Остров-2:восспоминая о военном гарнизоне ДБА ВВС ВМФ.

A

В 1967 году в ЧВВАКУШ состоялся 5й выпуск инженеров-штурманов для ВВС ВМФ.Место назначения дальнейшей службы молодые лейтенанты получали методом жребия:из офицерской фуражки по-очереди,тянули свёрнутые трубочкой маленькие листки бумажек,где указывалось место прохождения их дальнейшей службы:СФ,ТФ-Северный Флот,Тихоокеанский Флот.Моего отцу достался ТФ.Так он оказался на Дальнем Востоке,в Хабаровском крае,Совгаванском районе,в таёжном военном авиационном гарнизоне под названием Монгохто(или Каменный ручей,Долина смерти).Тогда там дислоцировались бомбардировщики-ракетоносцы ТУ-16.На данном форуме про Монгохто уже есть ветка,поэтому не буду здесь говорить про это...
В 1973 году отец добился у командования назначения в другой военный авиагарнизон-Остров-2,Псковской обл.,что примерно в 50 км. южнее Пскова по трассе Псков-Опочка.Решение это он принял,чтобы хоть немного быть по ближе(а не за 10.000км.)к своим родственникам.В Острове-2,тогда,тоже дислоцировались самолеты ТУ-16.
На пассажирском поршневом самолете(помоему,это был ИЛ-18,за давностью событий уже смутно помню) с Дальнего Востока мы перебазировались в европейскую часть необъятного СССР.
И вот он Остров-2.Чтобы внести ясность,поясню:есть город Остров,так вот,Остров-2-это сам авиационный гарнизон(он находится примерно в 2ух км. от самого Острова,где протекает река Великая,тогда еще там был и Остров-3-гарнизон ракетчиков):несколько коробок пятиэтажек,построенных доблестным стройбатом(филиал Таллиннской части),двухэтажек и так называемый "Шанхай"-деревянных одноэтажных домиков.Аэродром же находился дальше и носил кодовое название Остров-5.Офицеров, прапорщиков и старшин тогда туда возил по железной дороге мотовоз.Говорили,что есть еще и подземный ход,ведущий туда.А в самом Острове-2 с Монгохто было народу много...
Прожили-прослужили в Острове-2 мы по 1985 г.,потом в 1989 г. туда ездили уже в гости к нашим знакомым.С тех пор там не были...
Что помню.Тогда,с 1973 по 1985 гг. там дислоцировалось 2 полка.Подчинялись они напрямую Москве,а непосредствеено-штабу ДКБФ в Калининграде.Летали ТУ-16 регулярно,просто,наверное,не было такого дня,чтобы они не летали.И на Север-в Баренцево море и на юг-на Черное,и по Балтике...
Снабжение в гарнизоне было стабильным и хорошим(кто помнит магазин "Полёт"?),но всегда были большие очереди,особенно за молоком и хлебом,или каким-нибудь дифицитом...
Красивая природа-кругом зелень,река Великая(то быстрая и полноводная по весне,то высыхающая в летнюю жару и поросшая тиной и тростником),Гороховое озеро с песчаным дном и раками...ДОФ,где регулярно крутили(за пару десяток копеек) шикарные фильмы: "В бой идут одни старики".,"Хроника пикирующего бомбардировщика."...).А в День Авиации,напротив ДОФа, устраивали народные гуляния с фейверками-играл матросский ансамбль(ВИА "Горизонт"),танцы,для детей бесплатный показ мультфильмов "Ну,погоди!"...Жизнь была тихая и мирная,изредка,как правило под утро,прерываемая воем сирен-тревог.Тогда весь гарнизон просыпался,к подъезду каждого дома матросами подгонялись мощные,с крытыми тэнтами, грузовики "Урал","Зил" или "Краз",и все летчики садились в них.На этот случай у отца всегда был на готове походный чемодан со всем необходимым НЗ.Что говорить-время тогда было неспокойное такое-"Холодная война".Кстати,кто не знает,именно островичи принимали участие в создании хорошего художественного фильма "Случай в квадрате 36-80"(аэродром,все воздушные съёмки,посадку в Каче,проводили они).На этом форуме была об этом ветка...
Иногда,некоторые пилоты,мягко говоря,выпендривались,и громады ТУ-16 проносились над самыми крышами гарнизонных пятиэтажек,(высота 15-20 метров)так,что потоками горячего воздуха от турбин,с крыш сносило все ТВ-антенны(спутникового ТВ тогда не было),рёвом турбин оглушало всех,стёкла домов дрожали,и летчики,у кого был выходной-грозили в небо кулаками своим коллегам и друзьям,а дети восторженно кричали,тыча в небо свои маленькие пальчики:"Папа,мой папа","Нет-это мой папа,а не твой!"...))) Для детей гарнизона, стройбат построил из белого кирпича школу,в школе постоянно работали по-интересам,всякие кружки,спортивные секции,а по-осени вся школа не училась от 1 до 3х месяцев-всех посылали в колхоз на уборку картошки:деревни не справлялись.Иногда занятия начинались даже в ноябре-декабре и все учились по ускоренной,сокращенной программе.Тогда,в лесу,мы,будучи тогда мальчишками,всегда находили следы былой войны:старые ДОТы,окопы,гильзы,немецкие каски...Но,главное,все и всегда были чем-то заняты,учитывая,что в гарнизоне было несколько тысяч военных,+семьи...Дети и подростки же,всегда носили отцовскую униформу(не от недостатка одежды),кто летные унты или полусапожки на длинной шнуровке,кто меховой комбез или штаны-"пилоты"(с набедренными карманами),ну а малыши бегали в черных фуражках(форма была,как у военных моряков,хотя до ближайшего Балтийского моря было за 300 км.) и с игрушечными пистолетами и автоматами играли в войну(немцы и наши) или в разведчиков...А среди летчиков всегда проводились различные спортивные спартакиады.Командиром волейбольной команды "Стрела" был мой,увы,ныне покойный,батя...
Что еще?Ну,офицеры,когда кто-то выходил в отставку,всегда устраивали пиршество,а отставнику дарили какой-нибудь дорогой подарок или сувенир.Коорпаративное летное братство было сильным!Моему отцу,например,подарили большого красивого железного рыцаря:на шлеме-забрало,на груди-латы,но открывающиеся,откроешь их,а там хрустальная фляга с коньяком и рюмочки...До сих пор стоит и верно служит.)))
Из негатива помню только то,что местные(гражданские жители-скобари)не любили наших авиаторов:постоянно,то на танцах где-то или в ресторане "Огонёк" зачиняли с нашими жестокие,с поножовщиной,драки.Многих летчиков было убито...
В 1985г. батя,штурман 1го класса,ушел,с выслугой в 25 лет,(последняя должность-Руководитель посадки на КДП)в отставку с благодарностью от легендарного Главкома ВМФ СССР адмирала Горшкова и мы из Острова-2 уехали в другой город.Но это уже-другая песня...

