Особенности построения БРЭО

ветка отпочковалась от темы про импортозамещение в МС-21.
народ бросился и запутался в проводах.

но, возвращаясь к стартовым вопросам, интересно, насколько сейчас под крылом РОСТЕХа ушли от невообразимой пестроты и разнотипности конструкционных решений БРЭО на бывших предприятиях минрадиопрома, минсвязи, геодезпрома, и прочих?

что имеется ввиду.
достаточно давно, в начале 90-х, довелось ознакомиться с внутренней начинкой современного, на тот момент, военного американского самолёта - менее 10-ти лет начала серийного производства. разрабатывало его четыре корпорации - одна отвечала за планер, другая за двигатели, четвёртая особняком за комплекс РЭБ, а третья - Боинг, за разработку всей авионики.
Боинг выступал в качестве координатора, а разработчиком-изготовителем всего были или Хонювел или Коллинз, не помню.

так вот тогда меня немного шокировал внешний вид почти одинаковых блоком, вернее одинаковый форм-фактор всех блоков!
одинаковая высота и глубина, цвет, одинаковая конструкция рам, креплений, амортизаторов, подвод охлаждения и наддува блоков, одинаковые ВЧ и СНЦ разъёмы, различия в массе блоков обеспечивались увеличением ширины блока, установкой дополнительных амортизаторов, одинаковое для всех решение вторичных источников питания с несколькими градациями по потребляемой мощности и пр.

с ужасом вернулся на свой лайнер, где лишь в одном сегменте радионавигационного оборудования, были коренные отличия в типе, размере и способе крепления блоков между высотомерами Каменск-Уральска и АРК от московского "Темпа" (?), казанских блоков РСБН и московских же блоков "Квитка", плюс невообразимая пестрота конструкторских решений в системах связи, локации, ответчиках...

у всех разные рамы, амортизаторы, разъёмы. где врубные прямоугольные, где круглые, где байонетные, где под гайку, где разъём на блоке, где из блока выходит пару жгутов с разъёмами на конце - очень удобно переносить блоки, ручек-то нету.
различные типы ВЧ разъёмов для одинаковых частот и мощностей.

вентиляция или от магистрали, или встроенная в раму, рама или простая железка (титанка) или основной блок с встроенным блоком питания и номер всего изделия (сводный паспорт) определяется по раме, или съёмные блоки питания, ввиду ненадёжности, прилеплены на фасад блоков...

механик, отправляясь на борт, брал с собой пару-тройку спецсъёмников для разных типов блоков или ключей для отворачивания барашков,
и прочая, и прочая...

поэтому интересно, решена ли сейчас в компаниях КРЭТ проблема такой пестроты, или мелкие единоличники-монополисты стоят насмерть в рамках ГОСТов и не хотят унифицироваться - "я художник, и я так вижу!".
насколько же всё одно(разно)образно в импортозамещённом МС-21?
 
Реклама
ветка отпочковалась от темы про импортозамещение в МС-21.
народ бросился и запутался в проводах.

но, возвращаясь к стартовым вопросам, интересно, насколько сейчас под крылом РОСТЕХа ушли от невообразимой пестроты и разнотипности конструкционных решений БРЭО на бывших предприятиях минрадиопрома, минсвязи, геодезпрома, и прочих?

что имеется ввиду.
достаточно давно, в начале 90-х, довелось ознакомиться с внутренней начинкой современного, на тот момент, военного американского самолёта - менее 10-ти лет начала серийного производства. разрабатывало его четыре корпорации - одна отвечала за планер, другая за двигатели, четвёртая особняком за комплекс РЭБ, а третья - Боинг, за разработку всей авионики.
Боинг выступал в качестве координатора, а разработчиком-изготовителем всего были или Хонювел или Коллинз, не помню.

так вот тогда меня немного шокировал внешний вид почти одинаковых блоком, вернее одинаковый форм-фактор всех блоков!
одинаковая высота и глубина, цвет, одинаковая конструкция рам, креплений, амортизаторов, подвод охлаждения и наддува блоков, одинаковые ВЧ и СНЦ разъёмы, различия в массе блоков обеспечивались увеличением ширины блока, установкой дополнительных амортизаторов, одинаковое для всех решение вторичных источников питания с несколькими градациями по потребляемой мощности и пр.

с ужасом вернулся на свой лайнер, где лишь в одном сегменте радионавигационного оборудования, были коренные отличия в типе, размере и способе крепления блоков между высотомерами Каменск-Уральска и АРК от московского "Темпа" (?), казанских блоков РСБН и московских же блоков "Квитка", плюс невообразимая пестрота конструкторских решений в системах связи, локации, ответчиках...

у всех разные рамы, амортизаторы, разъёмы. где врубные прямоугольные, где круглые, где байонетные, где под гайку, где разъём на блоке, где из блока выходит пару жгутов с разъёмами на конце - очень удобно переносить блоки, ручек-то нету.
различные типы ВЧ разъёмов для одинаковых частот и мощностей.

