Разгерметизация салона рейса Барселона-Москва

В статье http://www.sec4all.net/avia20.html о сложностях с кислородными системами:
"При высоте 4000 м кислород поступает в маску со скоростью 0,5-1 л/мин [18]. При этой скорости вы можете не почувствовать его приток на лице. Более того, так как у кислорода нет ни запаха, ни вкуса, ни цвета, вам может казаться, что вы его не получаете... Резервуарный мешок, вероятно, не будет расширяться при низкой скорости подачи кислорода. Может показаться, что мешок не надувается, даже если в него и поступает соответствующая порция кислорода. "
 
Так, может быть, и голос взволнованный у КВСа был именно потому, что пилотам в кабине тоже кислород не пошёл? Сама по себе разгерметизация с точки зрения пилотов должна представляться как заурядная штатная аварийная ситуация. Что кому делать - известно по инструкции (экстренно снижаться, и вся недолга, потом на посадку куда-нибудь поближе к месту аварии: "во избежание" и "для устранения"). При выполнении инструкции опасность для борта - минимальная. Ну, только если кто из пассажиров замешкается со своей маской и провалится в сон, вызванный кислородным голоданием, да и то ненадолго: если самолёт быстро снизиться, то он сам придёт в сознание, возможно, даже без особых последствий для организма.

А вот если кислород не пошёл, причём в горло самим пилотам, то тут есть уже основание для паники. Хорошо, если КВС в стрессовой ситуации справится с паникой, но стресс в ситуации "а если бы ..., то кранты!!!" всегда гарантирован. И хорошо, если в реальном случае наличие кислорода в системе вообще оказалось не критичным: если изначальная высота или короткое время снижения с неё на безопасную высоту позволяет обойтись без подачи кислорода.

Интересно, а как подаётся кислород пилотам в креслах? У них тоже маски, или что-то ещё? И вообще, если для пассажиров каждая секунда дорога, чтобы на себя маску нацепить и дёрнуть, то неужели пилоты не имеют автоматической системы подачи кислорода? Пилотам-то потерять сознание никак нельзя, а вот растеряться в такой ситуации проще простого ... тем более, что пассажиры не заняты ничем важным в этот момент, а пилоты, наоборот, заняты неотложными делами - вспоминают инструкцию, устраняют аварийную ситуацию, снижаются, с диспетчером беседуют ... потерять минутку-другую проще простого, а с ней - и жизни всех на борту. Как-то не комильфо, если пилотам тоже маску над креслом рвать надо...
 
Последнее редактирование:
Когда на рейсе 522 Helios Airways экипаж испытывал кислородное голодание, то всё закончилось печально. Т.е. если у экипажа не подаётся кислород, а произошла разгермитизация, то тут ничего не поделаешь, если только не произойдёт чудо.
А подача кислорода в маску смотрят ещё на земле, как и уровень кислорода в баллоне.
 
заурядная штатная аварийная ситуация.
Ну вот, только написал про подобный контингент, и словно беду накликал.

Но... Ноблес оближ ... (не гарантирую правильности французской орфографии)

У пилотов есть маски. В них подается кислород из баллонов и его запаса хватит на два часа полета в безвоздушном пространстве.
 
Меня интересует, имеется ли у экипажа (конкретно - у пилотов в кресле) реальная возможность замешкаться по каким-то важным и неотложным вопросам, и при этом не провалиться в сон? Как пишут на этом форуме, именно так и чувствуется кислородное голодание: сначала ничего не чувствуешь, потом тебя незаметно, но верно, тянет в сон, потом ты отрубаешься, как если бы 48 часов не спал (в том числе если ты в этот момент стоишь или двигаешься). Ещё на форуме читал, что никакого ощущения "не хватает воздуха" не бывает - если кто-то из пассажиров такое чувствует - значит, у него от страха или стресса дыхание спёрло (паническая атака), а вовсе не кислородное голодание.

На рейсе 522 Helios Airways у экипажа было разумное время на возможность "растеряться", "замешкаться", "заняться первоочередным действием"? Или действует принцип гранаты: "если за три секунды после срыва кольца гранату не откинуть, то кидать уже поздно"?

