О космосе - общая ветка

Реклама
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Частные корабли предлагают отрасли новые правила игры в мировом масштабе

Делать итоговые выводы до момента посадки стартовавшего 30 мая корабля Crew Dragon не стоит. Сначала надо дождаться успешного завершения миссии Demo-2. Но уже сейчас можно говорить об изменениях, которые принес в мировую космонавтику старт частного пилотируемого корабля. Незатронутыми останутся только страны без космической программы, а также Китай и Индия, выбравшие в мировой космонавтике «свой путь». Для всех остальных этот запуск принесет очень много перемен. Подробности — в материале «Известий».
США — NASA
Административные и прочие непроизводственные расходы NASA уже давно превысили 50%, а по некоторым проектам приближаются к трем четвертям от общей суммы (72% бюджета в случае с программой создания сверхтяжелой ракеты SLS).

Дыры такого масштаба в проектах не заткнуть даже при финансовых возможностях правительства США, и потому управление переходит к новой стратегии, в рамках которой заказываются и покупаются не отдельные ракеты и корабли, а «услуги» в целом. SpaceX и Boeing в рамках программы Commercial Crew Program по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию предоставляют именно услугу по доставке астронавтов.

NASA покупает услуги по доставке и при этом контролирует и сертифицирует, как это будет реализовано. Ракета, пилотируемый космический корабль, система аварийного спасения, скафандры — всё это проходит через систему проверок и тестов. Плюс такой системы для NASA в том, что оно берет на себя именно административную и контролирующую функцию, оставляя исполнителю разработку, производство, логистику и технические решения.

При этом NASA имеет возможность разрешить или запретить какие-то вещи на уже готовых образцах. Например, пока по желанию NASA сертифицированные для многоразовых полетов космические корабли Crew Dragon будут использоваться лишь один раз, а посадка будет осуществляться только на парашютах, без включения двигателей мягкой посадки перед самым приземлением. Понятно, что эти решения продиктованы желанием обеспечить дополнительную безопасность при использовании малопроверенного оборудования.

Удачный запуск и стыковка с МКС дали NASA существенные козыри. Восстановлена независимость США от России в вопросах доставки астронавтов на орбиту, пусть и на несколько лет позже, чем предполагалось изначально, о чем предпочитают не вспоминать поклонники Илона Маска. Кроме того, NASA показало, что курс на покупку «услуг» у подрядчиков оказался верным. Теперь в течение ближайшего года-двух NASA завершит сертификацию варианта от Boeing (космический корабль CST-100 Starliner плюс ракета-носитель Atlas-5) и запишет программу Commercial Crew Program в свои достижения.

США — SpaceX
Для Илона Маска этот запуск стал своеобразным «экзаменом» на возможность отправки в космос пилотируемых миссий. Например, теперь можно переходить к давно анонсированному космическому туризму. В феврале 2020 года компания Илона Маска вступила в партнерство с американским космическим туроператором Space Adventures, чтобы осуществить туристический полет за $100 млн не позднее 2022 года.

Предполагается, что Crew Dragon с четырьмя астротуристами на борту совершит полет без захода на МКС, продолжительностью около пяти суток. Во время полета корабль сделает один-два витка, достигнув высоты около 800 км над поверхностью Земли, что в два раза выше чем орбита МКС. Вернувшиеся туристы станут первыми в истории человечества коммерческими путешественниками, так далеко оторвавшимися от Земли.

Естественно, это открывает компании SpaceX доступ к другим проектам и тендерам для NASA. Скорее всего, уже в ближайшее время Илон Маск на правах руководителя компании, отправляющей американских астронавтов на МКС, предложит новые варианты участия SpaceX в лунной программе «Артемида» и параллельному ей проекту станции LOP-G. Тем более, пока со сверхтяжелой ракетой SLS от Boeing у NASA только проблемы.

Отдельно нужно отметить, что этот запуск, хотя он и проведен на деньги и под контролем NASA, стал первым в истории космонавтики, выполненным коммерческой компанией с использованием своей ракеты и космического корабля. И Boeing, и McDonnell Douglas, конечно, также являются частными корпорациями, но их работа заключалась в выполнении отдельных заданий для американской космонавтики. SpaceX обеспечивает полный цикл, от старта до приземления.

США — Boeing
Да, Boeing проиграл Commercial Crew Program, в которой считался несомненным лидером. Крупнейшая в мире аэрокосмическая корпорация не смогла угнаться за наглым новичком. Несомненно, это нанесет еще один удар по компании, и так в последние два года вошедшей в коммерческое и репутационное пике.

Из успешно завершенных космических проектов Boeing может похвастаться пока только пилотируемым кораблем, создаваемым специально для лунных миссий. Сверхтяжелая ракета-носитель SLS постоянно переносится по срокам вправо, а отчеты NASA показывают, что дело не только во времени — у разработки очень много технологических проблем. Если их не получится решить в ближайшее время, то лунную программу NASA ждет серьезный пересмотр, а Boeing, скорее всего, будет назначен крайним в срыве всей миссии.

