Реестр Як-38

Где-то в 1989г. из северного полка в Саки были переданы ВМ54,55,58,59,61,62,ВМУ04.
 
Реклама
rotkinsa, спасибо! А причину передачи не знаете? Выработка ресурса?
 
Нет, все летающие. Укомплектовали 3аэ самолетами Як-38М, а ВММ33-36 пошли уже в 1аэ. ВКРовские ВМ61 и выше на АРЗ не были, они только подошли к ремонту. А в спарке, возможно, была большая необходимоть в Саках.
 
Последнее редактирование:
rotkinsa, здесь проскальзывала информация, что в своё время в 279-й полк была передана спарка из 311-го полка для обеспечения приёма ТАКР "Баку". Не знаете ли какой у неё был бортовой номер? Я предполгаю, что это 10.
----
Скажите, пожалуйста, а вы имеете отношение к 279-му полку? Служили там?
 
Обеспечения приема не было. Самолетами комплектовался полк, а не корабль. Теоретически самолеты любой из трех эскадрилий могли перебазироваться на любой из кораблей, а практически Як-38М летали только с Баку. По какому-то закону распределения ВМУ29 должна была попасть на север, это была первая ВКРовская спарка,подготовленная на заводе и поэтому передана в 311ап дпя отработки ВКР. В 1983г. она прибыла на север, облетана и когда пришел Новороссийск передана. Вместо нее 311ап передал обыкновенную спарку, которую,возможно, доработали под ВКР вТЭЧ ап, а бортовой номер изменили на 03 (07 уже была в ап, а 03 списана или на завод попала). ВМУ10 была тоже ВКРовской с завода и с Опушкой, появилась позже.
 
Последнее редактирование:
rotkinsa, понял, тогда вот некоторые вопросы про самолёты.
1. Правильно ли моё предположение, что в полку номера М-ок начинались с 78? То есть, что Як-38 №77 был последним "Яком без буквы", поступившим на Север?
2. Сколько было ВММ в раннем синем окрасе?
3. Последние ВММ №№33-36 - они поступили в 1988? Одновременно?
----
И несколько вопросов специально про ВМУ:
1. Согласно моим изысканиям в 279-м полку были следующие спарки:
03,04,07,08,09,10 плюс добавляется вторая 03
Других не было?
2. Не могли бы вы назвать годы поступления и списания спарок? Мне тогда было бы проще привязать их к серийным номерам.
3. В Евпатории сейчас находится спарка 09, вероятно 279-го полка. На ней следы пожара в районе отсека подъёмных двигателей. Известны ли детали происшествия и дата? Среди моих данных упоминается 1983 год.
 
Nocksonу.. По "спарке"..."09"..не могу уточнять!! Но во время..Пребывания "Новороссийска" на Севере..В.311полку при подготовке к переходу на ТОФ...была выведена из строя...."Спарка"! Какая .?.точно незнаю!.Но по словам моих сослуживцев..При "Гонке двигателей....( Кстати гонка " ВКР"..отличается от "Обычной" и "опробывание" СУ делали только тогда когда планировались полеты по"ВКР" на данном самолете....) и никак не могли " вогнать" параметры в норму....Гоняли ..регулировали...И "Догонялись" что..."пропалили" обшивку нижней части фюзеляжа......
 
Последнее редактирование:
Оговорюсь,что кроме случайно сохранившихся записей приходится полагаться на память или домысливать, некоторые мои утверждения можно и опровергнуть.

В 1986г. на ЯК-38 выполнялся бюллетень 381-БД по доработке ПВД-18Г-3М. Доработки распространялись на ВМ с №06119 по 97677 за исключением 16323,74635,97572. С №98466 изменение внедрено в серийное производство. В 279 ап дорабатывались ВМ с 28 по 73 борт. Во 2аэ были ВМ с 60 по77, последние 74,75,76 и 77 были оснащены Опушкой на заводе. Конечно, это были последние ЯК-38, а других с Опушкой не было. В ЛП потеряны ВМ63 катастрофа 25.06.1981, ВМ69 авария 19.08.1982, ВМ74 авария 21.07.1985, ВМ75 катастрофа 28.07.1986.

- ВММ с 78 по 99 вначале в обыкновенной окраске, их было более десятка, потом белые, с ВММ92.

- Самолеты приходили с завода по несколько штук. Я бы выделил в реестре ориентировочно 16 партию с 73 по 77 борт, 12 партию 09 и 10 самолеты и 13 партию 01,02,03 самолеты как 68-72 борта, 11 партию 04,05,06,07,08 самолеты как 63-67 борта. И последние ВММ - также группой.

