Пауэрс. Реальные события

Реклама
Вот, на счет второго парашюта, тоже, всегда было непонятно. Можно предположить, что второй парашют - это тормозной парашют U-2, который самопроизвольно раскрылся в момент разрушения самолета, и, на его стропах повисли какие-то части планера ( та-же пресловутая правая консоль стабилизатора ). Можно, так-же предположить, что второй парашют предназначался для спасения в случае аварии, блока аэрофотокамер самолета, с отснятым материалом. Но, это маловероятно, в силу того, что масса этого узла - более трехсот кГ, а фюзеляж U-2 все-же, не резиновый.
070711-F-1234P-012.jpeg
 
Только что прочитал материал! Спасибо! Очень интересно...
Для полноты картины, вставлю пять копеек!
61-й иап ПВО (Барановичи) одним из первых стал осваивать Су-9...
Поскольку, в те годы, полёты разведчиков НАТО над СССР участились, то прикрытие воздушной границы пытались обеспечить, за счёт "расселения" новой техники и опыта боевого применения...
Так, Барановичский полк стал "донором"...
Перегон с завода - обычная процедура...Обычно, её выполняют пилоты самой части-получателя...Могут и со "вторым классом" - молодёжь..
Су-9 был машиной принципиально новой, во всех отношениях! Тут и техника пилотирования, и особенности схемы набора высоты, в ходе перехвата: много тонкостей! К 1960-му году, далеко не все и не всё освоили!
Ментюков - лётчик из Саваслейки (КУЦ переучивания - вч 23599), как раз вместе с Зубовым и Зубанковым был в числе первых освоивших тип , в Центре... Человек очень порядочный: я не слышал его рассказ о том что "сдул" Пауэрса! Кто знает авиацию и особенности системы ОБС (одна бабка сказала), то легко допустит, что за столом - нет секретов, и даже в спальне слышно, на голоса! После каждых ночных боёв в облаках на форсажах - канистра и разбор полётов! Языки - разные: заинтересованные, командные, звериные, певучие и даже матерные! В Саваслейке - нет: там - тихо и размеренно, но, всё равно все всё знают... И однокашники - по всему Союзу... Постоянно, доводились сведения о предпосылках и катасрофах... ИА ПВО - одна большая семья!
То, что Ментюков перегонял тогда борты в Барановичи - уже вообще не секрет! То что подняли его в Кольцово - давно известно...Сам же он, задолго до возникновения мифологии, говорил что навели хреново и он проскочил, а времени на разворот и выход в атаку уже не было... Всё!
Действительно, тогда и даже позже, КП работали не так уверенно и надёжно... И даже РП мог уронить полк... Например не понимая как посадить на точку рой бортов подошедших одновременно с остатком топлива! Была команда КУР - 90о (курсовой угол радиостанции), чтобы поставить на круг и заводить на полосу, паровозиком... Не все это знали: так, чуть не упал Андижанский 9 гиап, в Сары-Шагане... Хорошо, что зашёл на КДП местный лётчик "бешеного" полка, понял ситуацию, взял на себя матюгальник и разрулил...
Как раз, в этот полк, тогда ещё отд. эскадрилью, в 1960 году, где-то в марте, прибыли два капитана из Барановичей: Иванов и Федоренкр! Они только что залетали на Су-9, но с боевым применением ещё не всё было отработано!
И вот, в 6 утра 1 мая 1960 года, капитан Иванов заступил на дежурство в ДС! Прозвучала команда "Воздух", и он врубив форсаж, ушёл на юго-запад от точки: с юга , пёр враг! Шёл по "Лазури"... Набрал площадку, разогнался... Пошёл в набор...Наведение довернуло, и вот - выход в атаку, с удаления 38 км! Кто знает Су-9, допускает что, ракеты можно пустить и с 30 км! Но, они пролетят недолго и упадут в степи, злостно поранив тушканчиков! Поэтому, лётчик Су-9 должен не просто обнаружить и захватить цель, а залезть буквально ей в задницу! Чтобы мощнейшие РС-2УС - уверенно долетели и попали бы куда надо! Вторая деталь: ракету надо вести, вручную, не отключая высокие, до встречи с целью!
