Глава 9. Возвращение
После завершения обеда на борту прозвучало необычное объявление. Стюардессы попросили пассажиров не убирать столики. Было сказано, что сейчас всем будут розданы анкеты для отзыва о пребывании на борту сверхзвукового самолета Ту-144. Нас попросили ответить на содержащиеся вопросы, и дать предложения по улучшению комфорта. При полете в сторону Алма-Аты никаких анкет пассажирам не раздавали.
Вскоре девушки разнесли обещанные анкеты. Это были листы поменьше стандартной форматки, слегка удлиненные, отпечатанные типографским способом на хорошей бумаге. Вверху анкеты находился заголовок (содержание не помню, но речь о Ту-144). Анкета (опросный лист) состоял из двух частей. Первая часть содержала вопросы про впечатления от полета, условия пребывания на борту и обслуживание. Отвечать нужно было по принципу «да - нет» или «понравилось - не понравилось». Во второй части содержалась просьба дать свои предложения по всем вопросам и разлинованы строки для ответа в произвольной форме. Кажется, на анкете нужно было указать фамилию, имя и отчество и расписаться.
Кто-то из пассажиров сразу взялся за ручки, кто-то оставил эти листки без внимания.
Разумеется, мне тоже хотелось что-то сказать по делу, и я стал отвечать на вопросы, попутно думая над предложениями по «улучшению» и «совершенствованию». По большому счету, какие тут могли быть предложения со стороны пассажиров? Все замечательно. Разве по мелочам. Вот, например, дизайн интерьера (тогда слово «дизайн» использовалось редко, подбирали более простые слова). В полете «туда» мне показалось несколько нелогичным цветовое решение пассажирских кресел – сочетание светло-синей и желто-оранжевой обивки. Каждый вид обивки с приятным рисунком сам по себе смотрелся очень стильно, но вот вместе… Почему-то подумалось, что если уж использовать контрастное цветовое решение, то к оранжевым креслам лучше бы подошли темно-серые или черные, а к синим – еще какие-нибудь. Одним словом, размышления над этой бумагой съели большую часть оставшегося времени полета. Лучше бы я оставил ее на память… Вот интересно, мог бы кто-нибудь разыскать такой опросный лист? Ни в каких источниках упоминание о факте раздачи пассажирам Ту-144 этих анкет не встречал.
Перед началом снижения стюардессы обошли салон и собрали анкеты у тех, кто успел их заполнить. Остальные сдавали анкеты уже на земле при выходе из самолета.
Вскоре сверхзвуковой начал снижение. Проходило оно спокойно. В зоне подхода Ту-144 маневрировал больше, чем при подлете к Алма-Ате. Полупрозрачное облачное «молоко», утром поднимавшееся над плотной облачностью чуть ли не до одиннадцати километров, рассеялось. Верхняя граница определялась достаточно четко. Когда самолет вошел в сплошную многослойную облачность, выяснилось, что она заметно менее плотная, чем утром: в облаках и под ними было светло. Между слоями облачности Ту-144 немного покачало, что-то вроде слабой болтанки, недолго. Момент выхода из облачности в памяти не остался. Хорошо запомнились только заключительные минуты полета, когда сверхзвуковой устойчиво «парашютировал» по глиссаде с большим углом тангажа.
И вот бетон Домодедово. Садимся на правую полосу (14R). Касание в первом салоне ощущается дважды: основными шасси и потом носовой стойкой. Московское время на часах примерно 15.45. Сверхзвуковой плавно сбрасывает скорость. Руление. Стюардессы читают положенные обращения к пассажирам. Скоро мы оказываемся на той же стоянке, откуда улетали сегодня утром. Ту-144 останавливается. Двигатели выключают. Наступает тишина, на фоне которой сразу становятся слышны разговоры соседей-пассажиров. Люди приходят в себя и делятся эмоциями от поразительно быстрого перелета в Москву.
За окном нас встречает знакомый застекленный трап. И команда технического состава, специалисты которой сразу расходятся вокруг самолета. По периметру стоянки появляются стойки с веревочным ограждением. Последние мгновения в кресле сверхзвукового. Расставаться с самолетом грустно.
Первый салон приглашают к выходу. Выходя, кто-то сдает оставшиеся анкеты. Кто-то оставляет их в кресле. Иду в числе последних. Благодарю и говорю «До свидания» девушкам-бортпроводникам. Они отвечают и улыбаются. Глажу рукой дверной проем, прощаясь с чудо-птицей. Спуск по ступенькам закрытого трапа. Аэродромный автобус на этот раз в нескольких шагах, пассажиров просят не задерживаться. Оборачиваюсь и несколько мгновений любуюсь самолетом.
Спасибо, сверхзвуковой!
Вот так закончилось это удивительное путешествие на сверхзвуковом Ту-144. Готовя материал и вспоминая детали, пришлось заново пережить все события, произошедшие теперь уже много лет назад. Некоторые картины полета запечатлелись в памяти очень ярко, что-то вспоминается отдельными штрихами, на что-то просто не обратил внимания, а что-то не знал и не знаю до сих пор. Во всяком случае, старался быть максимально достоверным. Где-то, конечно, мог ошибиться. Ну, а некоторые детали наверняка кто-то сможет дополнить.
Но главное – хочется, чтобы Россия вновь создала свой сверхзвуковой пассажирский самолет, который очень нужен на наших просторах, не говоря уже про удовольствие от полета! Сейчас в мире работают даже над проектами частных полетов в космос, но разве они станут массовым и недорогим видом путешествий? Тут сверхзвуковая авиация стала бы полезной и для коммерческих перевозок на дальние расстояния, и составной частью туристического маршрута!