не понял ситуацию с полётовскими машинами. Выходит, что в "Полёт" должны были поставить сразу два самолёта-и 96104 и 96105?
Контракт между ВАСО, ИФК и Полетом от 25 февраля 2009 предусматривал поставку в том же году 3 самолетов (96101, 96102, 96103) и опцион еще на 3 машины в будущем (поставка в 2010-2012). Первые 3 по этому контракту (в рамках твердого заказа) в том году и были поставлены в а/к и 2 из них начали летать (третий стал выполнять коммерческие рейсы в 2010). В конце того же года, а именно 24 дек 2009, из опциона на 3 машины был выделен один самолет, уже находящийся в постройке (96104) и на него был заключен отдельный контракт с поставкой в течение 2010 года. Машина была достроена и облетана в 2011 году, тогда же прошла окраску в ливрею Полета, но в эксплуатацию так и не поступила (был подписан только акт сдачи ее заказчику - ИФК, и она осталась на хранении на заводе). Еще два самолета в рамках опциона Полета (96105, 96106) находились на разных стадиях изготовления, но в связи с тем, что контракт на них заключен так и не был, работы по ним особо не форсировались, а позднее и вовсе были заморожены. Вот примерно так. Что теперь происходит с 96-ми грузовиками Вы уже знаете: 3 "полетовских" с лета находятся на хранении на заводе с неясными перспективами возвращения в эксплуатацию (причина не в самих самолетах, естественно), 4-й переделывается под другого заказчика (прорубаются окошки и т.п.), остальные 2, судя по всему, так и пребывают в состоянии агрегатов.
Ну и все же возвращаясь к теме вывода. Конечно же жалко, что последние 96-е уходят из коммерческой эксплуатации (эксплуатацию 7, а скоро уже 8, а чуть позднее и 10, Ил-96 в СЛО коммерческой назвать нельзя). Но реалии жизни увы таковы. Самолеты АФЛ выпущены в период 1991-1995 годов, поступили в эксплуатацию с июля 1993 по январь 1996. Назначенный календарный ресурс у них 20 лет, т.е. 3 из 6 его уже исчерпали (при том что по налету (70 тыс.ч ) и числу циклов (10 тыс. посадок) некоторый запас еще имеется), а продление стоит денег. К этому стоит добавить "лишнего" (по сравнению с иномарками) члена экипажа на борту, бОльший часовой расход и другие экономические факторы. Сейчас в парке АФЛ уже 22 А330 и 4 777-х (а будет вскоре 16), ну а позднее еще по 22 А350 и 787. Держать в этой ситуации в парке еще один тип (тем более малочисленный) объективно экономически мало оправдано.
Про "перегибание палки" в части комфорта. Сразу же сказал, что изложил свое субъективное ИМХО. Но реально не раз слышал скепсис пассажиров, которые узнавали, что лететь придется на 96-м, а не на боинге или эрбасе... Все-таки проблемы с местом для ручной клади, отсутствие экранчиков, местного освещения и компоновка кресел типа "2 спасибо" (вдоль бортов) в дальнем перелете большого оптимизма не внушает... Никто не спорит, что для 80-х, когда разрабатывался 96-й, это было нормально, но сейчас, когда есть с чем сравнивать (а АФЛ позиционирует же себя в некоем "премиум-классе")... Но, как бы там ни было, выводят их не из-за кресел (которые кстати в АФЛ меняли, судя по фоткам на анете), полок и т.п. "Ничего личного, только бизнес" (с), так сказать...