают от фраз типа:
"на выходе устройства должен появиться меандр с частотой примерно 2,4 МГц"
Если и на "Протон" документация нарисована в таком стиле, то вовсе не мальчик виноват....
 
Ну что же, для невнимательного читателя (в чём я сильно сомневаюсь) ещё раз:
Я здесь вижу ТРИ факта, разнесённых по времени:
1. Виноват мальчик;
2. Будем применять полиграф (нафига, если известен виновный?);
3. Будем ставить видеокамеры (нафига, если полиграф подтвердил виновность мальчика?).
Да, я старый конспиролог, страдающий паранойей, но объясните мне логику этих трёх последовательных реплик наших боссов космической отрасли, плиз!
Вот именно так, без выдёргивания, в такой хронологии. Жду.
 
тяжело искать черную кошку в темной комнате, особенно если кошки там нет. Объяснение катастрофы факапом одного-двух сотрудников равносильно признанию в том, что отрасль довели до ручки. А тут - вихри враждебные веют над нами и всё такое. Очень в духе Рогозина.


---------- Добавлено в 21:49 ----------


Причём до этого 40 (!) лет всё прокатывало.
не показатель. Напомнить недавний случай с Тушкой в Чкаловском?
 
Влад, ещё раз: я привёл три выражения наших космических начальников в строгой хронологической последовательности. В скобках я привёл свои измышления по этому поводу. Приведи пожалуйста своё объяснение этих метаний, а не скатывайся на причитания в духе "всё пропало".
Причём поверь, я знаю как вылизывается не то что каждое слово, каждая запятая в репликах "для прессы". Так что на "беспорядочный бред" можешь не рассчитывать...
 
нет причитаний, Миша. Люди прикрывают собственную задницу. Прикрыть ее легче всего введением третьих сил - мол, мальчонка не виноват, сделал все правильно, а оно почему-то не взлетело, поэтому трахайте ФСБ, это их факап.


---------- Добавлено в 22:10 ----------


ты слишком, слишком хорошего мнения о говорунах.
 
xoid,
Опять одни эмоции.....
Ещё раз: три высказывания в хронологической последовательности. Все официальные, растиражированные по массмедиа.
Я своё видение предоставил, логически обосновал.
Твой комментарий?
 
Справедливости ради замечу, что это были не акселерометры и даже не датчики углов, а датчики угловых скоростей. И функционирование таких датчиков (включая правильность их ориентации) после их установки в отсек ракеты в принципе можно проверить только качанием отсека, в котором они установлены (причем только в процессе качания, а не статическим наклоном!). А это уже достаточно замысловато.
 

Типа "я твой ракета труба шатал"?
 
ключевое слово - "начальников" - даже не одного. Опять-таки - разруха, некомпетентность, что говорят - не думают и часто не понимают.
 
Типа "я твой ракета труба шатал"?
Будучи занудой, попробую ответить серьезно:confused2:.
На старинных больших ракетах (РСД Р-12 и МБР Р-7 - я успел их застать в натуре:confused2 гироприборы - гирогоризонт (тангажа) и гировертиканты (крена и рысканья) автомата угловой стабилизации (АУС), а также РКС (регулятор кажущейся скорости) автомата управления дальностью (АУД), были выполнены как конструктивно законченные приборы, в герметичных корпусах с электрическими разъемами и точными посадочными местами.

Эти приборы хранились в своих укладках и устанавливались на свои места в приборном отсеке ракеты только при подготовке к пуску. А перед установкой на место производилась проверка функционирования на специальном оборудовании, которое размещалось в двух из нескольких десятков машин различного наземного оборудования. Гирогоризонт и гировертиканты перед установкой на ракету проверялись в динамике на специальном качающемся стенде, а у РКС проверялось поведение под действием силы тяжести. Сооветственно, время подготовки к пуску измерялось часами (у Р-12 - около 2 часов из постоянной готовности и 1,5 часа из повышенной готовности, у Р-7 - во много раз больше).

С начала 60х СУ РСД (начиная с Р-14) и МБР (начиная с Р-16) стали делать на основе гиростабилизированной платформы (ГСП), на которой размещались гироскопы АУС, РКС и акселерометры АУД, а также акселерометры боковой и нормальной стабилизации (БС и НС). Наиболее критичные функции ГСП - стабилизация ракеты по рысканью (курсу) и поддержание оптимальной ориентации акселерометров, чтобы минимизировать перекрестное влияние каналов БС, НС и АУД.

