Реестр Як-38

ВММ92 на "Минске"

705630
 
Реклама
ВММ92 на "Минске"

705630
Несмотря на чудеса цветопередачи, все таки я считаю, что это ещё сине-зелёный Як-38М 1-й или 2-серии, по дате выпуска (1984-85 год) аналогичен борту 78 279 полка.
В 311-м полку бортовые номера шли с опережением по сравнению с 279.
Вот на фото Як-38 еще без Опушки-ВМ с бортовым номером 90
Второе фото необычное, вроде раньше не видел, летчик в камуфляже не Раевский А.М.?

705641


705642
 
... аналогичен борту 78 279 полка.
... Як-38 еще без Опушки-ВМ с бортовым номером 90
... в камуфляже не Раевский А.М.?
Я согласен по ВММ92 - пока единственный сине-зеленый в 311ап, остальные – белые.

"Новороссийск" предполагался на Север, БН заказывали северяне, самый большой БН на севере был 72, на "Новороссийске" самолеты с 73 и далее, их передали в 311ап в апр-мае 1983...

На первом снимке ВМ80 без "Опушки" (не 90). ВММ90 в 311ап был белого цвета (памятник в Артеме, потом - 87, в н.в. - 95)

На втором снимке, по-моему, аэр. Саки.

Североморск-3. В июне 1983 только деревья распустились как выпал снег. Летчики 311 ап Раевский и Сорокин с "Новороссийска" у речки Средней за библиотекой. Ранее я выкладывал похожий снимок.

705649
 
Я согласен по ВММ92 - пока единственный сине-зеленый в 311ап, остальные – белые.

"Новороссийск" предполагался на Север, БН заказывали северяне, самый большой БН на севере был 72, на "Новороссийске" самолеты с 73 и далее, их передали в 311ап в апр-мае 1983...

На первом снимке ВМ80 без "Опушки" (не 90). ВММ90 в 311ап был белого цвета (памятник в Артеме, потом - 87, в н.в. - 95)

На втором снимке, по-моему, аэр. Саки.

Североморск-3. В июне 1983 только деревья распустились как выпал снег. Летчики 311 ап Раевский и Сорокин с "Новороссийска" у речки Средней за библиотекой. Ранее я выкладывал похожий снимок.

705649
Вы правы, ошибся я с ВМ 80 ТОФ, получается у них Як-38М пошли с б/н 90 (причем светло-серый), а далее был сине-зеленый 92, в принципе так было и 279 полку, первый Як-38М 78 сине-зеленый, затем светло-серые (экспериментально окрашенные, основное отличие от более поздних светло-серых это окрашенная в светло-серый цвет антенна р/станции на киле) 79, 80, далее опять сине-зеленые 81-87 и начиная с 88 по 36 - светло-серые (антенна р/ст. чисто белого цвета).
Возможно так было и в 311 полку, если на Як-38М 90 был экспериментальный светло-серый с антенной р/ст светло-серого цвета, правда на единственном фото Як-38М 90, антенна практически неразличима.

Нашел фото Як-38М бортовой 88 (синий), заводской 04254, по крайней мере очень похож, фото не очень качественное, но какое есть, датировка скорее всего конца 1989, начала 1990 годов, до этого времени цвет б/номера был желтый

705734
 
Последнее редактирование:
Полеты на Яках у нас были где-то до осени 1990, а в др. ап – до середины 1991 года. Часть самолетов передали им, оставшиеся разделали у нас. В Саках на разделке в куче самолетов 14 белых бортов, а самолетов ЯК-38М у них было 6 (62-67). Остальные - наши 36, 94, 99… Получается, и 79, я ошибочно считал его сине-зеленым.

705749
 
Полеты на Яках у нас были где-то до осени 1990, а в др. ап – до середины 1991 года. Часть самолетов передали им, оставшиеся разделали у нас. В Саках на разделке в куче самолетов 14 белых бортов, а самолетов ЯК-38М у них было 6 (62-67). Остальные - наши 36, 94, 99… Получается, и 79, я ошибочно считал его сине-зеленым.

705749
Да, часть самолетов успели передать в Саки, с какой то целью, но с какой не знаю, предполагаю в 299 полку Яки ещё предполагали использовать для подготовки летного состава, в принципе даже на Кузнецове были две ВППл покрытые теплозащитной плиткой.