вентиляция или от магистрали, или встроенная в раму, рама или простая железка (титанка) или основной блок с встроенным блоком питания и номер всего изделия (сводный паспорт) определяется по раме, или съёмные блоки питания, ввиду ненадёжности, прилеплены на фасад блоков...

механик, отправляясь на борт, брал с собой пару-тройку спецсъёмников для разных типов блоков или ключей для отворачивания барашков,
и прочая, и прочая...

поэтому интересно, решена ли сейчас в компаниях КРЭТ проблема такой пестроты, или мелкие единоличники-монополисты стоят насмерть в рамках ГОСТов и не хотят унифицироваться - "я художник, и я так вижу!".
насколько же всё одно(разно)образно в импортозамещённом МС-21?
Вы путаете "ГОСТы" и старпёров с паяльниками.
Российские/советские стандарты уже долгие годы содержат в себе рекомендации по унификации.
ARINC404 в наших стандартах живёт уже с советских времён.
Так же весьма распространён в нашей практике ARINC600 и сейчас усиленно (даже с перегибами от дурости на местах) применяется ARINC650.
То есть нормативная база есть.
Но, далеко не всегда можно вот так вот взять и любой российский блок впихнуть в корпус "по стандарту".
Зачастую это связано с элементной базой, разъемами. Есть и субъективные факторы.
Есть ещё одна проблема: многие наши блоки разрабатыватся под военщину, а потом применяются на гражданке.
А у "сапогов" подходы к конструированию корпусов разнятся.
 
у "сапогов" подходы к конструированию корпусов разнятся
только когда одна и та же начинка для авиации, флота и танкистов - разные требования по пылезащите и вибрации.
навигация для ВВС и ГА - один к одному,
связь - есть или нет допрежимы, корпуса те же.
 
навигация для ВВС и ГА - один к одному,
связь - есть или нет допрежимы, корпуса те же.
нет
У наших разработчиков военных ЛА есть своё видение компоновки корпусов.
Например, одно очень прославленное КБ в нынешних ТЗ на разработку БРЭО требует использовать байонетные соединители на морде блока, а не врубные сзади.
 
нет
У наших разработчиков военных ЛА есть своё видение компоновки корпусов.
Например, одно очень прославленное КБ в нынешних ТЗ на разработку БРЭО требует использовать байонетные соединители на морде блока, а не врубные сзади.
Они мне не отчитывались.
Предполагаю, что так проще обеспечить ремонтопригодность в условиях "не завод"
суховцы любят ворох жгутов по фасаду, но некоторые КБ БРЭО более прославленные и посылают самолётчиков лесом - системы стоят на всех самолётах, и они с врубными разъёмами сзади:
рсбн от казанцев, командные и связные радиостанции от новосибирцев и н.н., радиовысотомеры туда же.
локаторщики от ленинца и ярославцы любят проводку по морде блоков, но те не для каждого ЛА.
 
Они мне не отчитывались.
Предполагаю, что так проще обеспечить ремонтопригодность в условиях "не завод"
Ну может быть в этом что то и есть если учитывать тесноту приборных отсеков на боевых.
 
Они мне не отчитывались.
Предполагаю, что так проще обеспечить ремонтопригодность в условиях "не завод"
Речь о ремонтопригодности блока или кабельной сети?
нет
У наших разработчиков военных ЛА есть своё видение компоновки корпусов.
Например, одно очень прославленное КБ в нынешних ТЗ на разработку БРЭО требует использовать байонетные соединители на морде блока, а не врубные сзади.
Я на форуме уже как-то бугуртил на похожую тему. Ульяновск на блоках суосо для МС-21 сделал отдельные клеммы под гайку для питающих проводов, вместо того, чтобы засунуть провод в общий жгут.
 
Речь о ремонтопригодности блока или кабельной сети?
Истиные доводы мне не известны.
Но полагаю, что так кабельную сеть ремонтировать проще
Я на форуме уже как-то бугуртил на похожую тему. Ульяновск на блоках суосо для МС-21 сделал отдельные клеммы под гайку для питающих проводов, вместо того, чтобы засунуть провод в общий жгут.
ЭМС никто не отменял.
Мы тоже питание запихиваем в отдельные соединители.
 
Реклама
Речь о ремонтопригодности блока или кабельной сети?
Конечно проводки по моему. Блоки на самолете никто и нигде вроде не ремонтирует а вот трахаться с проводами и врезными разъемами не снимая шелфов (или приборных стоек, не помню точно как это называется) еще то удовольствие даже на относительно больших пассажирских самолетах не говоря уже о военных, где вообще не повернуться.
 
Истинные доводы мне не известны.
Но полагаю, что так кабельную сеть ремонтировать проще

...
прям, как в том анекдоте, про самим себе создаваемые трудности и успешное их преодоление.
намучался в своё время с болтающимися сверху жгутами и внутренними обрывами-обломом проводов в местах частых сгибов.
да, ремонтировать их легче...
 