Наиболее жесткие требования - к регистрации поперечных ускорений (в современных МБР - чувствительность менее 0,0001 G на фоне продольного ускорения до 10...20 G) и кажущейся продольной скорости (в современных МБР - погрешность менее 0,1 м/с на фоне кажущихся продольной скорости более 8 тыс. м/с и "нормальной" скорости 1...2 тыс. м/с). Именно относительное удобство прецизионного измерения продольной скорости и оптимальная ориентация акселерометров БС, НС и АУД создают преимущество ГСП для МБР и РН перед более поздними т.н. "бесплатформенными " ИНС (БИНС), которые сейчас широко применяются на военных и гражданских самолетах (где эти свойства не так важны), а также на ОТР (где не требуются такие точности).

ГСП большой ракеты - это конструктивно законченное необслуживаемое изделие, с массой порядка 100 кг. Для проверки функционирования ГСП, СУ оснащается встроенными средствами самоконтроля - благо вся необходимая электромеханика (приводы поворота, датчики углов и т.д.) и так есть в составе ГСП.

Чтобы обеспечить и устойчивость, и приемлемое быстродействие АУС (т.е., малую динамическую ошибку при наличии внешних возмущений) нужны не только сигналы рассогласования углов, но и сигналы угловых скоростей. Сигналы угловых скоростей позволяют погасить угловые колебания, приводящие к неустойчивости СУ. Эти сигналы в принципе могут быть получены дифференцированием сигналов углов от гироскопов АУС, и часто этим и ограничиваются. Однако, поскольку дифференцирование подчеркивает все шумы и помехи, бОльшая точность угловой стабилизации достигается, если в составе СУ есть специальные датчики угловых скоростей (ДУС), непосредственно выдающие соответствующие сигналы.

В СУ РН "Протон-М" есть 3 комплекта ДУС, размещенных на ГСП, которая находится на 3й ступени РН. Функционирование этих ДУС может быть проверено при проверке работы ГСП. Но, кроме этих "основных" ДУС на ГСП, в РН "Протон-М" есть еще 3 комплекта дополнительных ДУС, размещенных на первой ступени РН и используемых только при работе этой ступени. Именно эти ДУС (все 3 ДУС одного из каналов) и были якобы перевернуты при их установке на 1й ступени РН, а выявить это можно только качанием первой ступени. Изменение знака сигнала угловой скорости и привело к потере устойчивости АУС несчастного "Протона-М" 2.07.13.
 
Последнее редактирование:
ЛевМих, если я правильно понял, из-за неправильной установки пресловутых датчиков автомат, вместо того, чтобы возвращать ракету на траекторию, колебания усилил и таки "труба расшатал" (что мы и видели на экране)?
 
Наверное можно предусмотреть и контрольно-тестовый сигнал проверяемый во время отработки систем после установки на изделие . Другое дело что в конструкцию датчика значит это не заложено . По своей вус я изучал изделие 8к62. Уже ничего и не помню про нее , помню только что гептил - с..а вредный, и при проведении всех технологических процедур с ракетой было обязательное правило - только офицеры, один читает карту, другой выполняет, третий контролирует. Сейчас видимо все не так...
 
Не могли бы Вы расшифровать эти понятия? Кому скорость кажется и почему она кажется в 4 раза больше нормальной?
Да, и кстати, у РН, несмотря на её осесимметричность, всё таки есть "верх" и "низ" и она обязательно ориентирует их?
 
Начну ликбез по баллистике ракет со второго вопроса, по ориентацию. Траектория баллистических ракет (БР) и РН - кривая, лежащая в т.н. "плоскости стрельбы". Ориетация оси ракеты в этой плоскости описывается углом тангажа, а сама траектория - углом наклона траектории. Эти углы различаются на угол атаки. Остальные 2 угла - угол крена (вращения) и угол рысканья (курса).

