Реестр Як-38

vvm, а у них были какие-то сложности перед развалом СССР? А то, исходя из всяких фотографий, к этому времени там скопилось свыше десятка разных Яков. Как пример - ваш 38М "97 красный", который так и не отремонтировали, а потом он как то оказался в собственности Минобороны Украины.
 
Да.нет сложностей у них небыло..Дело в том что отремантированные самолеты отправлялись " по флотам" АН-22...А там свои планы и тд.и тп.Поэтому"свыше десятка"..это вполне нормально для..Рем завода..Кстати..самолеты на базу хранения были приняты только те которые были в Саках ..Где находился Цех АРЗ...т.е. самолеты отремонтированные или прибывшие на ремонт...А вот те которые были непосредственно в Евпатории те ..сохранились....А на счет №97..Там история ..запутанная...Хотели совместно с САЗом восстановить..Но за ремонт так никто и не взялся..Хотя наТОФе в311полку да и в299... были восстановлены с подобными повреждениями несколько самолетов..силами САЗа....


---------- Добавлено в 21:21 ----------


И еще.." В собственности МО Украины" оказался не только №97...После "развала" все военный АРЗ оказались.! и естественно все что там находилось...
 
Последнее редактирование:
vvm, вопрос по силовой установке - как вы оцениваете движки Як-38 с точки зрения надёжности и простоты обслуживания? Как часто меняли двигатели на одном и том же самолёте за время его службы?
---
И ещё, перед установкой Як-38 в виде памятников или перед передачей в музей их демилитаризуют, в частности мне говорили, что повреждают корпус. Что именно могут повреждать? Значит ли это, что музейные Яки навеки прикованы к земле и ни один из них не удастся довести до лётного состояния?
 
Интересная находка - мне удалось точно установить заводской номер Як-38 из Монино (тот, который №38, а ранее был №11). Оказывается, он использовался для испытаний на посадку на мобильную платформу. В то время он был без бортового номера, как и многие КБшные машины. На одной из фото удалось разглядеть заводской номер. Прикладываю фото. Где он получил номер 11 непонятно, возможно его потом отдали в ЛИИ. Впрочем бортовой номер, как и флаг ВМФ нанесены нестандартным образом, возможно его присвоили перед передачей в музей.
 
Этот борт №11...Это ЛИевская машина...т.е из Жуковского....Я ее кстати даже видел...Она проходила КВР на ЕРАЗе...На счет "демилитаризации"...да это конечно глупость..никто " умышленно не повреждает"!На Як при эксплуатации серьезно никто не расчитывал серьезно...На счет...Движков...ПМД( Основной) детище ОКБ Туманского..вообщето это базовый с МиГ23...Поэтому двигатель мог запросто обеспечить даже"сверхзвук"..но не ставилась такая задача..Двигатель был доворльно надежный ..правда стартер- генераторы "летели" особенно на "М"ках...А вот ПД...хлопот много было .но это было связано не с тем что двигатель плохой..А с его " Условиями эксплуатации"...Часто были самоостановы...Зависания...и т.д. Часто их и меняли...Но хочу сказать замена была не сложной..И у нас по крайней мере в311 Полку замену проводили силами технического экипажа....
 
Последнее редактирование:
vvm, а приблизительно в каком году вы её (11-ю машину) там видели не вспомните? Она 1978 года выпуска.
---
Значит основным слабым местом силовой установки были ПД. Я видел также, что несколько аварий было связано с механизмом поворотных насадок ПМД. Это тоже было слабое место?
 
Эту машинуЛИИ .я видел ..но тогда на ней № небыло где-то в середине 80х.г..Механизм поворотных насадков никогда не отказывал..Я имею двигательнпая часть..И аварий я чтото на припомню..
 
vvm, а почему вы решили, что она именно из ЛИИ, то есть принадлежит ЛИИ? Я считаю, что борт принадлежал не ЛИИ, а ОКБ Яковлева. Здесь прослеживается закономерность - именно КБшные Яки почти никогда не имели бортовых номеров. А вот ЛИИшные, наоборот, номера имели.
---
Теперь по насадкам. У меня есть такое описание известной аварии Яка с Кононенко и Дексбахом на борту: "Отказ поворотного механизма сопел ПМД во время испытательного взлёта с коротким разбегом". Схожая причина указана для аварии, которая унесла жизнь Кононенко: "Отказ системы вращения поворотных насадок подъёмно-маршевого двигателя во время взлёта с коротким разбегом". Были ещё, я потом покопаюсь в списке аварий. Возможно причины были несколько другие, но так было написано в источнике, которым я пользовался.
 
