Реестр Як-38

Что касается окраски Як-38М в [HASHTAG]#468[/HASHTAG], люди, которые принимали эти самолеты с завода, утверждают, что среди первых в обычной окраске ВММ80 и 81 были белые. Фото первого самолета ЯК-38М №78 и самолета ЯК-38М №91 северного ап.

Посмотреть вложение 502552

Посмотреть вложение 502554
На первом фото изображен первый Як-38М борт 78 и его старший техник Анатолий Диденко, самолет из состава 3-й АЭ 279 полка, фото сделано на ТАвКР Баку в период 15-20 апреля 1989 года (учения и показ слушателям академии)
 
Последнее редактирование:
Реклама
... 04050, но это явное несоответствие т.к. если не ошибаюсь у самолета 88 номер был 04254

Если 04050, то ВММ93 - 02 партии, 08156 ВММ95 – 04 партии (первоначально номер 95 был желтым). Между ними 03 партия – самолеты 311 и 299 ап.
08494 ВММ88 – 05 партии, самолет испытателей
 
Если 04050, то ВММ93 - 02 партии, 08156 ВММ95 – 04 партии (первоначально номер 95 был желтым). Между ними 03 партия – самолеты 311 и 299 ап.
08494 ВММ88 – 05 партии, самолет испытателей
По моему все таки зав. номер Як-38М 93 - 04050, или 04030, получается что самолеты Як-38М 279 полка с б/н 88 по 93 или 94 - 02 партии, а с 78 по 87 - 01 партии (покрашены в традиционные сине-зеленые цвета, кроме (экспериментально окрашенных в светло-серый, темно-серый цвета 79 и 80), т.к. самолет 88 (я был его техником) с зав.номером 04254 в полку был (по бортовому номеру и окраске полная копия самолета 88 КБ Яковлева, только выпуска 1985 года).
Кстати Як-38М борт 80, единственный в полку получивший повреждения (незначительные носовой части) при вертикальной посадке, а борт 95 в апреле 1989 году садился на Баку с зависания на высоте более 1 км (ошибка в считывании показаний высотомера), но тем не менее произвел посадку благополучно, несмотря на покрытые льдом лопатки компрессоров ПД. Больше не припомню серьёзных инцидентов в полете с Як-38М в полку, очень надежный самолет и подъемные двигатели РД-38.
 
... самолеты Як-38М 279 полка...
Вашего заводского еще не было. Я приблизительно так же думаю. Во 02 партии получается, что при увеличении БН, заводские уменьшаются. А в двух партиях, кроме северных (78-94), самолеты испытателей – ВММ40 камуфлированный, 48 и 38 зеленые.
Про 80 не помню уже.
 
Вашего заводского еще не было. Я приблизительно так же думаю. Во 02 партии получается, что при увеличении БН, заводские уменьшаются. А в двух партиях, кроме северных (78-94), самолеты испытателей – ВММ40 камуфлированный, 48 и 38 зеленые.
Про 80 не помню уже.
Еще раз рассмотрел номер на створке ПД самолета 93, может я ошибся и он все таки не 04050, а 04650 или 04950, поскольку я думаю, что и заводские и бортовые номера, по крайней мере в 279 полку должны идти по возрастанию, исходя из зав. номеров и даты выпуска самолета МАП 38-04192, дат выпуска самолетов с 88 по 94 1985-86 годы и зав. номеру 88-04254.
 
Последнее редактирование:
... первый Як-38М борт 78 и его старший техник Анатолий Диденко, самолет из состава 3-й АЭ 279 полка, фото сделано на ТАвКР Баку в период 15-20 апреля 1989 года (учения и показ слушателям академии)
Поискал, что делал в это время. Обычно летали на своих самолетах, я был во 2-й аэ, в этих учениях участия не принимал. 17.04 перегнал на корабль ВММ34, а 27.04 с корабля на аэродром - ВММ96 и еще два полета с аэродрома сделал. 28.04 - четыре полета с аэродрома на ВММ88.
 
Позже выложу фото
Поискал, что делал в это время. Обычно летали на своих самолетах, я был во 2-й аэ, в этих учениях участия не принимал. 17.04 перегнал на корабль ВММ34, а 27.04 с корабля на аэродром - ВММ96 и еще два полета с аэродрома сделал. 28.04 - четыре полета с аэродрома на ВММ88.
На учениях и выходе в море с 17.04.89 по 25.04.89 я находился на Баку, в качестве ст.техника Як-38М борт 88, на корабле базировалось 16 Як-38М, практически одновременно в море выходил и Киев, если не ошибаюсь на нем базировалось 12 Як-38 и Як-38М, вы, как я понял перегоняли самолеты с Киева, с Баку самолеты перелетели пораньше, по моему это было через день или два после 19.04.89, когда произошла авария вертолета Ка-25 с БПК Исаченков, экипаж жив, но здорово побились, их перевезли в медблок Баку и в госпиталь.