Задача автомата угловой стабилизации - поддержание всех трех основных углов (тангажа, крена и рысканья) согласно программе полета. Поддержание заданного угла рысканья - это удержание траектории в заданной плоскости стрельбы. Программа угла тангажа в АУС, совместно с программой нарастания скорости в автомате управления дальностью (АУД), обеспечивают полет по заданной траектории и, в конечном итоге выход в заданную "точку бросания" с заданной скоростью, при достижении которой АУД выключает двигатель. А угол крена должен с высокой точностью поддерживаться нулевым, чтобы избежать преобразования принципиально ненулевого тангажа в недопустимую ошибку курса.

Минимизация поперечного сноса траектории обеспечивается т.н. автоматом боковой и нормальной стабилизации (АБНС). Акселерометр БС регистрирует ускорение, перпендикулярное плоскости стрельбы, и одна из задач СУ - обнуление этого ускорения. А акселерометр НС регистрирует ускорение в плоскости стрельбы по нормали к траектории, которое, вообще говоря, ненулевое из-за силы тяжести (нулевое - при полете по чисто баллистической эллиптической траектории).

Кажущаяся скорость - это интеграл от кажущегося ускорения (это не жаргон, а официальные термины). Кажущееся ускорение кажется бортовому акселерометру, который в принципе не может отличить реальное ускорение от ускорения силы тяжести и регистрирует только их сумму. Т.е., кажущееся ускорение равно нулю у тела, летящего по чисто баллистической траектории - это и есть невесомость. И именно разгон до заданной кажущейся продольной скорости должны обеспечить тяга двигателей ( с учетом потерь на противодавление атмосферы на срезе сопел и на сопротивление воздуха) и запасы топлива.

Кажущееся продольное ускорение (вдоль траектории) превышает реальное ускорение на величину проекции ускорения свободного падения на траекторию. В результате у МБР, летящей на 10 тыс км, конечная скорость в точке бросания около 7 км/с, а нужная кажущаяся скорость - до 8 км/с. РН, выводящая КА на низкую орбиту, имеет скорость в точке бросания около 7,8 км/с, а ее кажущаяся скорость - ориентировочно 9 км/с.

Кажущееся нормальное ускорение (по нормали к траектории в плоскости стрельбы) в основном образуется проекцией силы тяжести на это направление. Соответствующая "нормальная кажущаяся скорость" - в пределах 1...4 км/с (примерно пропорционально продолжительности разгона - от порядка 100 сек для твердотопливных МБР до 500 сек и более для жидкостных РН.
 
Таким образом скорость ракеты ни на каком участке полёта не измеряется инструментально, а лишь высчитывается исходя из измеренных ускорений?
 
У "Протона"-и-его-запуска, как конечного изделия - неприемлемо большое для нынешнего времени количество ручного высококвалифицированного труда. Такую мозго-трудоёмкость (время умноженное на необходимые образование и квалификацию) серийного изделия сейчас не потянет ни одна страна мира, смотрим как американцы признались-таки, что потеряли возможность производить водородные бомбы - причины везде разные, (отток умных энтузиастов в IT или за границу, общая деградация, утеря, ввиду смены образа жизни и мышления на клиповое молодёжью _всего_мира_ умения осиливать длинные сложные тексты (учебники!), з/п тут в конце причин, а рогозин вообще признак-следствие, надо это осознавать) но итог один - непереход вовремя на новую технологию производства, позволяющую делать то же самое менее квалифицированным персоналом - ведёт через в общем небольшое время к потре возможности этого производства вообще. Что и пронаблюдали в прямом эфире.

а вот этот непереход - это уже - от невозможности крупносерийного, тиражного производства качественных, технически обоснованные организационных решений. И вот этот последний пункт затягивает в воронку (фатализма)
 
Последнее редактирование модератором:
Те причины неудач, которые озвучивались до сих пор, никак не подтверждают Ваши слова (ИМХО, конечно).
Неправильная установка неких датчиков - да обезьяну можно научить вставке коробочки "красненьким к красненькому". Неправильно залитое количество топлива - решается всего лишь написанием соответствующего софта и отходом от производства расчётов на салфетке группой гениальных учёных. Вот потеря технологической дисциплины, это да. Отсутствие надлежащего контроля качества -да.
Откровенно говоря, эта информация прошла мимо меня. Насколько она соответствует действительности?