Организация авиаперевозок во времена СССР

Реклама
Этому заголовку явно не хватает расхожей в те времена фразы "Мест нет на всю продажу"
В августе 1983 г. в Гагре на кассе Аэрофлота висела бумажка, которая гласила: "Билетов нет по всем направлениям".
 
А вот еще случай из реальной жизни. Я тогда был школьником, но все прекрасно помню. Дело было под самый конец СССР. На ноябрьские праздники мы с отцом решили слетать в Заозерный. Пришли в кассу и спросили билеты. Кассирша ответила буквально следующее: "На все местные линии на всю неделю билетов нет". Билеты мы все-таки достали - у отца какая-то знакомая работала в агентстве Аэрофлота. Самое интересное было потом. Когда мы сели в самолет (это был Л-410), пассажиров оказалось всего пять человек, включая нас. А на обратном пути вообще летело трое. Вот такие штрихи к портрету.
 
У меня тоже было два случая, в ночь на 1 июня 1987 из Домодедово в Красноярск летел на ИЛ-62, в котором было около 10 пассажиров всего. Лето. 1980-е. Пустой ИЛ-62 :) и 24 августа 1991, Белгород-Воронеж ЯК-40, летело максимум 15 пассажиров. Лето. 1991 год. Полупустой ЯК-40 :D
 
Не помню в СССР пустых салонов. Наверное, другие направления мне доставались. Летим в ШВЛП на Як-42. Человек 5-6 стоят в проходе. Проползает стюардесса, разнося водичку. Рядом со мной сидит дама, берет воду и спрашивает у нее (явно знакомые). - А в Ленинград тоже полный салон везли? - Да, от кабины до туалета стояли. Но лучше всего проблема перевозок была решена у Азербайджанцев. Штатно в составе оборудования были дощечки, которые укладывались между местами В и Г (Ту-154). Сколько рядов, столько дополнительных мест. Естественно, никаких туалетов и стюардесс в полете не использовалось. Как эти дополнительные пассажиры попадали на борт? Это как-нибудь позднее расскажу. Еще не снят срок с грифа ДСП. Кстати, командиром на таком рейсе был могучий пожилой седой мужчина из состава бортпроводников, а не щуплый пилот с левого пилотского кресла. Оба примера из начала 90-х.
 
Свободные места в пассажирских салонах самолётов встречались разве что зимой. Летом не помню свободных мест на магистральных направлениях. Более того. Рейс 6811 Тбилиси - Ставрополь - Казань, Ту-134 Тбилисского ОАО. В салоне с десяток пассажиров, летящих стоя и держащихся за багажную полку как за поручень трамвая. Благо от Тбилиси до Ставрополя лететь час.
Как-то пересекался с чуваком, работавшим в ПДСП аэропорта Звартноц. Он рассказывал, что в пиковый сезон на рейсы Ереван - Москва, обслуживаемые Ил-86, подсаживали до 50 пассажиров сверх наличия кресел в салонах. Билетов им не продавали, чёрный нал распределялся между всеми заинтересованными лицами, от экипажа до охранников, пускавших "зайцев" на лётное поле без документов.
 
В пустом салоне летал не раз. Ну к примеру, в свое время летал Як-40 рейсом Владивосток-Уссурийск-Хабаровск, я работал в Владивостоке, а жил в Уссурийске. Билет на автобус стоил 2 рубля, а на рейс до Уссурийска-4 руб, вот я и летал после смены домой один в пустом Як-40, раз 8 точно. Или с Камчатки в Москву в первых числах сентября Ил-62 летал полупустым, часто 20-30 чел. Иногда рейс отправляли за загрузкой в Ташкент, чего в расписании никогда не было, а летали, чтобы хоть как то набрать народу. Я старался как раз в такие периоды летать в отпуск, чтобы в пустом самолете: сын один на 3-х креслах спит, я -в другом ряду так же, жена-в третьем ряду. Ну и наконец вообще курьез. Отпустили в отпуск на 4 курсе, весна 1975 год, приехали в Симферополь, а рейс в Оренбург помахал крылом часом ранее, а следующий-через сутки, 3 раза в неделю летал. ВПД выписан так, что если по другому лететь, то надо доплачивать. Сидим на 2-м этаже, милиционер уже косо смотрит. Тут слышим, рядом экипаж кучкуется граждан, говорят про Куйбышев. Ну мы к ним, типа а нельзя ли с вами? Они: гоним в ремонт машину, пройдете к ней на перроне- возьмем. Ну мы, нас 5, на КПП, ночь на дворе, вахтер дремлет, мы пристроились к другому экипажу, ну и проходим, вахтер к последнему-а вы куда? У нас форма военная, авиационная, ну мы и хором-мы экипаж, стажеры! Так и прошли и летели в Курумоч с 5-ю стюардессами, всего 5 "зайцев". Ну а в Куйбышеве на вокзал, и к обеду уже в Оренбурге.
 