Як-38М 79 видимо передавался исправным, а вот 80-й по моему был с разбитым носом, как я уже писал поломка при вертикальной посадке (произошла где то весной 90-го года), летчик, если не ошибаюсь, Светашов В.А. поэтому самолет ещё раньше отправили на ремонт в ЕАРЗ
 
Последнее редактирование:
... а вот 80-й по моему был с разбитым носом... самолет ещё раньше отправили на ремонт в ЕАРЗ
Но на АРЗ он не засветился, может сразу в Саки попал. Фото Сергея Бурдина ВМ67 на АРЗ в Евпатории.

705778
 
Но на АРЗ он не засветился, может сразу в Саки попал. Фото Сергея Бурдина ВМ67 на АРЗ в Евпатории.

705778
Может и не успели 80 на АРЗ передать, вот ВМУ борт 06 (который при посадке по самолетному на повышенной скорости вылетел за пределы ВПП С-1 и серьёзно повредил левую опору шасси), точно успели передать, но как то я фото 06 на ЕАРЗ не встречал.
Кстати самолет 06 с большим трудом притащили в С-3, удерживая левую стойку цепью за замок ТП, но во время закатки ВМУ 06 в Ан-22, цепь не выдержала, стойка сложилась, самолет упал на матроса, который в результате получил очень тяжелую травму.
 
... ВМУ борт 06... точно успели передать, но как то я фото 06 на ЕАРЗ не встречал.
Самолеты на АРЗ можно на две группы разделить: которые ремонтировались - в цеху, их не видно, а есть фото самолетов, которые дожидались своей очереди или лучших времен… Случай с 06 произошел 28.06.89, пожар на 09 (последний на фото) - тоже летом 1989 на С-1. На ВММ97 заглушка на ВЗ явно с др. плеча…

705963
 
… Случай с 06 произошел 28.06.89, пожар на 09 (последний на фото) - тоже летом 1989 на С-1. На ВММ97 заглушка на ВЗ явно с др. плеча…

705963
Да, заглушки на ВЗ ПМД явно от ВМ, поэтому для Як-38М маловаты, а самолет 97 видимо 311 полка, поврежден при посадке по самолетному.
Получается, по моим подсчетам, за всё время эксплуатации повреждено два Як-38М (80-279 ап и 97-311 ап), одна авария (95-311 ап, 22.09.1987 г.), катастрофа-один самолет ( 299 ап), во всех перечисленных случаях причинность-человеческий фактор.

Кстати, при пожаре в момент отрыва при взлете по вертикали, самолета Як-38У борт 09 (С-1, июнь 1989), я был на техпосту в 200-х метров от ВППл, причиной пожара было разрушение диска ступени компрессора ПД-1.
При увеличении оборотов двигателей перед отрывом, диск ПД развалился на две части и одна часть перерезала патрубок подачи топлива, соответственно топливо загорелось в отсеке ПД, летчики сделали "стоп-3", выскочили из кабин, вовремя подоспела пожарная машина, правда моряк-пожарный был маленького роста и не мог направить пеногон сверху на отсек ПД, но мы помогли и залили сверху отсек, а снизу залили разлившийся керосин водой
 
Последнее редактирование:
Реклама
На 92-м был у меня случай. После запуска двигателя закрывались створки ПД. Сигнализация сработала нормально, две лампочки – "Створки ПД открыты" и "Створки ПД не закрыты" погасли. Через зеркало было видно, что верхняя створка закрылась. После взлета с ростом скорости выяснилось, что у самолета отсутствует путевая устойчивость. Самолет все время пытался развернуться то в одну, то в др. сторону. Приходилось исправлять педалями, усилий при этом не требовалось. Полет был на полигон. Скорость менялась, на вводе в боевой разворот до 950, в верхней точке 600-700 к/ч, перегрузка около 4 ед., крен на вводе в пикирование до 120 градусов. Все время нужно было удерживать самолет от скольжения. В двух заходах сбросил по бомбе и, хоть было не до прицеливания, обе упали в круг. Садился по вертикали, особенностей не было, я все и забыл, в журнале записал "Замечаний нет" и пошел в летный домик. Идти было далековато, летали с С-1, и на полпути вдруг все вспомнил и пошел обратно. Рассказал технику, и при осмотре самолета обнаружилось, что подмялись клапана и тяга их соединяющая на верхней створке ПД. При закрытии с левой стороны створка плотно легла, а с правой - образовалась щель. Во время полета ПД раскручивались до оборотов авторотации, а масло не подавалось, но я не обратил внимания на тахометр ПД, взлетал-то по-самолетному.

