Генерал Дрозд, очень хорошие замечания! Обсудим?
Насчет ядерной СУ и вспомогательного дизеля... ситуация масштабируется... прогулочная яхта с двумя подвесными моторами. Один с винтом сантиметров 30, по центру транца, другой 10-15 сантиметровый сбоку... но... это на яхте. На "покрупнее" будет "электрический валопровод", по-сухопутному выражаясь, электрическая трансмиссия, где проблема реверса в принципе не стоит.
На "не очень крупно", типа речных буксиров-толкачей и то реверсивный дизель, где колено может крутиться в обе стороны. А какая ему разница? Лишь бы клапана вовремя открывались и закрывались, да соляра вовремя подавалась. Погуглил Метеор... даже две модификации дизеля левого и правого вращения в принципе фигня, если есть реверсивные движки. Но....
Но мы же про авиацию. Здесь грань перехода от поршней к турбинам весьма ниже по мощности проходит. Но если запустить в другую сторону поршневой мотор, это другой распредвал и кулачковый вал ТНВД... ну еще насосы систем смазки и охлаждения, то запустить в другую сторону турбину - это новые ротор и статор, считай 80% двигателя. Ну надо же каждую отдельно взятую лопатку развернуть, изменить ее профиль. Считай, новый мотор. С точки зрения конструирования затрат немного, но производственникам - дофига и больше. Снабженцам и вплоть до рядового авиаслона номенклатура запчастей, частично совместимых правых и левых движков кроме геморроя ничего не несет. К чему это приводит, расскажу в конце поста.
В общем, не все так просто. Редукторы под левый и правый винт с одного движка... габариты, вес... все должно быть зеркально! Балластом самолет догружать? Практически на днях держал в руках два тормозных суппорта для Газели - левый и правый. Надо видеть, насколько несложно сделать один, унифицированный суппорт, но завод посчитал это излишним.Так до маразма дойдем. К сожалению, в сравнении нашего автопрома с иностранным этот случай не единственнный. Мораль сей басни... тоже в конец поста.
Небольшой оффтоп... как гласит история, чел работал-служил заурядным технарем в ОКБ Сухого. В ЛИИ, в Жуковском. И с его слов...
Испытывался истребитель. Где-то... под Астраханью или где-то там, на югах... отличился "великий Ил", Ильюшин младший. На взлете почувствовал неладное. Доложил - пройду на малой высоте, осмотрите шасси. Так и есть - одно колесо "разуто". Самолет он посадил, заменили крыло. Разбор показал, что... приходят колесатв сборе с подшипниками, которые могут быть покрыты специальным лаком. И этот лак надо смывать, сооответственно зановотнабивать сиазкой. А вот наклейка о покрытии лаком почему-то отсутствовала. Это у них, испытателей, и то такие косяки проходят! В итоге на первом же взлете подшипник колеса заклинил. Ну это Ильюшин сел, а в общем случае будет катастрофа, т.е. гибель людей. Ну в лучшем случае катапультирование летчика и потеря самолета. А в ГА?
Вот тут и мораль басни возникает... унификация помимо производственно-складской экваномии как метод защиты от дурака... когда ошибка, просчет буквально смертельны... с некоторыми недостатками несимметричного движущегося транспортного средства экипаж, им управляющий, как-нибудь смирится и справится. Куда ему деваться? Карма у него такая... работал я водителем автобуса... многое тогда понял.
Так что очень хорошо надо подумать - стоит ли заводить эту разнонаправленность и разномощностностность.