О космосе - общая ветка

А вот про него то я и позабыл. Менталитет эпохи ГСМ даёт о себе знать!
Не мудрено. До тех пор, пока не расстреляют последнего гринписовца, ионники так и останутся верньерными движками. В крайнем случае - средством для поднятия орбит
 
Реклама
8 часов 5 минут – столько в открытом космосе побывали российские космонавты Котов
и Рязанский. Это новый рекорд, по крайней мере для встречи со Вселенной один на
один в российском скафандре «Орлан-МК».
http://ufanotes.ru/high-tech/1018-r...li-rekord-prebyvaniya-v-otkrytom-kosmose.html

Не совсем понял. А в Американском скафандре сколько рекорд? И какой абсолютный?

А все, нашел:
Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001, длившийся 8 часов 53 минуты.
 
Последнее редактирование:
А причём тут гринписовцы?
При том, что использование мощных ионников в качестве маршевых движков (для движения аппарата с разумным ускорением) возможно только в паре с ядерной силовой установкой. Причём, с "настоящим" реактором, а не с каким-нибудь РИТЭГом
 
Последнее редактирование:
Насколько я понимаю, атмосферных ионников просто нет. А в космосе - не жалко.
Но вот когда-нибудь доведут до ума термояд... И оверсаном, до Юпитера :)
 
Насколько я понимаю, атмосферных ионников просто нет. А в космосе - не жалко.
НЯЗ, наиболее принципиальная проблема в том, что нет и не предвидится 100% гарантии безаварийного вывода реактора в космос. А Землю жалко.
Но вот когда-нибудь доведут до ума термояд... И оверсаном, до Юпитера :)
Пока что, ИМХО, единственная неабсурдная и даже более-менее перспективная идея по "доведению до ума термояда" - это масштабирование токамака до циклопических размеров. Все остальные направления (типа инициирования термоядерных микровзрывов сверхмощными импульсными лазерами с частотой повторения взрывов в сотни Гц и утилизация энергии этих взрывов:eek:) - это 200% доение бюджетов:D.
Кстати о токамаках, вот чья-то "Ода на запуск токамака Т-15" (событие было лет 25-30 назад, цитирую по памяти).

От токамака Т-15
Пора нам сделать шаг вперед.
Я б выбрал Т-34 -
Он никогда не подведет!:)
 
НЯЗ, наиболее принципиальная проблема в том, что нет и не предвидится 100% гарантии безаварийного вывода реактора в космос. А Землю жалко
По кусочкам запускать. Сначала "чистую" конструкцию. Потом - по нескольку ТВЭЛов за раз в надлежащей упаковке. АМСы ведь с крупными термоэмиссионными генераторами запускают. А они бывали весьма немаленькие - в пару десятков кг плутония. Который, помимо того что активен, ещё и нечеловечески ядовит (как тяжёлый металл). И эти генераторы, таки, теряли в атмосфере. Например, при аварийном возвращении А-13 там находилась электростанция, которая должна была остаться на Луне


---------- Добавлено в 23:42 ----------


единственная неабсурдная и даже более-менее перспективная идея по "доведению до ума термояда" - это масштабирование токамака до циклопических размеров
А как сейчас научный мир смотрит на тов. Росси. Всё-таки жулик или нет?
 
По кусочкам запускать. Сначала "чистую" конструкцию. Потом - по нескольку ТВЭЛов за раз в надлежащей упаковке. АМСы ведь с крупными термоэмиссионными генераторами запускают. А они бывали весьма немаленькие - в пару десятков кг плутония. Который, помимо того что активен, ещё и нечеловечески ядовит (как тяжёлый металл). И эти генераторы, таки, теряли в атмосфере. Например, при аварийном возвращении
"По кусочкам запускать" - это путь, в принципе возможный, но малоэффективный по следующим причинам (мое ИМХО).

1) Сложная техника, сильно нагруженная энергетически (а реальный ядерный реактор, со всякими штатной автоматикой, системами аварийного охлаждения, телеметрией и т.п. - это именно такая техника), является более-менее надежной только в том случае, если она была испытана в достаточном объеме в работе. Поскольку тема - "О космосе", приведу пример на эту тему.