- Кроме изысканных и добавленных еще были ВМУ06 и 11.Самая возрастная была 03, последняя - ВМУ10. Остальные - между ними. В 1988г наступила черная полоса дла спарок. ВМУ10 потеряна в ЛП 12.07.1988 с Баку. 29.08.1988 пожар на земле ВМУ08 из-за негерметичности трубопровода подвода топлива к гидромотору (самолет был восстановлен в ап). В 1989г летали с аэродрома Североморск-1. При посадке по-самолетному 28.06 выкатилась ВМУ06, повреждена стойка, самолет с трудом дотащили до своего аэродрома, отправили на завод. На ВМУ09 пожар на земле перед взлетом заметил боец пожарной команды, уже сдавший дежурство, он пересек на пожарной машине ВПП и потушил пожар, фотография этой спарки сделана на Североморске-1. Отказ ПД на посадке ВМУ07 27.03.1990, это на аэр Сев-3, летчиков катапультировала САК.
 
Последнее редактирование:
Вот ещё раз выложу фотографии спарки 09. На ч/б фото может быть и не она, но характер повреждений похож. "Девятка" вряд ли из 311-го полка - там уже был борт 09, который был потерян.
----
Сейчас буду анализировать новую информацию. Как только возникнут вопросы - отпишу. Спасибо!
 
Отличительным признаком самолетов 1аэ была желтая стрела на борту фюзеляжа вместо заводского номера. Как бы ее не критиковали - позволяет определить самолеты северного ап до ВМ59, но был самолет и с номером, уже нелетающий, в ангаре. Не учитывая первые самолеты с креслом КЯ, несли БН с 21 по 36(?) и с 50 по 59. В ЛП потеряны ВМ29, 56, поломка ВМ27 28.03.1978, в середине 80-х не было и ВМ33-36. Бортовые номера с 39 по 49, а также 02 и 05 несли самолеты МИГ-21. После перехода Киева в 1976г самолеты летали со своими БН, которые не менялись. В диапазоне БН60-73 самолеты с севера не отличались от восточных.
 
Последнее редактирование:
Реклама
rotkinsa, а нет ли данных о серийных номерах ВМ до №63? Сколько всего было в полку ранних машин с креслами КЯ?
----
Вопрос про ВММ - по вашим словам первые около десятка машин были в раннем синем окрасе, но имеется фотография ВММ №79 в сером окрасе и с синим бортовым номером. М-ки 279-го полка не перекрашивали?
 
Не знал ни одного серийного или заводского номера, пользовались бортовыми. Все номера, особенности самолетов, их вес... знали инженеры ИАС ап.

Летающих самолетов с креслом КЯ на полетах я не видел, они летали несколько первых лет. Часть самолетов всегда находились на хранении по разным причинам. При необходимости на таком самолете выполнялись работы по вводу в строй, самолет облетывался и потом летал. Видел как на такой самолет шел летчик, на ноги одевались манжеты. По фотографиям в сети могу предположить, что к ним относились ВМ10, 14, 19, 20, 23... Первый - с узкой колеей, памятник у штаба, ВМ20 - потерян в аварии 6.06.1977. ВМ19 и 23 вывели, возможно, из-за кресла, когда уже было достаточное количество самолетов.

Самолеты в полку не перекрашивались. Вначале не перекрашивались и на АРЗ. ВМ58, в отличие от всех - блестел и появилась помарка на БН. Если есть сомнение в БН когда изменилась окраска самолетов, то в отношении ВММ79 в 279ап могу сказать точно, что был в стандартной яковской окраске с желтым номером.

Летом 1989г ремонтировалась полоса на аэродроме, летали с Североморска-1, там были площадки и большая ВПП. В 1990г после случая катапультирования на ВМУ летать на Яках стали через неделю, летали апрель, май... Летом летали с аэродрома Ручей на Су-25, площадок для Яков там не было. Осенью было начали полеты и на Як-38 на своем аэродроме, но потом прекратили и больше не летали. Самолеты перевели на хранение, стали передавать в 299 и 311 ап, определили самолеты для музея. В декабре стали облетывать Су-25 на базе хранения в Овруче и в 1991г. перегонять группами на север. Оставшиеся Яки стали мешать, их перемещали то в одно, то в другое место на аэродроме, когда приняли решение об утилизации - стали разбазаривать. Утилизацей занимался Североморский АРЗ на нашем аэродроме. На самолетах, переданных в другие полки БН меняли по своему усмотрению.
 