Увеличил немного фото ВММ92 311ап.

706255
 
На 92-м был у меня случай. После запуска двигателя закрывались створки ПД. Сигнализация сработала нормально, две лампочки – "Створки ПД открыты" и "Створки ПД не закрыты" погасли. Через зеркало было видно, что верхняя створка закрылась. После взлета с ростом скорости выяснилось, что у самолета отсутствует путевая устойчивость. Самолет все время пытался развернуться то в одну, то в др. сторону. Приходилось исправлять педалями, усилий при этом не требовалось. Полет был на полигон. Скорость менялась, на вводе в боевой разворот до 950, в верхней точке 600-700 к/ч, перегрузка около 4 ед., крен на вводе в пикирование до 120 градусов. Все время нужно было удерживать самолет от скольжения. В двух заходах сбросил по бомбе и, хоть было не до прицеливания, обе упали в круг. Садился по вертикали, особенностей не было, я все и забыл, в журнале записал "Замечаний нет" и пошел в летный домик. Идти было далековато, летали с С-1, и на полпути вдруг все вспомнил и пошел обратно. Рассказал технику, и при осмотре самолета обнаружилось, что подмялись клапана и тяга их соединяющая на верхней створке ПД. При закрытии с левой стороны створка плотно легла, а с правой - образовалась щель. Во время полета ПД раскручивались до оборотов авторотации, а масло не подавалось, но я не обратил внимания на тахометр ПД, взлетал-то по-самолетному.

Увеличил немного фото ВММ92 311ап.

706255
Спасибо, я о этом случае не знал, интересно.
А нет вспомнил, если не ошибаюсь, сломался ушковый болт удерживающий верхнюю створку в замке закрытого положения створки, створку в полете на большой скорости "отсосал" поток, причем один из двух цилиндров остался в убранном положении, а у второго шток частично выпустился, как вы и написали, створку перекосило и она получила механические повреждения, и её заменили (вернее не всю створку, а один ряд клапанов и тяги кинематики), но так как запасные части были окрашены в сине-зеленые цвета, то светло-серый 92 борт получил синий ряд клапанов на светло-серой верхней створке ПД.
Вот фото аналогичного ушкового болта на Як-38М 93 и на втором фото правая половина руля высоты (сине-зеленая) замененная ещё при эксплуатации Як-38М 95 (повредили где-то в 89-м или 90-м году, зимой, при закатке в ангар)

706273


706276
 
Последнее редактирование:
... Подозреваю и не было никогда.

На фотографиях Сергея Киценко – ВММ95 в Сафоново - в нише передней стойки справа (полный), на ее створке и на пилоне (по 5 последних цифр)

696736


696737
В нишу не залезал, а на пилоне есть..

709100
 
В нишу не залезал, а на пилоне есть..

709100
Спасибо за уточнение заводского номера, получается, что борт 93 имел заводской 04358, самолет 2-й заводской серии, я первоначально ошибся с двумя цифрами в прочтении 04050 на створке ПД.

Получается, что самолеты Як-38М в 279-м полку с бортового 88 (з.н. 797782_504254 по бортовой 93 (з.н. 797782_504358 были 2-й серии, выпуска 1985 года ( 94 включительно или нет не знаю), а с бортового 95 5-й серии.
 
Реклама
Вопрос к уважаемым Ветеранам,

Интересуюсь кабиной самолёта ЯК-38 и ни как не могу найти название одного указателя.
Помогите пожалуйста опознать марку прибора - на фотографии я выделил его красным цветом.
(Если не ошибаюсь это фото кабины ЯК-38М, когда-то стоявшего на ходынке)
И как я понимаю на ЯК-38М его заменили вместо предыдущих индикаторов ПД-1, ПД-2 (И1П-8), поправьте меня если я ошибаюсь.

Заранее спасибо.
720996
 
Назад