Что с ней не так? Вопрос был какая статья признаёт возможность овербукинга и отказа от перевозки пассажира по купленному им билету - ответ 227 статья. И да, права пассажира фап защищает, что логично и а/к, которая не смогла его отправить в определённый день и час - должна принимать меры в соответствии за законом. Но сама ситуация вполне в рамках закона
"Невозможность" возникшая вследствие неправомерных действий авиакомпании (заведомая продажа несуществующего места при классическом овербукинге) не может подпадать под эту статью. Сдаётся, что вся эта лавочка работает только потому, что никто ещё в Конституционный суд не добрался по инстанциям, ну или хотя бы в Верховный. Придумали себе , понимаешь ли, удобную "правовую коллизию" и злоупотребляют
. Получат разъяснение ВС насчёт слова "невозможность" и лайфхак на этом закончится.
А пока работа идёт на местах, что очень хорошо. Пассажирам полезно знать, что овербукинг отнюдь не узаконенное явление и можно и нужно не только билетом на следующий рейс довольствоваться, но и претендовать на штраф с АК . Успешные примеры есть :
"29 января 2020 г. Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал в удовлетворении заявления авиакомпании «Ютэйр» о признании недействительным постановления территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспортебнадзор) о привлечении перевозчика к административной ответственности. Авиакомпания отказала двум пассажирам, заранее приобретшим билеты и прибывшим в аэропорт без опоздания, в регистрации на рейс по причине превышения предельной коммерческой загрузки воздушного судна (дело А75-20435/2019).
В июле 2019 г. Сургутская транспортная прокуратура (Прокуратура), основываясь на информации, опубликованной в сети Интернет, провела проверку соблюдения авиакомпанией законодательства о защите прав потребителей при выполнении воздушных перевозок. В ходе проверки было установлено, что в июне 2019 г. двум пассажирам, которые приобрели билеты на рейс авиакомпании по маршруту Москва (Внуково) – Курган и заблаговременно прибыли в аэропорт, было отказано в регистрации и посадке в самолет. Пассажирам было предложено переоформить билеты на следующий рейс. В ответе на запрос Прокуратуры перевозчик указал, что причиной отказа явилось превышение предельной коммерческой загрузки воздушного судна, но объяснить, в связи с чем такое превышение возникло, отказался.
Усмотрев в действиях авиакомпании нарушение законодательства, Прокуратура возбудила дело об административном правонарушении и направила материалы проверки в территориальное управление Роспотребнадзора. В октябре 2019 г. Роспортебнадзор вынес постановление о признании авиакомпании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил ей наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Авиакомпания обжаловала указанное постановление в арбитражный суд.
Суд, руководствуясь:
• ч.ч. 1 – 2 статьи 4, ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
• ч. 1 ст. 102, ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ);
• п.п. 6, 7, 76, 230 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82;
• Руководством по центровке и загрузке самолетов гражданской авиации
СССР (РЦЗ-83), утвержденным Министерством гражданской авиации СССР 14 ноября 1983 г., –
пришел к выводу о законности постановления Роспотребнадзора. По мнению Суда, авиакомпания не доказала наличие законных оснований для изменения или расторжения договора воздушной перевозки..."
Штрафы за овербукинг: суд подтвердил, что авиакомпания вправе отказать пассажиру в посадке на рейс только в случае угрозы безопасности полета
Есть и законодательные инициативы:
Овербукинг, транзитные перевозки и обязательное страхование
Появлялся и законопроект против овербукинга, но был отклонён:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/607995-7 так что пока проблема хоть и решается через суд, но не решена системно.