Кого ищу:Максимова Олега,Кошеленко Романа,Окуневых Дмитрия и Сергея,Твердякова Андрея,Ковалева Владимира,Сорвина Сергея,Акобия Сергея,Майоровых и. д.р.
Помню:Казакова,Каплина Олега,Свиридова Олега(уехал в Алма-Ату),Мартынюк,Рыжкова Геннадия,Ещиганова Николая,Емельянова,Дукач,Соколик Андрея,Бердянских,Лукина Николая...

Кто помнит Остров-2,говорите!
 
kv, интересно пишете, понравилось. А что там сейчас?
 
С 1989г. особой инфой по Острову-2 не владею.Знаю толоько,что ТУ-16 (а было их несколько десятков)перегнали все и безжалостно порезали.Офицеры,выпуска училищ 60-70х гг.,почти все,выйдя в отставку из Острова-2 уехали по разным весям необъятного СССР.Хорошие мужики были!Кстати,многие занимались охотой и рыбалкой в свободное от службы время,но,повторюсь,в 70х гг., там очень был почётен СПОРТ...
Слышал,что из Федотово,Вологодской обл.,потом в Остров-2 перегнали ТУ-95...Но,как сказала,как-то,и очень веско,моя мама:"Молокососы!"...
 
Кстати,для очищения совести:я говорил о событиях 20-30 летней давности,уже летчики,кто там служил и летал на ТУ-16,все в отставке,либо,что грустно,померли.Да и такого самолета,как ТУ-16,уже на вооружении и не существует...Нашли ему замену-"летающий гроб"-ТУ-22.Пиридурки....
 
Вот здесь написано,что сейчас в Острове-2(Острове-5):
http://www.vologda18.narod.ru/
Тема Дальней Морской Авиации,безусловно,интересна,но для удобства,на месте Админа-Модер...,я бы поместил все ветки(в т.ч. и эту)в отдельную тему.Иначе разброс получается...Ссори!)))
 
Ну,блин,неужели НИКОГО с Острова,нет?Или Мореманы все повымерли?!)))
 
kv, я хоть и не мореман, но с наступающим праздником Вас поздравлю с удовольствием!
Сам был в Острове 2 раза - зимой 94-го (еще оставались куски Ту-95РЦ) и летом 96-го (еще оставались Су-17 из Чкаловска на Базе разделки авиатехники.

Номера полков, которые стояли в Острове - есть.
 
Спасибо.А улицы назывались там так-Авиационная,Шумейко,Пионерская...Странно одно,потом,я пытался выяснить в СМИ про Шумейко,но ничего не нашел.А он в годы войны повторил подвиг Гастелло...
 
пассажирском поршневом самолете(помоему,это был ИЛ-18
Понимаю, что оЧЕпятка, но не могу не внудонить. Если довелось летать на поршневом Ил-18ом — это тааааакой раритет! Существовал в единственном экземпляре и дотянул с 1940ых до 1970ыхх...