Что теперь корпорация будет делать с космическим кораблем CST-100 Starliner? Доделывать, и не спеша — гонка проиграна, торопиться уже некуда. Глава NASA Джим Брайденстайн заявил, что испытания корабля поставлены на конец 2020 года. В случае успешного их завершения, NASA наверняка будет хотя бы иногда ставить Boeing в расписание доставки, чтобы поддерживать оба варианта. Но время упущено, и к моменту возможного начала использования «Старлайнера» Маск будет уже далеко впереди.

Россия — «Роскосмос»
Никто не спорит с тем, что российской космонавтике ситуация последних девяти лет была гораздо удобнее. Возможность возить американских астронавтов на «Союзах», использовать эту монополию как козырь на переговорах и получать серьезные деньги была чрезвычайно выгодной. При этом все понимали, что бесконечно эта ситуация не продлится, и США будут стремиться восстановить статус-кво.

Во время последних запусков цена за одно место поднималась до $95 млн. В год мы запускали примерно четыре-пять американских астронавтов. Четыреста с лишним миллионов долларов — это очень серьезные деньги в нынешней ситуации.

Критично ли это? На самом деле, нет. Очень неприятно, болезненно, но не фатально. «Роскосмосу» придется потрудиться, чтобы заткнуть образовавшиеся в бюджете дыры. Одна из реальных возможностей — это космический туризм с посещением Международной космической станции. Уже сейчас стало известно, что «с учетом заявок желающих на осуществление своей мечты «Роскосмос» заказал изготовление дополнительно двух кораблей «Союз».

Космические туристы, конечно, не позволят полностью ликвидировать финансовый разрыв, образовавшийся после ухода американцев, но могут сгладить его. Как бы то ни было, «Роскосмос» уже сообщил о запланированных в этом году испытаниях двух новых ракет.

Возможно, «Роскосмос» сможет обмениваться местами на «Союзах» с американцами. Такая практика уже существовала, когда к Международной космической станции одновременно летали «Союзы» и «Шаттлы». Как это будет происходить сейчас, пока непонятно. Скорее всего, переговоры начнутся уже в ближайшее время.
 
В России началась работа над космическим истребителем
По всей видимости, в нашей стране не стали спокойно смотреть на попытки США милитаризировать космос. И это не будет гонка вооружений. На новом технологическом уровне пересмотрят и реализуют давно испытанные советские проекты.

Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, выступая в эфире "Комсомольской правды", заявил, в том числе, о том, что сейчас рассматривается возможность создания крылатого пилотируемого космического корабля. По его словам, "космоплан" сможет работать как в атмосфере, так и в безвоздушном пространстве, прежде всего, в ближнем космосе. И назвал это "очень перспективной темой".

Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, выступая в эфире "Комсомольской правды", заявил, в том числе, о том, что сейчас рассматривается возможность создания крылатого пилотируемого космического корабля. По его словам, "космоплан" сможет работать как в атмосфере, так и в безвоздушном пространстве, прежде всего, в ближнем космосе. И назвал это "очень перспективной темой".

Как рассказывают наши источники в ракетно-космической отрасли, работы уже начались. И речь не идет о возрождении советского космического челнока "Буран", а скорее всего, о легком орбитальном самолете "Спираль". Этот удивительный космический аппарат был разработан и даже испытан в Советском Союзе несколько десятилетий назад. До сего дня технические идеологии, воплощенные в нем, не устарели.

Напомним, в 1970-х годах в СССР фактически создали совершенно уникальный для того времени орбитальный самолет, способный выполнять сугубо мирные задачи и военные. В гражданском варианте он мог решать самые различные задачи. А в случае боевого применения был способен уничтожать потенциально опасные объекты в космосе и наносить удары по земле. Для этого предусматривалась установка на его борту шести ракет класса "космос-космос" или одной мощной "орбита-земля". В перспективе предполагалось размещать и лазерное оружие, работы над которым у нас шли активно и успешно.

Еще более невероятно, что работы над космическим истребителем начались в 1964 году. Мало кто знает, хотя это давно не секрет, велись они в самолетостроительным ОКБ, которое тогда возглавлял А.И. Микоян.

 
Глава SpaceX на русском предложил сотрудничество "Роскосмосу"

Москва. 31 мая. ИНТЕРФАКС - Глава компании SpaceX Илон Маск заявил, что рассчитывает на сотрудничество с "Роскосмосом".

"Спасибо, сэр, ха-ха. Мы рассчитываем на взаимовыгодное и процветающее долгосрочное сотрудничество. - Elon", - написал Маск в Twitter в ответ на поздравления главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина с успешным полётом пилотируемого корабля Crew Dragon, в воскресенье пристыковавшегося к Международной космической станции.