Вы путаете "ГОСТы" и старпёров с паяльниками.
Российские/советские стандарты уже долгие годы содержат в себе рекомендации по унификации.
ARINC404 в наших стандартах живёт уже с советских времён.
Так же весьма распространён в нашей практике ARINC600 и сейчас усиленно (даже с перегибами от дурости на местах) применяется ARINC650.
То есть нормативная база есть.
Но, далеко не всегда можно вот так вот взять и любой российский блок впихнуть в корпус "по стандарту".
Зачастую это связано с элементной базой, разъемами. Есть и субъективные факторы.
Есть ещё одна проблема: многие наши блоки разрабатыватся под военщину, а потом применяются на гражданке.
А у "сапогов" подходы к конструированию корпусов разнятся.
По поводу "стандаотных" размеров
Вот сайт "Полета" раздел "комплекс связи"
КАЖДЫЙ блок имеет свой типоразмер. Особо прекрасен их ярлычок "комплексы" слева (y)

Та же картина у "Примы"

Видимо их заказчикам не интересна универсальность крепежа
Зато более чем устраивают разъёмы на передней панели.

А у Новосибирска еще больший зверинец Тут вам и врубные, и с "кабелями по морде". На все вкусы, что называется..
 
Последнее редактирование:
Истиные доводы мне не известны.
Но полагаю, что так кабельную сеть ремонтировать проще
Плюс, по большому счету, один - более удобный доступ за счёт подвижности
ЭМС никто не отменял.
Мы тоже питание запихиваем в отдельные соединители.
Я почти уверен, что AWG20 на +27В ну так себе влияет на ЭМС.
Чтобы не быть голословным
 
Конечно проводки по моему. Блоки на самолете никто и нигде вроде не ремонтирует а вот трахаться с проводами и врезными разъемами не снимая шелфов (или приборных стоек, не помню точно как это называется) еще то удовольствие даже на относительно больших пассажирских самолетах не говоря уже о военных, где вообще не повернуться.
Ну, не знаю. На том же Суперджете, к задней части стойки авионики хороший доступ из багажника. Хотя... Есть пару мест, где все не так просто, но разъём можно без особого труда снять с рамы.
 
Ну, не знаю. На том же Суперджете, к задней части стойки авионики хороший доступ из багажника. Хотя... Есть пару мест, где все не так просто, но разъём можно без особого труда снять с рамы.
В 737 тоже вроде не плохой доступ из багажника. Но пробовали ли вы работать с проводкой на конкретных плагах блоков? Там руку просунуть практически не возможно, не то что пин достать.... Оно конечно все возможно, но гемор еще тот бывает, вплоть до съема поддона так как иначе никак.
 
прям, как в том анекдоте, про самим себе создаваемые трудности и успешное их преодоление.
намучался в своё время с болтающимися сверху жгутами и внутренними обрывами-обломом проводов в местах частых сгибов.
да, ремонтировать их легче...
Сугубо ИМХО:
На сайте "примы" (ссылка в моем сообщении выше) виден блок, на передней панели которого просматриваются многоконтактные разъемы. 6 штук видны и скорее всего внизу есть еще один или два разъёма. Кто лучше меня на глаз разъёмы определяет, может поправить, НО тут явно не менее 400 контактов.
Я боюсь представить какой жествости (а соответственно массы ) должна быть рама, которая обеспечит надежное соединение такого к-ва контактов и их надежную работу в условиях всевозможных вибраций.
 
Сугубо ИМХО:
На сайте "примы" (ссылка в моем сообщении выше) виден блок, на передней панели которого просматриваются многоконтактные разъемы. 6 штук видны и скорее всего внизу есть еще один или два разъёма. Кто лучше меня на глаз разъёмы определяет, может поправить, НО тут явно не менее 400 контактов.
Я боюсь представить какой жествости (а соответственно массы ) должна быть рама, которая обеспечит надежное соединение такого к-ва контактов и их надежную работу в условиях всевозможных вибраций.
400 контактов это имеется в виду во всех разъемах? А вообще по моему тут дело не в раме а в качестве конкретных ШРов.
 
400 контактов это имеется в виду во всех разъемах? А вообще по моему тут дело не в раме а в качестве конкретных ШРов.
да, я про сумму.
А вот про раму - не согласен. Если блок при вибрации будет хоть слегка двигаться в раме (в т.ч. за счет упругой деформации корпуса) начнется разрушение контактов (истирание покрытия контактной поверхности и пр)
Пока все контакты как у новосибирцев в Р-833 сосредоточены в нижней трети достаточно небольшого (судя по амортизаторам) корпуса, все более или менее просто, да и то там виден корпус с элементами литья. А как обеспечить требуемую жесткость при огромном к-ве контактов???
 
Последнее редактирование:
Реклама
В 737 тоже вроде не плохой доступ из багажника. Но пробовали ли вы работать с проводкой на конкретных плагах блоков? Там руку просунуть практически не возможно, не то что пин достать.... Оно конечно все возможно, но гемор еще тот бывает, вплоть до съема поддона так как иначе никак.
На 737 не работал, ничего не могу сказать. Вполне не исключаю неудобной компоновки.
 
Назад