Попадание молнии

а как это выглядят "чертики на стекле"?
Видно их только ночью. На чертей они не похожи. Выглядят как маленькие молнии беспорядочно возникающие от краев стекла и скачущие по стеклу. Возникают при сильной электризации в слоистых облаках при температуре ниже нуля.
При выходе самолета из такого облака, исчезают бесследно.
Много раз пытался снять на видео, но матрица в моих камерах недостаточно чувствительна, поэтому на видео только какие-то слабые световые пятна.
 
Реакции: onsh
2 310

Чуть выше я описал, что был свидетелем этих "чертиков" на высоте 11 км вне видимых облаков.
 
красиво наверное! а пассажиры могут их увидеть в иллюминатор?
 
Ночью увидеть ледяные "наковальни" сложно. В любом случае, физика нас учит, что заряд должен переноситься чем-то материальным. Льдинками. Чистый сухой воздух - хороший диэлектрик и в нем электризация не возникает.
 
красиво наверное! а пассажиры могут их увидеть в иллюминатор?
Нет. Заряженные ледяные кристалы не ударяются об иллюминаторы и почти не передают им свой заряд.
Физика процесса следующая:
Заряженные кристаллы льда, массово ударяясь о стекло кабины (а оно диэлектрик), заряжают его. При этом "рама" стекла металлическая и токопроводящая. Когда заряд в какой-то части стекла превышает некое пороговое значение, происходит разряд, который мы видим в виде упомянутых "чертиков"
Кстати, если в таком полете к стеклу приложить ладонь или просто коснуться пальцем, картина движения чертиков изменится, а из точки прикосновения в пространство уйдут голубые лучи. Что-то подобное можно было наблюдать, играя с модными в 90-е электростатическими стеклянными шарами (помните, такие с серым анодом внутри и розовыми молниями, тянущимися к внутренней поверхности стекла?). Гадалки ими вовсю орудовали, дурача своих клиентов.
 
классно, спасибо за подробный ответ - так и представила себе как пилот протягивает руку через окошко и ловит этих "друзей")) (а в это время из кабины все со свистом вылетает )
 

Вот я выше и высказал предположение, что, возможно, я столкнулся к Crystal Icing

A number of clues to the presence of ice crystals at densities with the potential to affect engine function have been deduced from past events and include:

  • An air temperature significantly in excess of the corresponding ISA temperature
  • The presence of some turbulence but rarely more than at light-to-moderate intensity
  • Areas of heavy rain detected on weather radar below the freezing level
  • The appearance of small droplets of moisture on the flight deck windscreens - the result of impacting ice crystals being melted on contact with heated screens
  • Transient failure of the TAT annunciation due to ice crystal accretion within the pitot probe /head which exceed the capacity of the heating system
  • The absence of airframe icing
 
Прошу прощения за некропостинг, но в самолет на посадочной глиссаде попала молния (со слов стюардессы).
ОЧЕНЬ страшно.
Сначала кружили в "молоке" полчаса пережидая грозу, потом пошли на посадку, вошли в снежный заряд (прям снег-снег за окном) и...вспышка, прямо физически ощутимый удар, самолет получил крен вправо и совпало это с ускорением меньше G.

Честно говоря думал что птица потому что показалось что вспышка оранжевая + реальный удар...
 
Статика.
 
Alena_, может человек летом летел, он не уточнял. Или в Бразилии.
 
Разве может быть гроза зимой?
Речь шла о молнии. Может быть разряд и зимой, от статического электричества.
Трутся снежинки в облаках, вырабатывая разность потенциалов. Электризация атмосферы.
Может эта разность потенциалов быть между самолетом и облаком.

А про грозы - давайте определимся с терминологией. Гроза
"Гроза – комплексное атмосферное явление, необходимой частью которого являются многократные электрические заряды между облаками или между облаком и землей (молнии), сопровождающиеся звуковым явлением – громом. Гроза связана с развитием мощных кучево-дождевых облаков, следовательно, с сильной неустойчивостью стратификации воздуха при высоком влагосодержании. Поэтому гроза характеризуется еще сильными шквалистыми ветрами и ливневыми осадками, нередко с градом. Явление сравнительно недолговременное; отдельная гроза редко продолжается более 2 ч."

" На земном шаре одновременно происходит до 1800 гроз. Грозы в высоких широтах очень редки, но все, же в летнее время наблюдаются даже в Центральной Арктике. В умеренных широтах в каждом месте дней с грозами 10-15 в год, причем на суше преобладают летние грозы, над океанами – зимние. В субтропиках (области пассатов, пустыни) грозы редки; у экватора (на суше) 80-160 дней с грозой в год, причем грозы там очень интенсивны вследствие высокой температуры и большого влагосодержания воздуха. Над океанами грозы реже, чем на суше. Число молний при сильных грозах в Средней Европе за 5 мин – до 200, за 1 ч – до 800."

В России грозы на юге встречаются уже ранней весной.
В зимнее время маловато условий для образования мощных кучево-дождевых облаков с высоким влагосодержанием.
Но аномальные явления бывают.
 
Последнее редактирование:
Кстати, да. Помню в Москве лет несколько назад была гроза где-то в январе.
Два года назад тоже в январе летел из Афин в Москву, там тоже гроза бушевала. Так что не надо даже далеко от наших северов удаляться.
 
Если что это было в Сочи 15 января, после грозы )