И что должен делать КВС, если в момент разгерметизации он (вот так получилось) не у себя в кресле? В туалет пошёл, или отдохнуть к стюардессам? Аварии всегда случаются внезапно: всё как всегда, унылый и заурядный полёт, и ВДРУГ ...
А если не проверить? Много из владельцев автомобилей проверяет исправность тормозов перед выездом с парковки? Принцип "в предыдущие сто раз проверял и всё работало - значит, и в сто первый заработает, можно не проверять, ломаться же нечему" никто не отменял. Особенно если экипаж считает себя профи и асами. Как известно, опытные сапёры взрываются чаще неопытных, потому что опытные считают, что они уже огонь и воду прошли, всё знают и всё умеют, а новички могут перепроверять по десять раз, прежде чем принять какое-то решение.

P.S. И всё-таки КСВ и ВП сами должны свою маску на себя надеть и дернуть? У них сколько секунд-минут на это есть? Если переход "в небытие" при кислородном голодании такой мягкий и обволакивающий, как рассказывают, то могут ли пилоты элементарно ошибиться, не рассчитать, потерять внимание и упустить время?
 
Последнее редактирование:
Судя по всему там ситуация была не в проблеме с подачей, а с распознаванием ситуации.
"В EASA сообщили, что погибший экипаж рейса Helios 522 неправильно понял предупреждающий сигнал сирены о разгерметизации, приняв его за сигнализацию о неправильной конфигурации при взлете."
http://www.aviasafety.ru/news/nd30092009
 
Если бы бабушка была дедушкой... (с)
Пункт Oxygen входит в чек-лист, который зачитывается и выполняется экипажем перед вылетом. Т.е. кол-во кислорода в данных баллонах (в процентах) контролируется и замеряется. В т.ч. в переносных, которые кабинный экипаж использует. Летчики - не идиоты и не "кабылеты", чтобы без проверки вылетать.
 
Так времени там прошло не мало, да и если бы поняли, то натянуть маску не долгое дело. Я всё к этому веду.

А если не проверить?
Хотите, попробуйте, только дома с кислородным баллоном.

P.S.
В соседней ветке про Alloha Airlines как раз яркий пример разгерметизации, при котором никто не погиб от декомпрессии (стрюру в счёт не берём), а на передних рядах даже маски не понадобились.
 
Последнее редактирование:
По скольку тут все-таки не все пилоты... тут чуть подробнее о масках и об их использовании (по англицки, но довольно понятно написано... с картинками ): http://www.b737.org.uk/emergency_equipment.htm.
По поводу "у пилотов не было кислорода". Как правильно тут заметили - чек лист перед тем как лететь включает и проверку масок:
давление в системе (у пилотов отдельная от пассажиров система, баллоны, не генераторы кислорода):

+ надо понажимать кнопочки на маске, чтоб пшикнула. И (если не ошибаюсь) к тому же проверяют работоспособность связи в маске. Она, конечно не как у пассажиров:

Забавно (удобно) сделано одевание. "Трубочки", которые сейчас провисли после одевание маски и отпускания красных кнопок (за которые сейчас на фото держат маску) сами затягиваются на голове + микрофон (если правильно помню) автоматом переключается на микрофон в маске, но тут могу путать - давно читал).

Забыл - так они упакованы в "нормальном" состоянии у пилотов

Сами не "выпригивают", но вытаскиваются на раз-два (два даже, может, лишнее)
 
Последнее редактирование:
То есть у пилотов маска даже не вываливается сама? Ужас какой! А времени у них сколько в запасе есть?
 
Зависит от высоты/температуры - смотрим табличку:
http://www.skybrary.aero/index.php/Time_of_Useful_Consciousness
Замечу, что это время АКТИВНОГО сознания. То есть человек работоспособен.
 
вопрос: сколько масок в салоне? столько же сколько и сидений? или больше?
 
вопрос: сколько масок в салоне? столько же сколько и сидений? или больше?
Больше... Сколько видел описаний везде получалось на 3 сиденья в ряду вываливается 4 маски. + в разных местах самолета есть несколько автономных баллонов.
 