Б.Черток утверждал,что основной технической причиной (технической - в отличие от чисто политических или экономических причин) краха проекта "лунной" ракеты Н-1 было решение о применении на ней одноразовых ЖРД. Такие ЖРД, конструкция к-рых не допускает проведения "огневых" испытаний при ПСИ (из-за наличия принципиально одноразовых пиромембранных клапанов для включения и "пироотсечных" клапанов для выключения), применялись и применяются в серийных боевых ракетах, но там они отрабатываются в условиях реального полета на десятках испытательных пусков. После 3й (или 2й?) аварии Н-1 было принято решение о разработке многоразового двигателя для дальнейшего выпуска Н-1, и именно эти двигатели, не попавшие на Н-1 в связи с прекращением этой программы, через десятки лет были расконсервированы и поставлены в США для использования в современных РН.

Крупногабаритные электрические машины и т.п. полностью проверяют на заводе-изготовителе, затем разбирают на крупные части, эти части перевозят на место работы, а там их собирают и снова испытывают (в меньшем объеме). Но ядерный реактор, однажды включенный, может быть выключен, но не может быть безнаказанно разобран на части - его внутренность и "начинка" вскоре после включения становятся сугубо радиоактивными. Химические и ядерные реакторы монтируют и испытывают на конечном объекте - но этот объект специально оборудован для таких работ. Потому, ИМХО, в обозримом будущем малореальны доставка на орбиту и простая (менее чем "отверточная") сборка на орбите реактора, уже прошедшего "огневые" испытания.

2) Самый маленький практически пригодный ядерный реактор содержит в десятки раз больше радиоактивности (обычно в виде плутония как исходного "топлива", но, главное, продуктов его распада при работе), чем самый большой "изотопный" электрогенератор ("термоэмиссионный", или, шире, термоэлектрический - например, с элементами Пельтье). А каждый из немногих случаев неконтролируемого падения КА с изотопными источниками питания сопровождался большим международным скандалом.

А как сейчас научный мир смотрит на тов. Росси. Всё-таки жулик или нет?
Я не считаю себя принадлежащим к "научному миру" как к тусовке (всю жизнь занимался лишь сугубо прикладными аспектами в принципе прикладных наук), но достаточно образован, чтобы иметь твердое мнение по сабжу Так вот, НЯЗ, публикации Росси явно противоречат твердо установленным законам природы.

За середину 20го века "горизонт истины" в физике радикально расширился, и все основы физики, кроме области сверхвысоких энергий в микромире (типа поиска пресловутого бозона Хиггса) и, напротив, космогонических вопросов (типа темной материи, темной энергии, большого взрыва и т.п.) следует считать абсолютной истиной. На этом фоне я считаю ниже своего достоинства уделять внимание персоне Росси. И такое отношение, ИМХО, это один из необходимых признаков принадлежности к истинному "научному миру" (альтернатива которому - лженауки и мракобесие).
 
Последнее редактирование:
Б.Черток утверждал,что основной технической причиной (технической - в отличие от чисто политических или экономических причин) краха проекта "лунной" ракеты Н-1 было решение о применении на ней одноразовых ЖРД. Такие ЖРД, конструкция к-рых не допускает проведения "огневых" испытаний при ПСИ (из-за наличия принципиально одноразовых пиромембранных клапанов для включения и "пироотсечных" клапанов для выключения), применялись и применяются в серийных боевых ракетах, но там они отрабатываются в условиях реального полета на десятках испытательных пусков. После 3й (или 2й?) аварии Н-1 было принято решение о разработке многоразового двигателя для дальнейшего выпуска Н-1, и именно эти двигатели, не попавшие на Н-1 в связи с прекращением этой программы, через десятки лет были расконсервированы и поставлены в США для использования в современных РН

Вызывает серьезные сомнения, что все эти утверждения действительно принадлежат Чертоку.

Все ЖРД, стопроцентно, без исключений проходят огневые ресурсные КТИ, с обязательной переборкой и дефектацией. Посему наличие «одноразовых» пироотсечных клапанов в ПГС ЖРД не было ни разу никакой проблемой. Безпереборочных схем огневых КТИ немного. По беспереборочной схеме испытываются на ЮМЗ двигатели РД120 – но это достаточно поздняя разработка, беспереборочная схема проходила долгое обоснование.