 
МиГ-31, а вот старина Илон говорит, что работает для всего человечества и пишет на своей продукции

"наши", "ваши" - как-то это все мелочно в галактическом масштабе ))
Ну, это Илон все-таки кокетничает :). Или он может и искренен, но США с его космополитизмом точно не согласны. Мне по крайней мере показалось, что трансляция полета Demo-2 была очень патриотичной, слово "Америка" там было едва ли не в каждом предложении, а уж сколько раз повторили "from the american soil" (подразумевая главное достоинство происходящего) - счету не поддается. Понятно, что не только от Илона эта тональность зависела, и не сам он себя назначил гордостью штатов, но все же это был подчеркнуто американский праздник. Особенно это было заметно во время связи с ЦУП после перехода экипажа на станцию. На Иванишина и Вагнера никто из выходящих на связь внимания не обратил, ничего у них не спросили, даже по имени их ни разу не назвали, так они молча и просидели с краешку. Только, кажется, Брайан Бабин вскользь сказал о них что-то вроде "your fellow russians here". Объяснимо, конечно, но все же как-то некрасиво.
 
Ну, это Илон все-таки кокетничает :). Или он может и искренен, но США с его космополитизмом точно не согласны. Мне по крайней мере показалось, что трансляция полета Demo-2 была очень патриотичной, слово "Америка" там было едва ли не в каждом предложении, а уж сколько раз повторили "from the american soil" (подразумевая главное достоинство происходящего) - счету не поддается. Понятно, что не только от Илона эта тональность зависела, и не сам он себя назначил гордостью штатов, но все же это был подчеркнуто американский праздник.
Ну это сотрудники NASA и SpaceX праздновали успешный результат 9-ти лет работы. Представляю как у нас будут праздновать полет Федерации (или как она там сейчас называется), если она когда-нибудь полетит. Ну федерация-то вряд ли бы полетела, поэтому ее переименовали во что-то летающее.
Объяснимо, конечно, но все же как-то некрасиво.
Ага. А Рогозинский батут - это красиво?
 
«Фыркал всю дорогу»: Астронавты США рассказали о полёте Crew Dragon к МКС
 
Реклама
«Фыркал всю дорогу»: Астронавты США рассказали о полёте Crew Dragon к МКС
" Что ж, первый успешный пилотируемый полет Crew Dragon, совершенный не куда-либо, а к российской МКС, вполне мог бы стать точкой отсчета новой главы российско-американского сотрудничества. "

Э? o_O
 
" Что ж, первый успешный пилотируемый полет Crew Dragon, совершенный не куда-либо, а к российской МКС, вполне мог бы стать точкой отсчета новой главы российско-американского сотрудничества. "
:ROFLMAO: :ROFLMAO: :ROFLMAO:
серьезно?
вот поэтому я не читаю русскоязычную прессу о космосе )
 
" Что ж, первый успешный пилотируемый полет Crew Dragon, совершенный не куда-либо, а к российской МКС, вполне мог бы стать точкой отсчета новой главы российско-американского сотрудничества. "

Э? o_O

Что вы хотите от ольгинского сцайта?
 
" Что ж, первый успешный пилотируемый полет Crew Dragon, совершенный не куда-либо, а к российской МКС, вполне мог бы стать точкой отсчета новой главы российско-американского сотрудничества. "

Э? o_O
Рогозинщина косит наши ряды!
iss-presentation-10-728.jpg
 
вот кстати на тему обсуждавшихся полетов по обмену
АЛМА-АТА, 2 июн - РИА Новости. Госкорпорация "Роскосмос" и НАСА ведут переговоры о взаимном предоставлении мест для космонавтов на космических кораблях двух стран для полетов на Международную космическую станцию (МКС), сообщил представитель Роскосмоса в Казахстане Анатолий Красников.
 
вот кстати на тему обсуждавшихся полетов по обмену

Я представляю заголовки.
"Маск разрешил русским попрыгать на батуте! "
 
Машины, фуршеты, самолеты: Роскосмос засекретит закупки
 
Реклама
"Роскосмос" рассчитывает вскоре согласовать договор с Казахстаном о строительстве космического комплекса

Нур-Султан. 2 июня. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН - Казахстан и РФ в ближайшее время согласуют договор о проектировании и строительстве наземной части ракетно-космического комплекса "Байтерек", заявил представитель госкорпорации "Роскосмос" в Казахстане Анатолий Красников.

"Мы сейчас находимся на этапе согласования договора между заказчиком, которым является казахстанская сторона, и нашими предприятиями, которые будут выполнять работы по проектированию этого комплекса (РКК "Байтерек" - ИФ-К), будут выполнять работы по его строительству с привлечением, естественно, казахстанских предприятий", - сказал Красников на брифинге во вторник.

"И мы надеемся, что в ближайшее время мы этот договор согласуем", - добавил представитель российской госкорпорации, отметив, что договор "достаточно большой, объемный, рассчитан на достаточно длительное время".

"Нам отрадно, что казахстанская сторона готова приступить к финансированию проекта по созданию наземной инфраструктуры этого комплекса. Мы, в свою очередь, уже активно занимаемся созданием самой ракеты, перспективной ракеты среднего класса, которая должна будет пускаться с этого комплекса", - добавил Красников.

 
Назад