Зависит от высоты/температуры - смотрим табличку:
http://www.skybrary.aero/index.php/Time_of_Useful_Consciousness
А как футы в метры переводить?
А какое ещё сознание бывает? Когда отрубаешься - это уже бессознательное состояние.

Интересно, а что из себя представляет сигнализация о разгерметизации в кабине пилотов? Она только индикаторная, или дублируется звуком? На мой взгляд, разгерметизация как аварийная ситуация настолько опасна и требует от пилотов реакции и сосредоточенности, что сигнализация должно ЧЁТКО и ЯСНО давать понять, ЧТО ИМЕННО случилось и ЧТО ДЕЛАТЬ. В идеале: кричать голосом (аудиозапись): "Внимание! Разгерметизация! Наденьте маски!". То есть так же, как некоторые другие, ОСОБО важные сигнализации в кабине. Насколько я знаю, голосовых сигналов совсем немного, и каждый из них предназначен для оповещения пилотов об особо опасной ситуации, грозящей реальной и неминуемой опасностью, если пилоты будут бездействовать. И голосовая система в этом случае оправдана на 100%, тем более, что она дополняет, а не заменяет индикацию и звук.
 
А как футы в метры переводить?
Умножать на 0,3 примерно.
А какое ещё сознание бывает?
Человек может ещё быть в сознании, но пребывать в состоянии эйфории, когда необходимость что-то делать кажется не более чем абстрактной информацией.
 
А как футы в метры переводить?
Можно так Футы в метры
Не совсем так. Перед тем, как отрубиться бывает еще некоторое пограничное состояние. Когда ты вроде в сознании, но, грубо говоря, туповат. Это я не конкретно про разгерметизацию. Просто не всегда переход в сознании - без оного так резок. Про гипоксию"
звуковой сигнал + визуальный сигнал
http://www.youtube.com/watch?v=IMxMCZuufMI
 
Последнее редактирование:
Спасибо за ссылку. Более подробный текст:
"Также известны многие другие случаи, когда экипажи поздно применяли кислородные маски, ориентируясь на звуковую сигнализацию в кабине, сходную по звучанию с сигнализацией неправильной конфигурации для взлета. В большинстве случаев экипажи распознавали причину звуковой сигнализации о разгерметизации только после того, как обращали внимание на индикаторы давления в кабине." - то есть получается, что на грани жизни и смерти были многие другие пассажиры и члены экипажа вследствие бездействия пилотов из-за ошибки распознавания, и то обстоятельства, что ПОКА погиб только один борт - результат везения всех остальных! Надо что-то менять в распознавании сигналов!
 
вот пример Вашим словам из нашего городского форума

Авиакомпания «ЮТэйр» в очередной раз стала антигероем повестки. Сегодня, 20 июля, самолет АТR-42 с 41 пассажиром на борту вернулся в аэропорт Сургута сразу после вылета. «В пятницу в 7 часов по местному времени самолет вылетел по маршруту Сургут - Тюмень. При взлете сработал датчик поломки системы закрылков. В 7 часов 7 минут самолет совершил посадку в штатном режиме в аэропорту Сургута. Никто не пострадал. Судно было заменено на резервное, которое успешно вылетело по запланированному маршруту в 8 часов по местному времени», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Сургутскую транспортную прокуратуру, которая начала проверку по факту авиационного инцидента.

ЧП с самолетами «ЮТэйр» стали печальной традицией. Самый страшный инцидент произошел в апреле этого года, когда потерпел крушение самолет ATR-72, выполнявший рейс Тюмень - Сургут. На борту находились 43 человека – 39 пассажиров и четверо членов экипажа. Погибли 33 человека, в том числе все члены экипажа.


_________________
источник
http://forum.isurgut.ru/viewtopic.php?f=5&t=2022780

ну и там дальше полгорода высказалось, что стараются не летать самолетами
 
А мне вот еще интересно как пассажиры того рейса добирались из Барселоны обратно в Москву. Почему-то никто об этом не пишет ничего. Кормила ли их авиакомпания пока новый самолет ждали?