Пироразрывные мембраны в состав двигателя не входят – они расположены на топливных магистралях, и к двигателю никакого отношения не имеют.

Пусков ракеты Н-1 было всего четыре. Никакой «смены двигателя» по результатам неудачных испытаний не может быть ни коим образом – ракета начинает разрабатываться уже при готовом двигателе, либо когда разработка двигателя прошла стадию эскизного проекта, проблемы с двигателем без вариантов приводят к закрытию проекта ракеты. В Н-1 речь шла о модернизованном двигателе, но он так и не летал. Повлияло ли бы его применение в летных испытаниях на судьбу проекта - вовсе не факт. Просто отрабатывать ракету нужно на земле, в том числе комплексные огневые испытания ступеней в целом. Но для Н1 их не было - стенд для наземных комплексных испытаний решили не делать.
Некоторые подробности по истории НК-33 в советской «лунной» программе http://www.lpre.de/sntk/NK-33/index.htm

Вообще, ЖРД - это была "тема" Глушко - там были основные кадры, экспериментальная база, наработки, заделы. Кузнецов ему серьезной конкуренции не составлял. Но Глушко изначально отказался участвовать в этом проекте, посему двигатель и делал Кузнецов. Вообще, о Глушко те, кто знал его лично, отзываются крайне негативно: «барин» – не то слово. После увольнения Мишина именно он учинил разгром программы Н-1, с ликвидацией заделов и уничтожением матчасти (в том числе и по двигателю).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Вызывает серьезные сомнения, что все эти утверждения действительно принадлежат Чертоку.
Однако я все это вычитал именно в мемуарах Б.Е.Чертока "Ракеты и люди" (4 тома, издание 1999г, 4й том - "Лунная гонка"). Я это читал в сентябре 2001г (датировка надежная - как раз тогда было пресловутое "11 сентября") и, поскольку я не совсем темный в ракетных делах, я в состоянии вычленять суть из сотен страниц текста. Я тогда оттуда извлек и еще несколько существенных утверждений (см. ниже).
Все ЖРД, стопроцентно, без исключений проходят огневые ресурсные КТИ, с обязательной переборкой и дефектацией. Посему наличие «одноразовых» пироотсечных клапанов в ПГС ЖРД не было ни разу никакой проблемой.
imkas, я вполне доверяю Вам как специалисту. Но согласитесь, что огневые ресурсные испытания с последующей переборкой двигателя - меньшая гарантия последующей безаварийной штатной работы, нежели переборка после ресурсных испытаний с последующими хотя бы кратковременным включением и промывкой, которые возможны для многоразового двигателя.

Более того, НЯЗ, было несколько случаев аварий ракет из-за посторонних предметов ( заглушек, шайб и т.п.), оставленных при сборке внутри собираемого изделия. В частности, официальная причина взрыва двигателя при втором пуске Н-1 - как раз попадание шайбы в ТНА. В общем, "береженого Бог бережет".

И это не только мои домыслы. Сейчас книга "Ракеты и люди" есть в Инете в свободном доступе, причем в удобно структурированном виде и с удовлетворительным форматированием текста (см. http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/index.html ). Перечитывать всю эту книгу мне сейчас некогда, но за полчаса я нашел там (в Гл.12 "Триумфы и кризисы лунных программ") и обсуждение причин взрыва двигателя при втором пуске Н-1 (цитировать не буду, ибо длинно), и сделал более-менее компактную цитату про неприемлемость переборки двигателя без последующего включения (выделения - мои):
... под влиянием двух аварий Н1, ... Главнокомандующего РВСН маршала Крылова наконец уговорили подписать на имя Афанасьева письмо с конструктивной критикой в наш адрес. В письме говорилось: «Результаты анализа двух аварийных пусков комплекса Н1-Л3, а также статистика пусков других сложных ракетно-космичестх комплексов показывают, что ...
... новые методы наземной отработки тяжелых РКК должны строиться на основе многоразовости действия и больших запасов по ресурсу комплектующих систем и агрегатов, испытаний двигателей и ракетных блоков без последующей переборки с целью выявления производственных дефектов и прохождения периода приработки" .
...
Я и Мельников заявили, что полностью согласны с предложениями Крылова, они не новы, мы сами давно это же предлагали, американцы так и работают. Надо отвечать, что мы принимаем предложения Министерства обороны, для чего считаем необходимым разработать многоразовую модификацию двигателей Кузнецова, ...
...
Наши двигателисты Мельников, Соколов и Райков, добившись успехов в собственных разработках двигателей многоразового запуска для блока «Д» и наглядевшись на опыт кузнецовского ОКБ-256, заявили, что разрабатывают новое ТЗ и вполне реально требовать создания многоразовых основных двигателей. Это будет радикальное решение по надежности двигателей.
Другое дело, что Черток как спец по СУ мог быть тенденциозен в вопросе о двигателях - НЯП, в авариях Н-1 были и ситуации, пограничные между двигателями и СУ. Но факт разработки многоразовой модификации двигателей для Н-1 имел место.