Последнее редактирование:
А вот еще случай из реальной жизни. Я тогда был школьником, но все прекрасно помню. Дело было под самый конец СССР. На ноябрьские праздники мы с отцом решили слетать в Заозерный. Пришли в кассу и спросили билеты. Кассирша ответила буквально следующее: "На все местные линии на всю неделю билетов нет". Билеты мы все-таки достали - у отца какая-то знакомая работала в агентстве Аэрофлота. Самое интересное было потом. Когда мы сели в самолет (это был Л-410), пассажиров оказалось всего пять человек, включая нас. А на обратном пути вообще летело трое. Вот такие штрихи к портрету.
Нормальная ситуация. Баку, ночь с 19 на 20 августа 1991 г. В кассах драка, билеты перекупают за три цены - а борт на Москву увозит 133 пассажира при 168 креслах (я бежал на борт крайним, мне всучили ведомость загрузки отнести, я глянул пока бежал).
 
Реклама
Да, "пустых" рейсов было немало, особенно из-за сезонных маятниковых поездок. Типа в июне июле все с востока на запад, к морю, а в пиковый период с 20 авг по 9 сентября - в обратном направлении.
В конце июня 1990 года мне позарез нужно было в Анапу, с превеликим трудом урвал билет у диспетчера по транзиту во Внуково. Через неделю летел обратно. На рейсе в Анапа -Внуково в Ту,-154 было три пассажира, в том числе я с двумя ведрами черешни ;)
 
Последнее редактирование:
Во времена СССР из Ленинграда за рубеж было довольно много рейсов. Чьи экипажи их выполняли? ЦУМВС или Ленинградцы?
 
Свободные места в пассажирских салонах самолётов встречались разве что зимой. Летом не помню свободных мест на магистральных направлениях.
Были - в рейсах на севера. Сезонно.
То есть в мае-июне Якутск - Москва или Магадан - Москва битком, а вот в противоположном направлении...
В августе-сентябре всё было наоборот - народ возвращался домой из отпусков к началу учебного года.
 
В начале восьмидесятых из Ленинграда в капстраны, кроме Хельсинки, летало ЦУМВС. Рейсы в соцстраны и в Финляндию обслуживал ЛОАО.
В конце 80-х все рейсы во все страны выполнял ЛОАО.
 
Присоединяюсь к предыдущему оратору. ЛенОАО самостоятельно выполнял такие рейсы. На всех типах (134-154-86). Ну может за исключением рейса в Париж на Ил-86. ШРМ-Пулково-Париж (не помню аэропорт). Вот только подход к подготовке экипажей в загранку был тернистым. Вначале КВС начинал стажировку на международные воздушные линии (специально не пишу МВЛ) в качестве второго после довольно длительной теоретической подготовки. После допуска нужно было достаточно налетать праваком, затем стажировка на КВС МВЛ. Это я про конец 80- начало 90-х годов. Для меня было слегка шоком, когда мой знакомый, бывший КВС Ил-76 после переучки на гражданке на А320 в первый полет стажером отправился в Ниццу. Это уже самое начало нулевых.
 
знакомый, бывший КВС Ил-76 после переучки на гражданке на А320 в первый полет стажером отправился в Ниццу. Это уже самое начало нулевых.
Скорее примерно середина нулевых. Первый А320 пришел в самом конце 2003.
 
Реклама
Назад