88 борт летал много, вас помню, но по формуляру наиболее часто летал на самолете в этом году комэск 4 (мы ещё шутили, МиГов мол не хватает), хотя вылетов было много, обычно 5-6 вылетов за смену, как правило полупрофили по 32-37 минут, рекордом был полет с взлетом и посадкой по самолетному, 1 час 1 минута.
В следующем году уже началось переучивание на Су-25 и приемка самолетов с базы хранения.
 
Нашел постановку задачи на перелет с такр (С-1) на аэродром С-3 24 апреля 1989. Время 8.00-22.00. ГРП: РП – подполковник Дмитренко, ДШ – капитан Персиянов, ПРП – майор Петров. Прогноз погоды: проход теплого фронта, облачность 6-9 баллов с НГО 600-1000 метров с понижением до 400-600 метров. С 14 часов осадки, видимость 3-5 км. Ветер 80-100 градусов, 6-9 м/с, после 12 часов до 12 м/с. Температура +3…+6 градусов. В тетради схема перелета, но выполненные полеты отмечены 27.04 и далее. Нет на руках летной книжки чтобы уточнить.

В 1989 году два корабля было. На какой летим я не отмечал в тетради, просто такр. Позывные уже ни о чем не говорят, канал РСБН-РМК был разный, по нему можно определить. На "Киев" ЯК-38М не летали – отличались швартовки на переднюю стойку. Аварию Гиматдинова помню, я тоже был на "Баку".
 
Нашел постановку задачи на перелет с такр (С-1) на аэродром С-3 24 апреля 1989. Время 8.00-22.00. ГРП: РП – подполковник Дмитренко, ДШ – капитан Персиянов, ПРП – майор Петров. Прогноз погоды: проход теплого фронта, облачность 6-9 баллов с НГО 600-1000 метров с понижением до 400-600 метров. С 14 часов осадки, видимость 3-5 км. Ветер 80-100 градусов, 6-9 м/с, после 12 часов до 12 м/с. Температура +3…+6 градусов. В тетради схема перелета, но выполненные полеты отмечены 27.04 и далее. Нет на руках летной книжки чтобы уточнить.

В 1989 году два корабля было. На какой летим я не отмечал в тетради, просто такр. Позывные уже ни о чем не говорят, канал РСБН-РМК был разный, по нему можно определить. На "Киев" ЯК-38М не летали – отличались швартовки на переднюю стойку. Аварию Гиматдинова помню, я тоже был на "Баку".
Я только по памяти могу сказать, полеты выполнялись с двух кораблей, на Баку было 16 самолетов Як-38М, командир группы был Владимир Иванович, на Киеве было около десятка, (по моему 12) Як-38, Як-38М, кто командовал не помню, есть фото сделанное на Баку перед выходом, на нём виден и Киев с самолетами, видно правда не четко, но если присмотреться то видны самолеты светло-серой окраски, а это однозначно Як-38М.
А что касается передней швартовки, вспомнил, действительно, такая проблема была на Киеве, но по моему или в зипе на Як-38М шли швартовки, или на Баку БЧ-6 поделилась из наличия швартовками с Киевом.
На втором фото Як-38М борт 78, первый самолет Як-38М полученный 279 полком от САЗ, слева просматривается нос другого самолета, номера не видно, но это точно Як-38М борт 88.

20200114_133816.jpg


20200114_133725.jpg
 
Последнее редактирование:
На "Киев" летали ВКРовские ВМ61-77, кроме некоторых потерянных и по др. причинам. Это было на БС-85, выходах корабля в 1986 году, БС-87. Они же на БС-88 "Баку". В 1989 году полетов на "Киеве" немного - вот эти, летом учения и ГИ МО. Если рассуждать о цвете – фотографию ВММ91 я взял у Харченко. Другая - ВМ72 на "Киеве" – выкладывал Fencer. У "Киева" БН был 075, "Баку" – 079. Никогда не видел фотографий ЯК-38М на "Киеве".