Пироразрывные мембраны в состав двигателя не входят
Да, тут меня "занесло". Более того, потом я сообразил, что даже наличие пироотсечных клапанов (которых может и не быть, если не требуется прецизионная доводка скорости маршевым двигателем) само по себе не является принципиальным препятствием для огневых испытаний двигателя без переборки, т.к. для выключения двигателя при испытаниях в принципе можно использовать другие клапаны, к-рые вроде должны быть в каждом двигателе, дабы включить подачу компонентов топлива в камеру сгорания только после достаточной раскрутки ТНА.

... В Н-1 речь шла о модернизованном двигателе, но он так и не летал. Повлияло ли бы его применение в летных испытаниях на судьбу проекта - вовсе не факт. Просто отрабатывать ракету нужно на земле, в том числе комплексные огневые испытания ступеней в целом. Но для Н1 их не было - стенд для наземных комплексных испытаний решили не делать.
Согласен, но все-таки речь шла именно о замене одноразовых двигателей на многоразовые, без переборки

Вообще, ЖРД - это была "тема" Глушко - там были основные кадры, экспериментальная база, наработки, заделы. Кузнецов ему серьезной конкуренции не составлял. Но Глушко изначально отказался участвовать в этом проекте, посему двигатель и делал Кузнецов.
НЯП, по утверждению Чертока, конкретная причина неучастия Глушко в создании Н-1 следующая. Глушко по ряду технических и организационных причин категорически настаивал на применении в "лунной" ракете высококипящего топлива (азотный тетроксид и гептил, как в "Протоне" УР-500 и боевых МБР). Королев же был не менее категорически против, считая неприемлемыми масштабное применение в РН сугубо ядовитых компонентов для пилотируемых полетов при наличии риска аварии, а также риск заражения значительной территории. Так, даже через полчаса после взрыва Н-1 на старте, в окрестностях старта продолжался мелкий дождь из брызг керосина (горючее - в избытке, для ограничения температуры в камерах сгорания) - но это все-таки керосин, а не гептил..

Кстати, Королев также был категорически против применения водорода на "верхних" ступенях РН, считая нереальным обеспечить необходимую взрывобезопасность при имевшемся уровне технической культуры. Дело в том, что водород сочетает очень низкую взрывоопасную концентрацию (2% водорода в воздухе уже детонируют - хуже ацетилена!) и очень высокую просачиваемость через микротрещины и поры (хуже только гелий). Я был в ужасе, когда мне по работе пришлось познакомиться с требованиями взрывобезопасности по водороду для электрооборудования.
Вообще, о Глушко те, кто знал его лично, отзываются крайне негативно: «барин» – не то слово. После увольнения Мишина именно он учинил разгром программы Н-1, с ликвидацией заделов и уничтожением матчасти (в том числе и по двигателю).
Подтверждаю. У меня есть несколько знакомых пожилых ракетчиков (от "под 70" до более 75 лет), работавших в "Энергии", в "Хруничеве" и т.п., и все они по этим причинам поминают Глушко только предпоследними или последними словами. Крайний раз это было на встрече НГ сутки назад:D.
 
Последнее редактирование:
Вот и отголоски Н1.

