Нашел, как расшифровываются крайние 5 цифр в заводских номерах Ил-76 производства ТАПОиЧ, т.к. до сих пор считается, что они не несут никакой смысловой нагрузки и взяты случайным образом.
Итак, 4-5 крайние цифры номера – это заводская кодировка самолета.
В крайних 3 цифрах номера содержится информация о серийном номере самолета.
Расшифровка крайних 3 цифр такая:
1) для самолетов выпуска 1973-1980 гг. (для серий самолетов 01-25):
крайние 3 цифры делим на 4 – округляем остаток в большую сторону – получаем порядковый номер самолета с момента выпуска, серию и номер самолета в серии.
Например: для зав. 073407199 – 199:4 = 49,75 ≈ 50 (принимая, что самолетов в серии по 10 и она для ТАПОиЧ начинается с 1-й серии, получаем серийный номер самолета как 05-10).
2) для самолетов выпуска 1981- 04.1986 гг. (для серий самолетов 26-50):
Перед делением на 4 к трем крайним цифрами добавляем 1000 и делим на 4.
Например: для зав. 0053463896: 896+1000 = 1896; 1896:4 = 474 – серийный номер 48-04 (470:10=47 серия закончилась и началась 48-я, и в ней 4-й самолет).
3) для самолетов выпуска после 04.1986 гг. до марта 1990 г. (серий самолетов 51-75):
Перед делением на 4 к трем крайним цифрами добавляем 2000 и делим на 4.
Например: для зав. 00993498971 : 971+2000 = 2971; 2971:4 = 742,75 ≈ 743 – серийный номер 75-03.
4) для самолетов выпуска серий самолетов 76 – 97 (ориентировочно – после марта 1990 г.)
Перед делением на 4 к трем крайним цифрами добавляем 3000 и делим на 4.
Например: для зав. 1043420696 : 696+3000 = 3696; 3696:4 = 924 – серийный номер 93-04.
Переход на новую систему расшифровки (+1000, + 2000, + 3000) можно отследить по «обнулению» крайних трех цифр в заводском номере: сначала они растут, доходя практически до 1000, а потом «обнуляются» практически до 0 и снова начинают расти.
Это происходит каждые 25 серий (вероятно, если бы выпуск Ил-76 достиг не 97-й, а 101-й серии, то там к крайним трем цифрам добавляли бы уже 4000).