Ну а всерьёз... Немного в сторону — про смену Ту-16 на Ту-22 ("шило"?) — прогресс то должен быть.

Мы как то с SSS на эту тему беседовали — 1-контурный ТРД на дозвуковом саамолёте — нонсенс, а другой движок впишнуть в крыло Ту-16го — проблематично, мягко говоря.
 
Экзоту:
Уточнил малёха у мамы:из Монгохто до Совгавани добирались на машине(авиаторы-коллеги помогли),а из Совгавани до Хабаровска летели на самолете,потом оттуда до Москвы-тоже на самолете,но другом,,а оттуда до Пскова на поезде и со Пскова до Острова опять на автобусе или машине.Самолет же был или ТУ-114 или ИЛ-18.Четырехмоторный,винтовой.

Из грустных восспоминаний про Остров-2:

1.Ну про скобарей я уже сказал выше.
2.Был там один второй пилот(правак)ТУ-16 по кличке"Берёзка" или "Тростинка"(за крупные свои габариты),хороший был товарищ и летчик ,но был у него один недостаток-любил мужик уж больно сильно и часто,и много,выпить,после полётов.И кончилось всё это трагически-во время очередного застолья с коллегами,ему,вдруг,стало плохо и изо рта пошла кровь.Он упал и...умер.Вскрытие показало-треснула печень.Было ему 45 лет.Женат был,сына имел.В 1977 году это было...Вообще,честно говоря,в Острове-2 пили много и часто,и военные и гражданские.Некоторые спивались и их с позором выгоняли из Вооруженных Сил ...
3.Помню,недалеко от Острова-2 погибло сразу 6 школьников-нашли мину времён войны и кинули её в костёр...
4.В 1989 г.(май или июнь) погибло 3 школьника-рядом были большие песчаные карьеры и их там засыпало песком...Почему это помню?Традиция в Острове-2 тогда была такая,если кто-то погибнет или умрёт,то,после последнего прощания в ДОФе,похоронная процессия медленно двигалась до кладбища Острова(а это,примерно,2-3 км. от гарнизона).Гроб стоял на открытом кузове грузовика,рядом 2 матроса в форме с автоматами,позади машины-пешие родные и близкие.Т.к. вся эта процессия двигалась медленно,обозревать её могли все...
5.В том же 1989г.(так же в мае или июне) над Баренцевым морем во время военных учений из-за отказа энергетики упал в море островской ТУ-16(командир,майор или капитан Ефимов или Ефремов,вроде майор).Погибли все.Самолет потом нашли и подняли корму с 2мя членами экипажа.Матроса-срочника в цинке на его Родину в Баку отправили.По гарнизону "шапку"пустили,за ДОФом установили скромный обелиск.Жена одного из погибших сошла с ума(а у неё было много детей).Вроде бы,кого-то из погибших не нашли.А по советским законам тогда было так-нет тела,нет и пенсии за пропавшего без вести родным...Последнее слово командира ТУ-16 было:"Пиз...ц!"Отец командира знал,помню очень переживал и ходил по комнате из-угла-в уго,сжимая кулаки...
6.Один ТУ-16(примерно летом 1984 или 1985 года)загорелся на аэродроме,но потушили.В тушении пожара участвовал авиатехник Юрченко и.д.р.(((

А из веселого помню,что в полете над Северной Атлантикой(или на Севере это было?) у первого штурмана ТУ-16 в полете (вроде бы его фамилия была Косенков,в начале 80х гг. он жил на ул.Пионерской)под его ногами внезапно открылся нижний люк и воздушной струёй воздуха с ноги сорвало с ноги унт и он с грохотом(як бонба)упал на палубу иностранного военного корабля(вроде бы авианосца амеровского),и к упавшему унту подбежали военные моряки.Интересно,что они с ним потом делали с этим унтом?Может быть нюхали или миноискателем проверяли?!))))Гы!))))А над бедолагой-штурманом потом,уже дома,все долго смеялись.

Если что-то напутал или запамятовал,то прошу меня за это в пах не бить-говорю ведь о событиях 20-30 летней давности.Поэтому буду очень благодарен всем,кто откликнется по этой теме!А там и сам что-нибудь вспомню.Ностальжи!)))
 

А, случайно, фото Ту-95РЦ есть?
 
Ребята,так куда фотки скинуть-лично вам на почту или сюда на форум?Есть вариант лучше-даёте мне номер своей Аськи и Ник и я пересылаю по Аське всю папку ввиде файла вам,только пока закачка будет идти нельзя выключать или перезагружать комп и выключать Асю.
 
kv, положи в свою галерею на этом форуме, по-моему это лучший вариант. В мнею форума самая правая опция, галерея, там выбираешь "Ваша персональная галерея" и кладешь туда свои фотки.

Для анонса, наверное лучше всего в "Фотофоруме" опубликовать с десяток наиболее характерных, ссылаясь уже на то, что положил в свою галерею. Как - см. ту ссылку, что я уже приводил.
 
Еще ставить фотки?Их у меня много,в т.ч. и ТУ-95 есть.