28 декабря (2013г) в 16.30 часов по московскому времени с военного космодрома Плесецк (Архангельская область) состоялся первый испытательный старт новейшей ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», оснащенной двигателем НК-33...
Цитата отсюда.
http://kuznetsov-motors.ru/press-center/news/dvigatel-nk-33-obespechil-uspeshnyi-start-rakety-%C2%ABsoyuz-2-1v%C2%BB

НК-33 это усовершенствованная модификация того самого ненадежного НК-15, стоявшего на королевской Н1.
Ему уже 40 лет. Первые огневые испытания 1970 год, госиспытания 1972 год, в отличие от предшественника имел неплохую надежность на 3 полноцикловых прогона, некоторые экземпляры выдерживали до полных 10 циклов работы без переборки и пятый пуск лунного носителя должен был проводиться уже с ними.
Создан в КБ Николая Кузнецова.

Позднее Глушко создал свой РД-170 замкнутого цикла на технологии НК-33, закрыв программу Кузнецова когда получил достаточный административный ресурс и НПО Энергия.

Американцы скопировали НК-33 создав "Aerojet AJ-26" который используется в РН Antares.

И в заключенни документальный фильм об эпопее с советсткими ракетными двигателями в котором американцы признают свое отставание в этой области, что, в прочем, на них не похоже. Видимо давно снимали.
https://www.youtube.com/watch?v=DM4RpyxWy7c

Поскольку фильм уже удалили даю название.
"The Engines that came in from the Cold", однозначного перевода на русский нет, чаще встречается "Ракетный двигатель времен холодной войны COSMODROME RD-180" или "Горячие двигатели холодной страны", встречается 2 вида, укороченный (47 мин.), но с лучшей озвучкой озвучкой и более длинный (49 мин.).
В начале и в конце фильма речь идет об РД-180 и Atlas V, но основная часть посвящена именно НК-33.
 
Последнее редактирование:
ещё как жалко, ибо "выхлоп" начнёт наматывать вокруг Земли свои орбиты по магнитным силовым - пара таких пусков заделает планете такие радиационные пояса
Уже было. Эти радиационные пояса сравнительно недолгоживущи. Таких испытаний было довольно много, причём взрывали по нескольку мегатонн. Спутники, естественно, дохли пачками. Но потом всё как-то стабилизировалось.

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_artificial_radiation_belts
 
что огневые ресурсные испытания с последующей переборкой двигателя - меньшая гарантия последующей безаварийной штатной работы, нежели переборка после ресурсных испытаний с последующими хотя бы кратковременным включением и промывкой,
К сожалению, такая схема возможна только для определенного класса ЖРД.
Во-первых, у двигателей с восстановительным (с избытком горючего) газогенератором ( в ТНА) идет интенсивное выпадение твердой фазы (сажи) которая промывками не удаляется. Поэтому КТИ без переборки возможно для двигателей с окислительным газогенератором, у которых идет самоочищение генераторным разом. С другой стороны, ЖРД с окислительным ГГ, особенно замкнутой схемы, весьма термонагружены агрессивной средой и частичная переборка для них необходима для оценки отсутствия повреждений конструкции.
Во-вторых, у ЖРД на высококипящих компонентах компоненты топлива достаточно агрессивны и их контакт с элементами двигателя (например, с уплотнениями подшипников ТНА) крайне нежелателен с точки зрения последующего хранения (боевого дежурства) двигателя. Промывки также не решают проблемы. При достаточной отработке технологии производства для этих двигателей КТИ иногда заменяют на КВИ. Так ЖРД у РД 263 было КВИ для партии из 5 двигателей, а затем для партии из 13 двигателей. Но эта практика, вообще-то, исключительная.