Последнее редактирование:
rotkinsa, вот кадр из видеозаписи разделки сакского ВММ №62. На заднем плане виден серый Як-38М с номером "79 синий". Может его отправляли на ремонт и там перекрасили?
----
появилась помарка на БН с правой стороны фюзеляжа
Что вы имеете в виду под помаркой?
----
определили самолеты для музея
Какой музей вы имеете в виду? Музей ВВС СФ? Там сейчас находится только один ВММ №34.
 
Я не знаю как достоверно объяснить явление ВММ79, может от испытателей попал, может БН изменили, а перекраска самолета - фантастика. Наиболее вероятным мне кажется его принадлежность 299 ап.

Есть фотография взлетающего с корабля ВМ58 с подвешенными АБ, сверху слева от восьмерки треугольный кусочек желтой краски.

Когда отбирали самолет для музея ВВС СФ в Сафоново были разговоры и о двух самолетах
 
Последнее редактирование:
rotkinsa, сотрудники музея говорят, что ВММ №34 единственный, который у них был. Но вполне возможно, что были сохранены и другие борта, просто они попали в другие места. Например интересна история "братьев" - ВМ №71 попал в музей АВТОВАЗа в Тольятти, а ВМ №72 каким то образом оказался в Сызраньском ВВАУЛ. В течении 1990-х и 2000-х в разные музеи потихоньку передавались сохранившиеся Яки, в основном с Севера и ЕАРЗ. Я очень надеялся, что сохранился последний серийный ВМ №77, но видимо его всё-таки порезали. Всего сохранилось семь ВМ 279-го полка.
 
По отношению ко многим из этих самолетов нужно добавить - возможно.И все равно это завышенная цифра.
 
rotkinsa, семь бортов - это вполне точная цифра, всего же до сегодняшнего дня дожило тридцать Як-38 разных модификаций. Могу про семь расшифровать:
1 - ВМ №10 - памятник возле АБ Североморск-3
2 - ВМ №14 - экспонат центрального музея ВВС в Монино
3 - ВМ №27 - памятник в Мурманске, возле школы им. Апакидзе
4 - ВМ №28 - хранится в полуразобранном состоянии на Евпаторийском АРЗ, при удачном стечении обстоятельств будет передан в музей в Киеве
5 - ВМ №67 - экспонат Военно-морского музея Украины в Севастополе
6 и 7 - упоминавшиеся выше ВМ №71 и №72
----
Не знаю, какую версию реестра вы могли видеть, но полный в самой последней редакции размещён тут: http://russianplanes.net/planelist/Yakovlev/Yak-38
Я внёс туда правки по вашей информации.
----
Вот сводная таблица по ВМУ 279-го полка. Прошу вас, если возможно, уточнить года поступления/списания бортов. Также интересно узнать что-нибудь про борта 06 и 11. Их фотографий у меня нет, хотя такие борта были в других полках: 06 в 299-м, а 11 в 311-м.
 
Последнее редактирование:
Мурманский ВМ27 никогда не служил в 279ап или это полковой самолет с другим БН. У северного самолета с таким БН своя история. И Исаев не причастен - самолет упал и горел. Про реестр - буду знать теперь. Если в таблице данные по спаркам с учетом сказанного - хочется заплакать, сказать нечего.
 
Последнее редактирование:
Мурманский ВМ27 никогда не служил в 279ап
А что же это тогда за борт? Вряд ли, восстанавливая другой самолёт для установки в виде памятника, стали бы менять б/н и воспроизводить заводской номер другого борта.
----
И Исаев не причастен - самолет упал и горел
Так вроде его никто не обвиняет, причина аварии - отказ техники. Или вы имеете в виду что-то другое?
----
Если в таблице данные по спаркам с учетом сказанного
Именно так, повторюсь, что про спарки с Севера №06 и №11 я слышу впервые. Они своим "появлением" несколько спутали карты - теперь в моём списке всех ВМУ 38 бортов, хотя всего их было построено 33. Пять лишних - скорее всего некоторые дублируются из-за передачи между полками, либо между АП и ЛИИ. Из-за этого я пока не вношу многие спарки в реестр, надеясь, что удастся что-то уточнить.
 
Реклама
Могу добавить. Авария в 4 ЦБП 4.10.1984 - при заходе на посадку на самолете Як-38У после запуска ПД и поворота сопла в вертикаль загорепся светоигнализатор НЕ ГОТОВ, летчик выключил ПД в вертикальном положении сопла ПМД, самолет перешел в пикирование, сработала САК.
 
Последнее редактирование:
Назад