В пределах ресурса по идее аппарат должен быть "в кондиции".
По идее - конечно
. Но если взглянуть на их реальное состояние, то можно увидеть, что у некоторых есть люфты крыльев, ходят по милиметру вперед-назад по отношению к оси симетрии (проблема устраняется одеванием алюминиевых колец на направляющие штифты на фюзеляже). Некоторые влетали в каналы мелиорации на площадках (после чего были починены на заводе), некоторые были засосаны в грозовые облака, наверное все когда-то сделали хоть один циркуль на площадке и т.д.
Я не специалист по NDT, но примерно представляю несколько способов проверки в полевых условиях (поправьте, пожалуйта, если я не прав) :
1. В лонжероне крыла: проверить на наличие побелений в слоях эпоксидки между листов стеклопластика. Побеления будут указывать на нарушение структуры эпоксидки или на повреждения под влиянием солнца - сигнал, что лонжерон может расклеиться. Проблема в том, что это не Бланик, тут крыло намертво заклеино и нет никаких технических отверстий, так что увидеть можно только ту часть лонжерона, которая выпирает из крыла.
2. Просто потрести крылья в разные стороны и посмотреть есть ли люфты.
3. Установить плананер в ангаре на ровном полу зафиксировав в не накрененном (по возможности идеально ровном) положении и оставив крылья свободно свисать (не подпирая их ничем) сделать замеры расстояний обоих крыльев до земли и посмотреть одинаково ли оба крыла провисают.
Такие мои проверки планеры прошли, но все равно это не серьезные проверки, а так...
Все наши планеры всегда хранятся в ангаре, так что влияние света и влаги минимальное. Но планер это не Боинг, где есть всякие дублированые несущие элементы, гарантирующие что даже если один элемент даст трещину, то другой элемент успешно будет нести нагрузку. Тут лонжерон по моему представлению будет держать конструкцию до посленего, а потом без предупреждения просто сложится.
impetus, спасибо, загляну обязательно!
Очень интересно услышать мнения людей по этому вопросу, особенно профессионалов!