Черток как спец по СУ мог быть тенденциозен в вопросе о двигателях - НЯП, в авариях Н-1 были и ситуации, пограничные между двигателями и СУ.
Ну да!
Концепция носителя Н-1 предполагала возможность отключения аварийных двигателей и продолжения полета на оставшихся. Однако это таки не было продемонстрировано - пуски были аварийными как раз по причине невыключения аварийных двигателей.
Здесь, наверное, в полной мере проявился главный недостаток ЖРД с окислительным ГГ – исключительная скоротечность развития аварийных ситуаций. По моему скромному мнению это обстоятельство было решающим в решении о закрытии программы Н-1, равно и как нереализованность планов пилотируемых полетов на РН «Протон» и «Зенит» - безопасность пилотируемых полетов на таких ЖРД не достигалась. Для сравнения: ГГ РД-107 вообще работает на перекиси и там развитие аварийных ситуаций достаточно медленное, времени вполне достаточно для диагностирования аварии, активации САС и увода корабля на безопасное расстояние от ракеты.
Глушко по ряду технических и организационных причин категорически настаивал на применении в "лунной" ракете высококипящего топлива (азотный тетроксид и гептил, как в "Протоне" УР-500 и боевых МБР). Королев же был не менее категорически против, считая неприемлемыми масштабное применение в РН сугубо ядовитых компонентов для пилотируемых полетов при наличии риска аварии, а также риск заражения значительной территории.
Ну Королев даже боевые ракеты (Р-7) делал на жидком кислороде и о высококипящих топливах ничего слышать не желал.
Поддержка же Глушко проекта УР-700 Челомея как по мне была исходя из того, что УР-700 была намного более реалистична чем Н-1: сделать новый двигатель на отработанных технологиях (масштабировать РД-253) и на базе его - ракетный блок было намного проще, чем делать с нуля новый носитель.

Позднее Глушко создал свой РД-170 замкнутого цикла на технологии НК-33, закрыв программу Кузнецова когда получил достаточный административный ресурс и НПО Энергия.
Доступа особого у Глушко к наработкам Кузнецова не было - последний посылал его достаточно решительно. Да и в этом не было особой необходимости - технологии окислительного газогенератора с дожиганием генераторного раза у Глушко были отработаны.

А вот РД-170 был выпендрежем Глушко, причем весьма конкретным. Поскольку двигатель этот предназначался для пилотируемых полетов то неудача Н-1 ничему Глушко по сути не научила. Отработка РД-170 была весьма болезненной и длительной именно по причине дожигания окислительного газа, который подавался в камеры через подвижный газоход. Посему двигатель получился крайне высокотехнологичным и вследствие этого явно недостаточной для пилотируемых полетов надежности. В.С. Будник (основатель КБ "Южное", после смерти Янгеля некоторое время его возглавлявший), будучи уже вне КБ "Южное", так примерно охарактеризовал ситуацию с РН 11К77 ("Зенит"): Эх, уговорил он (Глушко) Уткина на эту ахинею! Я бы ему показал окислительную схему!"

Сейчас, кстати довольно много попадается публикаций на тему, что ЖРД для пилотируемых полетов должны быть открытой восстановительной схемы: http://engine.aviaport.ru/issues/08/page02.html
 
Последнее редактирование:
Американский грузовик «Сигнус» пристыковался к МКС

Американский частный грузовой корабль «Сигнус» в воскресенье, 12 января, пристыковался к Международной космической станции. Прямая трансляция стыковки велась на сайте NASA.

Корабль пристыковали к станции при помощи 17-метрового автоматического манипулятора «Канадарм». Управлял им астронавт Майкл Хопкинс. Корабль доставил на МКС более тонны груза, в том числе одежду, продукты и научное оборудование.

Запуск «Сигнуса» к МКС неоднократно откладывался. В декабре 2013 года запуск перенесли из-за неполадок в системе охлаждения станции, а в январе 2014 года его отменили сначала из-за погоды, а затем из-за высокой солнечной активности. В результате «Сигнус» стартовал 9 января. На орбиту его вывела ракета-носитель «Антарес».

Этот запуск стал вторым в истории «Сигнуса». В первый раз частный грузовик, разработанный компанией Orbital Sciences, отправился к МКС в сентябре 2013 года. Тогда он доставил около 700 килограммов груза. За следующие три года планируется произвести еще семь запусков корабля.
 
Доступа особого у Глушко к наработкам Кузнецова не было - последний посылал его достаточно решительно.
Все события проходили во времена господства командно-администаративной системы управления и абсолютной госсобственности, так что вне зависимости от того кто кого посылал все решали команды сверху.

Если
технологии окислительного газогенератора с дожиганием генераторного раза у Глушко были отработаны.
почему
Отработка РД-170 была весьма болезненной и длительной именно по причине дожигания окислительного газа, который подавался в камеры через подвижный газоход.


