Ракеты Страны восходящего Солнца

Пока не совсем понятно, но вроде расклад такой: сели на склон и перевернулись.
Зонд работоспособен, однако не факт, что в таком виде он сможет подзаряжать батарею.
Наш кратер глубже по-любому! Куда им тягаться?
 
Реклама
Трансляция пресс-конференция до сих пор не началась, очевидно хороших новостей можно не ждать:(
 
А у зонда нет приспособы, чтобы кантовать его, если что?
 
NASA до сих пор не научилось протирать пыль на солнечных батареях на Марсе.
Они спросили у китайцев вундер ли такая вафля. Китайцы ответили: линий груз

А вы хотите самокантующуюся вундервафлю от японцев?
В принципе, если повезёт, то, наверное, можно включить двигатели посадки или ориентации и кантануться )
 
В принципе, если повезёт, то, наверное, можно включить двигатели посадки или ориентации и кантануться )
Это в одном из новых апокрифичных Стартреков было: переворачивали упавший звездолёт химическими маневровыми двигателями.
Если японцы так сделают, то они запишут себя в историю
 
Что-то все сидят хмурые. Не к добру. :(
Приземлили, установили контакт, но солнечная батарея не пашет. Увы.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Это в одном из новых апокрифичных Стартреков было: переворачивали упавший звездолёт химическими маневровыми двигателями.
Если японцы так сделают, то они запишут себя в историю
Китайцы сядут рядом и привезут обратно на Землю и сдадут во вторцветмет. Надо же самоокупаться?
 
Ну что же, солнечные панели не заряжаются :cautious: Вероятно, находятся в тени из-за нештатного положения аппарата на лунной поверхности. Если по мере движения Солнца по лунному небосклону, в ближайшие пару дней на них начнет попадать освещение, то из аппарата можно будет что-нибудь выжать. Если же нет — то при штатной работе бортовой аппаратуры, батарея быстро разрядится в ноль. Поэтому пока энергию будут экономить.

Из хорошего: роботы-прыгунчики LEV-1 и LEV-2 успешно отделены, связь с LEV-1 поддерживается с Земли.
 
А кто-нибудь слышал, по точности то как получилось? Попали в заданный квадрат?
 
А кто-нибудь слышал, по точности то как получилось? Попали в заданный квадрат?
Узнаем, когда проанализируют фото с камеры, сделанные в процессе посадки.

Сказали, батарея расходуется *очень* быстро (n) Для экономии энергии отключили ее обогрев.
 
Узнаем, когда проанализируют фото с камеры, сделанные в процессе посадки.

Сказали, батарея расходуется *очень* быстро (n) Для экономии энергии отключили ее обогрев.
И никаких отчаянных попыток перевернуть аппарат или взлететь и сесть снова. Это не предусмотрено, помирать нужно по инструкции. Это не по нашему, где героизм и находчивость?
 
И никаких отчаянных попыток перевернуть аппарат или взлететь и сесть снова. Это не предусмотрено, помирать нужно по инструкции. Это не по нашему, где героизм и находчивость?
А как взлететь, если он на боку лежит? Джавелином в ближайший холм?
 
Тезисно по ситуации с SLIM.

1. Для начала, о самом аппарате. По сути, это технологический демонстратор мягкой посадки в заданном районе Луны с точностью до 100 метров. Никакой важной и дорогой научной полезной нагрузки он не несет, хотя крепления для полезной нагрузки там нашли чем заполнить. Был запущен в качестве попутной полезной нагрузки вместе с рентгеновским телескопом XRISM.

2. Таким образом, главной задачей миссии является именно осуществление мягкой посадки вблизи кратера Кирилл на северо-западном побережье Моря Нектара к югу от лунного экватора. Для наглядности: на вчерашнем фото Луны, сделанном с наземного телескопа астрономами-любителями из японского общества NVS, эта область обведена красным кружком. Сейчас там «лунное утро»: Солнце поднялось над горизонтом, но пока еще не высоко.

20240120-moon.jpg


3. По данным телеметрии, основная последовательность процедуры прилулнения прошла штатно, и вчера в 18:20 мск (в Японии было уже 00:20 субботы) SLIM коснулся поверхности Луны. Мы пока не знаем наверняка, какая там была ударная перегрузка, но тому что связь с аппаратом осталась устойчивой – посадку предварительно можно считать мягкой. На пресс-конференции, организованной JAXA, сказали, что место посадки, судя по телеметрии, тоже было близко к выбранному – но это еще предстоит подтвердить по данным с камеры аппарата.