По данному..борту..."я не решил" Дело в том что я в середине 80г принимал самолеты с 311полка..На ЕРАЗе..И в это время принимали представители ЛИИ данный самолет.. И этот борт стоял вместе с нашими.без номера я был тогда даже удивлен...! Но правда его как то именовали типа"211" И бирки типа таких были на формулярах самолета...(Документация на самолеты хранилась рядом)
 
Теперь..по насадком "Насадки" это двигательная часть ..Очень надежные и никогда на мою память не отказывали..."Отказ поворотного механизма сопел ПМД во время испытательного взлёта с коротким разбегом". на самолете 09.....значит после аварии когда борт подняли и доставили в " Патрокл" я гдето месяц на этом борту был техником самолета и невольно учавствовал в разборе этой Аварии...Военные грешили на действия летчиков... ОКБешники ..на "прерывание подачи эл питания на гидрокран управления ПНРС(так они вообще то назывались) из за недозакрученного разъема.подачи эл питания на ПМД...И все остались при своем мнении ...А вот Катастрофа Канонеко в Южно -Китайском море...там небыло "отказа ПНРС"...Там совсем другая История....
 
Последнее редактирование:
И еще..была Авария тоже связанная ВКР..Святошев-Руденко ТАКР "БАКУ"...тоже грешили на ПНРС..но там тоже проблема была совсем другая...
 
vvm, по тому безномерному борту - значит тут ситуация интересная. В испытаниях на посадку на мобильную платформу (это 1980 год) участвовало два Як-38 - этот безномерной (06-07) и борт №21 (03-08). Борт №21, по моему предположению, принадлежал ГНИИ ВВС и испытания проводились отдельно по их собственной программе.На 06-07 летал в том числе Кононенко. И борт, и сама платформа - КБшные. Испытания проходили условно в два этапа - в июле и ноябре 1980 года. Согласно некоторым данным, борт №21 затем прошёл модернизацию - в частности установили Опушку (но это мог быть и другой борт). Борт же 06-07, хоть и выпущен был позже, чем 03-08, модернизацию не проходил. Опушка на нём отсутствует, и, если я не ошибаюсь, отсутствуют дополнительные газоотражательные щитки под фюзеляжем. Также я заметил, что у ЛИИ было намного больше испытательских Яков, чем у КБ. Если принимать гипотезу, что безномерные Яки - все КБшные, то оказывается, что непосредственно ОКБ принадлежало всего три Яка - два обычных и один М. Возможно была и спарка, но этого достоверно пока установить не удалось. Я это к тому, что вряд ли КБ стало бы отдавать свой Як ЛИИ. Хотя бирки - это странно. Может там было не 211, а 323? Это хотя бы логично, поскольку заводской номер борта кончается на 323.
---
Кстати, а как вы определили, что это именно тот самый борт, о котором идёт речь? Вы говорили с представителями ЛИИ?


---------- Добавлено в 14:26 ----------



По насадкам - спасибо за информацию, я учту это при формировании списка потерь. По аварии спарки на "Баку" - у меня написан такой вывод по ней: "Причиной АП явилась ошибка летчика в эксплуатации авиационной техники при взлете с коротким разбегом, выразившееся в непреднамеренном переводе реактивного сопла ПМД в положение «Горизонт», что привело к потере подъемной силы и сваливания самолета." Кстати, в моём источнике написано не Святошев, а Свиташев. Как правильно? И ещё - не знаете ли вы бортовой этой спарки?
 
Что борт был с Жуковского это точно..! Я общался с представителями..А заводской №...последние цифры я конечно не помню....Вообщето ЛИИ работало тогда с ЯКами..активно .А вот ОКБ?..Я ничего незнаю.... Помню...их(ЛИИ) и на "Пристани "и на "Минске" они работали по ВКР(Назарян)..И довольно таки Успешно...!! А вот по Свиташеву..(.наверное так правильнее )Все Точно!! Так все и было..!! № Борта я не знаю ...Я на Севере не служил,,,,
 