А вот РД-170 был выпендрежем Глушко, причем весьма конкретным
РД-170 был не "выпендрежем" Глушко а двигателем для конкретного РН "Энергия" и он остается по прежнему самой мощной машиной в мире 800 тонн тяги, 27 миллионов кВт тепловой энергии.
Болезненная и длительная отработка еще не показатель низкой надежности. Как пример отработка Р-7 была не менее болезненной и длительной тем не менее она является одним из самых надежных носителей.
Как пример, два запуска РН "Энергия" - РД-170 отработали надежно.
Модификации 170-го РД-180 и РД-191 работают в России на РН "Зенит", "Ангара", в США на РН "Atlas-5" в Корее на РН "Наро-1" хотя давление в камере у них еще выше.
Допустим это не достаточно для пилотируемых полетов но для вывода грузов на орбиту вполне, высокий КПД здесь как раз в дело. При том что доля пилотируемых пусков на орбиту ничтожна, в основном выводятся именно грузы.

А вот применение АТ-НДМГ в качестве топлива это ИМХО анахронизм. Одно дело боевые ракеты, где на фоне мегатонных зарядов об экологии речи нет и другое дело многочисленные коммерческие запуски с риском заражения густонаселенных районов. У нас остался только "Протон" с этим ядовитым мутагенным топливом, в мире Китай использует такие РД, но это скорее за неимением лучшего. "Протон" хоть и хорош но жив только благодаря Байконуру, где на сотни километров безжизненная пустыня и экологическое загрязнение мало кого затрагивает и я так думаю, он доживает свои последине годы, конфликты с Казахстаном уже были. Еще более это касалось бы челомеевской УР-700, где масса компонентов топлива гораздо больше. То же можно сказать и про РДТТ.

двигатель получился крайне высокотехнологичным
"Крайняя высокотехнологичность" относительна. Если сравнивать его с F-1 Сатурна-5 1959 года, это понятно, РД-170 создавался гораздо позднее, его технологичность и эффективность значительно выше. Если считать двигатель крайне высокотехнологичным по меркам 2014 года тогда придется признать что в Энергомаше времен СССР 1981 года работали боги, что неправда.

много попадается публикаций на тему, что ЖРД для пилотируемых полетов должны быть открытой восстановительной схемы http://engine.aviaport.ru/issues/08/page02.html
Публикация старая, конец 90-х, начало 2000-х и речь больше идет не о нехватке РД для пилотируемых полетов, а об их многоразовом использовании, идея статьи примерно такая

"высокая энергонапряженность ТНА современных ЖРД РД-170, РД-180, РД-191, ставит под сомнение возможность достижения высокой кратности (до 25-30) а надо раз 30-40 не менее, поэтому и развивать это направление нет смысла, надо обратно понижать энергетику ЖРД".

Период как раз совпадает с началом использования советских ракетных технологий за рубежом, а в России дела шли очень вяло, чиновникам нужно было как то оправдаться, вот и сочинили статью в том ключе, что типа мы смотрим не в завтра, а в послезавтра, подавайте нам двигатель на 30 полетов на орбиту и обратно и все, а со старьем не связываемся. Сейчас уже 2014 год, а ЖРД по прежнему сгорают в атмосфере отработав всего 1 рабочий цикл.
 
Вопрос, наверное, элементарный, но я только сейчас задумался. А каков статус МКС с т.з. международного права (территории страны)? Как у Антарктиды и/или международных вод? Или международное право заканчивается на высоте 100км и статус МКС регулируется отдельным соглашением между РФ/США/ЕС? Со "скайлэбом", "салютами" и "миром" было бы понятно, а тут?
 
Экзот, есть Space Station Intergovernmental Agreement, который подписан между Канадой, США, Россией, Японией и ЕКА. Юрисдикция при этом на каждом модуле - у той страны, за которой он числится, а правонарушения космонавтов на борту, в случае чего, оцениваются по закону той страны, гражданином которой он является. Назначенным управляющим МКС является НАСА, с ней подписываются договоры уровнем ниже Space Station Intergovernmental Agreement.
Кстати, интересно, а какая правовая база была в отношении прошлых международных полетов - "Шаттл-Мир", "Шаттл-Спейслэб" и "Союз-Аполлон"?
 
Реклама
Назад