ЯК-38М.jpg


Киев_1989.jpg
 
Реклама
На "Киев" летали ВКРовские ВМ61-77, кроме некоторых потерянных и по др. причинам. Это было на БС-85, выходах корабля в 1986 году, БС-87. Они же на БС-88 "Баку". В 1989 году полетов на "Киеве" немного - вот эти, летом учения и ГИ МО. Если рассуждать о цвете – фотографию ВММ91 я взял у Харченко. Другая - ВМ72 на "Киеве" – выкладывал Fencer. У "Киева" БН был 075, "Баку" – 079. Никогда не видел фотографий ЯК-38М на "Киеве".

Посмотреть вложение 705368

Посмотреть вложение 705369
Да, я помню бортовые Яков под ВКР, одну из них, если не ошибаюсь 62, по ВКР облетывал с С-1 комэск 1, Шаверин Н.А., а я был на ней техником временно, по моему это было перед БС 88, я на эту БС не ходил, ходил уже на Кузнецове 95-96 и далее.
Харченко помню, был замполитом 3 АЭ.
А с фото кораблей немного запутался, вот этот Як-38М борт 92 на палубе какого корабля стоит? Напоминает трапом на площадку АК Киев? Или я ошибаюсь?

p-LbMokTiog.jpg


20200115_002640.jpg
 
Последнее редактирование:
... Як-38М борт 92 на палубе какого корабля стоит? Напоминает трапом на площадку АК Киев? Или я ошибаюсь?

Вы меня убедили. И про швартовки, и про трап… ВММ92 действительно на "Киеве". На ветке был механик самолета - madgreencat717, с.30 и др., у него интересные воспоминания о службе в ап.

Снимок "Киева" (до ремонта, поперечный брус на ПП потом убрали) ради поручней трапа, и "Баку" – отсутствует малый спонсон и, соответственно, трап.

Киев_1978.jpg


Баку_1995.jpg
 
Вы меня убедили. И про швартовки, и про трап… ВММ92 действительно на "Киеве". На ветке был механик самолета - madgreencat717, с.30 и др., у него интересные воспоминания о службе в ап.

Снимок "Киева" (до ремонта, поперечный брус на ПП потом убрали) ради поручней трапа, и "Баку" – отсутствует малый спонсон и, соответственно, трап.

Посмотреть вложение 705381

Посмотреть вложение 705382
Спасибо, с интересом ознакомился с воспоминаниями madgreencat717, Степанова Н.И. помню конечно, комэск 3 АЭ был.
 
... ознакомился с воспоминаниями madgreencat717...

По-вертикали за полярным кругом
 
Я так понял, что самолет испытателей не отличался от северного

Посмотреть вложение 705575

Посмотреть вложение 705576
Внешне самолеты одинаковы, единственное отличие это различные заводские номера (вернее последние пять цифр номера), нанесенные на заголовнике К-36ВМ, держателях САВ, верхней и нижних створках отсека ПД, створках и нишах шасси и т.д.
Да, ещё на полковом Як-38М борт 88, где то с 1989-90 годов бортовой номер перекрашен с желтого на синий, для лучшего распознавания.
На заводе синие номера начали наносить на Як-38М начиная с бортового номера 33
 
Последнее редактирование:
И второй снимок ВММ91, с цветом можно ошибиться

Посмотреть вложение 705580
Да, видимо более раннее ч/б фото 91-го в полете, или засвечено, или так проявлено.
Интересно, а вашем фото, на разборке бортовой номер 91 так и не перекрасили с желтого на синий, если память не подводит, то скорее всего это связано с тем, что этот борт в 1990 году долго простоял на комплексе доработок.
Лакокрасочное покрытие на Як-38М очень приличное, и Су-33 и Су-25УТГ были первоначально покрашены ЛКП гораздо худшего качества
 
Реклама
А дальнейшая судьба самолета известна?
Где то в конце 89 начале 90-го годов, выполнили комплекс доработок по опознаванию, замене патрубков ПТБ и др. А затем передали самолеты в 1-ю АЭ (т.к. к тому времени был выработан ресурс на Як-38 1-й АЭ, поэтому полеты выполнялись на Як-38М и на Як-38У борт 11), а техсостав (вернее сборная команда из 2-й и 3-й АЭ), переучились на Су-25 и в ноябре 1990 года приступили к получению самолетов Су-25 из бхр Овруч.
Получается, что переучивание и получение Су-25 прошло в обратном порядке, началось с 4-й АЭ и закончилось на 1-й АЭ

А самолеты Як-38М, в том числе и борт 88 (кроме 93, 95), были в первой половине 90-х годов разделаны на цветмет на месте базирования
 
Назад