vvm, я сейчас выдвину несколько предположений, а вы, пожалуйста, выскажите своё мнение. Я сейчас выписывал все известные мне Як-38М (исходя из фотографий, ваших рассказов и моих предположений). Получилось 39 бортов из 50 построенных. И я делаю следующие выводы:
1. Серых Яков было больше, чем синих. Вероятно серый окрас пошёл с третьей, а может быть и с конца второй партий, то есть с 1984 или 1985 года.
2. В 311-м полку М-ки получали номера, начиная с 90. Потому что на 80-х кончались обычные Як-38. Из самых "крупных" я видел фотографии обычых Як-38 №88 и №90.
3. В 279-м полку М-ки получали номера с 78 и далее (я могу ошибаться). Последние серийные Як-38М - №33,34,35 и 36 поступили в полк, заменив списываемые Як-38 из ранних партий (борта с 20-ми и 30-ми номерами). Схожим образом должно было произойти и с 311-м полком, но прекращение производства и снятие с вооружения спутали все планы.
---
Теперь несколько вопросов в связи с вышенаписанным. Сколько у вас всего было М-ок? Они все были серые? В какие годы они к вам поступали? Вы говорили, что они формировали 4-ю АЭ, то есть числом до 20 машин. Вы также сказали, что номера были от 91 до 02. Добавлю, что в Артёме стоит борт 90 жёлтый. Значит всего у вас в полку было 13 Як-38М. На Севере было раза в два больше М-ок. Это связано с введением в строй ТАКР "Баку"?
 
4 АЭ была сформирована в 85г...Эскадрилия у нас была "смешанная.т.е. были и МиГ21...поэтому 20..бортов ЯКов унас не было... были только "серые"..." Серых" было больше..т.е с 90 по 02...Но еще и были "М" ки и в "синем"..окрасе..первые..полученные в84г.А вот сколько?? сейчас не могу вспомнить...Две было точно.!!! По номерам помню все таки был №86....Значит должно быть все таки четыре....т.е 87.88.89...НО не утверждаю пока! Надо будет еще уточнить! Да на Севере было больше все таки "М"скорее это было связанно с"Баку"..Ведь мы были " укомплетованны" еще раньше в связи с" Новороссийском".....!
 
vvm, странно. Вот фото, которые были сняты на ТАКР "Новороссийск", год указан как 1983. И на них №86, но это не М-ка! Возможно тут опять перепутано описание. Но есть ещё фото, на ней видны борта №88 и №90. И это не ВММ, судя по форме воздухозаборников.
 
Да что то не стыковка...! НО "синие" М"у нас были точно.!....Что то не то.с №..Я и не утвеждал!..Не много предистории...Ведь"Новороссийск" сперва планировали на Север...И самолеты "заказывали"...Северяне...и № САЗу с учетом своих желаний....Самолеты стали поступать в Саки....Я помню это время... поступил "приказ"принять эти самолеты нам уже в Саках....Вот поэтому и возникла не ..стыковка.....с №..! не могу вспомнить №..Синих"М"кажется...был 82? ...
 
vvm, ага, ну надо будет искать. Возможно №79 и 80. Поясню своё предположение - на Севере номера М-ок шли с 78 и далее. Но! Ранее я выкладывал фото Як-38М № "79 синий", но он был в сером окрасе! А синяя М-ка № 78 на Севере была точно. Возможно 79 и 80 попали к вам, а позже их перевыпустили для СФ. Впрочем это всё спекуляции, очень мало фотоматериалов по синим Як-38М.
---
Интересная ситуация с бортом №90. На фото выше под таким номером идёт обычный Як-38, но ведь у вас был и серый М с таким номером! Возможно обычный Як-38 с таким номером был потерян?
---
Немного по количеству М-ок.
Значит так, 279-й полк - №33,34,35,36,78-99 - то есть всего 26 ВММ.
311-й полк - №90-100,01,02 плюс 2-4 "синих" 1984 года выпуска - то есть всего от 15 до 17 ВММ.
299-й полк - №62-67 - всего 6 ВММ.
Прочие эксплуатаны (ОКБ, ЛИИ, ГНИИ ВВС) - №38,40,48,88 и ободранный фюзеляж в ХАИ - 5 бортов.
Значит всего получается от 52 до 54 бортов, а выпущено их было всего 50. Где то прокол значит.
 
Вообщето "не секретное " обозначение Яка было "ВМ" а "М"ки...."изд82" Поэтому видно у нас в311полку..небыло "серого"(82) №90....скорее всего так и было...и " синих" было скорее всего ...2!
 
vvm, у серийных машин было два обозначения - КБшное и заводское.
обычный Як-38 - изделие ВМ (обозначение КБ), изделие 86 (САЗовское обозначение)
Як-38У - изделие ВМУ (обозначение КБ), изделие 76 (САЗовское обозначение)
Як-38М - изделие ВММ (обозначение КБ), изделие 82 (САЗовское обозначение)
---
Серый Як-38М №90 у вас точно был, вот его фото. Установлен как памятник в городе Артём. Сейчас от его окраса ничего не осталось, но вот таким он был раньше.