4. Таким образом, программа-минимум для SLIM выполнена: Япония стала 5-й страной, чей зонд смог совершить мягкую посадку на Луну. Автономная навигационная система также показала свою работоспособность.

5. Однако радость от этого события была неполной: после прилунения у SLIM не начала заряжаться солнечная батарея. Аппарат в течение примерно двух с половиной часов передавал данные на Землю, после чего сигнал от него пропал (по наблюдениям радиолюбителей). Тут есть два варианта – либо батарея аппарата быстро разрядилась (что более вероятно), либо операторы миссии самостоятельно погрузили зонд в «спящий режим».

20240120-slim_pic.jpg


Почему не работает солнечная батарея? Пока точно не знаем (к началу недели JAXA наверняка прояснит ситуацию), но есть следующие мысли:

- физическое повреждение солнечной батареи маловероятно: перед посадкой она нормально функционировала на орбите, а если бы ее разбило при прилунении, то (с учетом расположения аппаратуры) SLIM вряд ли бы смог сохранить антенны для связи с Землей.

- скорее всего, панели солнечной батареи целы, но не освещаются Солнцем. Это могло произойти по двум причинам:

а) аппарат перевернут / лежит на боку;
б) зонд сел на какой-нибудь склон мелкого кратера, где его солнечные панели отвернуты от Солнца (помним, что оно еще слабо поднялось над горизонтом в этом регионе Луны).

По тем данным, которые сейчас есть в публичном доступе, нет возможности определиться – какой из вариантов является верным. Наверняка JAXA в ближайшие дни даст всю информацию, будут и фото; но пока можно только гадать.

- Тут важно еще и представлять, как выглядел штатный процесс прилунения SLIM. В процессе посадки аппарат был обращен двигательной установкой к лунной поверхности, однако на высоте 3-х метров он должен был «завалиться» на бок. По плану! Выглядеть это должно было следующим образом:

20240120-slim-animation.gif


20240120-scheme.jpg


Сдается мне, именно на этом шаге, в условиях слабой лунной гравитации, что-то пошло не так...

- В настоящее время батарея аппарата, почти наверняка, полностью разрядилась. С наземных антенн будут продолжать попытки связаться со SLIM – если солнечная батарея начнет давать энергию (а это возможно, если по мере того, как Солнце будет подниматься выше над горизонтом, его лучи начнут его освещать панели солнечных батарей), то зонд вполне может ожить. Он был рассчитан на это.

В любом случае, ждем дополнительной информации и изображений от JAXA.

P.S. Интересна также судьба роботов-прыгунчиков LEV-1 и LEV-2. LEV-2 – совсем крошечный, без нормального работающего SLIM, наверное, функционировать не может, а вот с LEV-1 поначалу была хорошая устойчивая связь. Эти роботы были сброшены на поверхность с высоты пары метров прямо перед посадкой.
 
Последнее редактирование:
В JAXA сегодня выдали короткий пресс-релиз, из которого мы узнали следующее:
  • посадка была мягкой, однако the attitude after landing did not go as planned (не понял смысла этой фразы :unsure: )
  • через 2+ часа после посадки оставшийся заряд батареи составлял всего лишь 12%, поэтому чтобы сохранить ее живучесть, и не разряжать аккумулятор в ноль, зонд отключили по команде с Земли
  • за это время SLIM передал всю основную телеметрию и фото, сделанные в процесс посадки. Сейчас их изучают (Ну так показали бы, мм?..)
  • по расчетам операторов миссии, аппарат стоит так, что после лунного полудня (т.е. во второй половине этой недели на Земле) на солнечные панели аппарата должны попасть лучи солнца. Есть весьма неплохие шансы на то, что после этого SLIM начнет заряжать батарею и включится.
 
Реклама
За неимением официальных картинок, вот вам такое фото.

Это снимок, сделанный с окололунной орбиты экипажем корабля «Аполлон-16». Пользователь PM3 с форума NSF сопоставлял имеющиеся снимки лунной поверхности с картами LRO, и пришел к выводу, что место прилунения SLIM (во всяком случае, планировавшееся) видно на этом фото. Оно отмечено красными кружками. Наверное, можно верить.

20240122-slim_landing_site.jpg
 
Назад