В случае с Пауэрсом, это были высоты от 18 до 22 тыщ!
В Сары-Шагане, на полигоне, собственно и отрабатывали пуски на потолке по КРМ-кам и шарам... КРМ-ки ходили и на 22 тыщах... Как тот "Хаунд Дог" или "Блю Стил" - типовые цели тех лет! Их брали с горки!
Это - стандартное упражнение... Поэтому, действия пилота на потолке возможны!
Специально, в полку мишеней завели Як-РВ, и пилоты из Саваслейки их поднимали, играя за супостата... Да, Рязанов (сосед) и Зубанков (сосед) мотались туда в командировки...
Кстати, Ментюков и Зубанков первыми в ПВО освоили Миг-25П (изделие 84) В те же времена, Ментюков стал командиром 3-го полка Центра, в Клину! там были Як-28П, Су-15 и Су-9... Для поддержания налёта переменного состава... Так что в Барановичах он не служил...
***
Группа перегона была как мы знаем в шинелях, без ВКК и ГШ! Они ж везде чужие, на пролёте... Не для боя... Вот здесь - задумчивость!
***
В то время, капитан Иванов получает команду на выход из атаки, и его уводят в Ташкент... Там - до хрена лететь... К примеру, от Сары-Шагана, до Алма-Аты, на форсаже - 26 минут!.. Он ещё и блуднул, в условиях отсутствия помощи с земли... В Ташкенте и просидел, в высотном костюме, при густой жаре( помидоры уже в мае!)! Там и узнал о гибели своего однокашника по Борисоглебску (Сафронов)...
С тех пор, Сары-Шаганский "бешеный" полк стали называть, с подачи юмористов полка - "Имени гражданина Пауэрса"! В итоге, он стал "Имени 60-летия СССР!, в 1982 году...Его угнали в ВВС, в Аягуз а добили - в Арцизе (столица Одесского Шампанского!) "Партизанистый" был коллектив!... Победитель конкурса песни на Полигоне - Хор лётчиков Н-ской авиачасти ПВО! Запевала - майор Киселёв! Страшнее Кинг-Конга, была футбольная команда "полка - "Метеор" Вратарь - капитан Кравченко Проигрывал всем но соседям по аэродрому - никогда! Ну и нёс боевое дежурство между делом...
Это я к тому, что в тот день, в перехвате приняли участие не 4 а 5 Сушек! То есть, это был не закрытый а открытый перелом"
Кстати, волею судеб, Иванов стал комполка, получил Заслуженного и вернулся в Барановичи, на Корпус! Где и жил, в антисоветское время,
успев поучаствовать в "Поле чудес" Якубовича...
О планировании Су-9...
Да, немало колёс сожгли лётчики ПВО страны, осваивая посадку Су-9, на скорости порядка 320 вёрст в час!
Но, были таланты из народа, которые и тормозным парашютом не пользовались! Это, в час пыльных бурь, типа "афганец" (высота песка до 13 тыщ метров) спасало от заноса и выноса... Их задница хорошо чувствовала ту "красную черту", чтобы не окружить себя чёрной рамкой!
ЛИИ в Раменском эту тему широко обсуждал и всячески исследовал... Были отобраны строевые лётчики, для "опытно-промышленного облёта вопроса"! Нет, это был не я! А вот мой отец, тогда лётчик Су-9 и начбой "бешеного" полка вызывался в Раменское где совершил пять посадок за смену, с выключенным двигателем... Кстати, с его подачи, весь полк стал садиться, используя чуйку на глиссаде, без парашюта... Однажды, в Марах, в ходе учений САВО/ТуркВО, в гуще "афганца", это спасло всё управление полка...
Исследовательские полёты подтвердили возможность пилотирования и посадки Су-9, в режиме планирования...Как "Буран"!!!
Кстати, известны, как минимум два случая, когда Су-9, сбросив с себя седоков, сам совершал посадку на родную землю - целёхонький!
Один случай - в Стрые (179 иап ПВО)... Другой - в Сары-Шагане (737 иап ПВО, "бешеный") Второй лучше знаю: погнулся ПВД и надорвался правый крайний пилон... Баки стали лыжами...Кресло с 6 тыщ нашли в степи - как новое! Откуда знаю? Отец фотографировал, и фото было в семейном архиве...
А вот Иркин папа приходил к нам в школу на 23 февраля и рассказывал, что два пуска с 6-ки, по У-2 были мимо! Это - про другой день!
 
Назад