Реестр Як-38


Мы к общему мнению пришли...
 
....в 311полку ...похоже ... это борты( 39 и 42)...потеряны... авария Юрова...

Мысль про гребни такая:
ЛП в ап того времени (самолеты без гребней) – Юров (11.10.79) и Неудачин (18.03.80). Чей 39, чей 42? Следующий случай – на самолетах уже гребни – 30.09.80, верно?
 
Методисты министерства обороны были явно не осведомлены о существовании формуляра с ограничением продолжительности работы ПД. В курсе боевой подготовки было упражнение 101 , висение продолжительностью 5 минут.
 
Методисты министерства обороны...

Время полета считается от начала разбега до окончания пробега. По вертикали - РУД ПД на запуск поставил - счетчики начинают отсчет наработки двигателей, на 32-й секунде включаются струйные рули, поворачивается сопло, и, с темпом 3-5 секунд обороты увеличиваются до взлетных, после посадки тоже есть, что необходимо сделать, повернуть сопло в горизонт и выключить ПД, вот тогда цикл и заканчивается. Если полет на облет, то выполняется по определенной программе, выполняются необходимые проверки, это занимает какое-то время, если тренировочный можно подняться и сесть. Время полета писали одинаково – 5 минут. Если лишнюю секунду провисеть – подъемные двигатели нужно снимать с самолета. И что тут важнее? За все годы на корабле я выполнил на висение один полет. И не нужно преувеличивать значение хронометража – "Тестер" писал время полета с точностью до секунды. Нервотрепки было больше, чем в обычном полете, висение у земли в возмущенной зоне. В 1982 году у нас в ап на высоте висения остановился ПД, самолет упал на нос, был поврежден, в 1988 году в 299 ап летчик катапультировался с висения, был потерян самолет и летчик больше не летал… ГШ не время висения считал, а определял количество самолетов в СЗМ.
 
Не помню точно... по Юрову...бн самолета но помню техника самолета..( Ко’зел Миша)самолёт упал с « Минска»... под флагом Главкома Горшкова По Неудачину ... по моему верно Бн 42... помню техника самолета ( Кольчурин Александр)... смотрел « Потери Як38»...не обнаружил ...бн Авария Милехина( Минск)...Бн43 это яточно помню был в то время там ( Самолёт сняли в Севастополе.. И отправили на САЗ.... после говорят получил другой БН).... Авария Казанцева Саки..
 
Бн..29...( 299полк) была авария Бн40 ( Шаверин) ХЧФ по разрешению ОКБ ХЧФ 29.. пристыковали к Бн40(311полк ).. 29.. списали...Бн40..благополучно эксплуатировался (311полк)....Авария Басова( 311полк)....Бн57.. потерян во время облёта после приемки от САЗ ( кстати там был уникальнейший случай мало замеченный...при использовании Як38!)....В311 полку было много.. случаев « самоостонов ПД» на висении в основном после повреждений...борта восстановили.... кроме одной ВМУ -21....(если память не изменяет)...в 299 полку при облете на « Висении»... Авария была после ремонта на АРЗ... Фамилия летчика Василющенко!....получил серьезные ожоги... Списался....
 
...наработку для заполнения формуляров брали в КЗА..! за свою службу на Яках.. не помню... Висений ... 5минут!... по « Тестеру».. Висении составляло 1-2 минуты..! В самолетный формуляр записывал 2минуты ... ! летчики ... говорили что записывают.... себе в лётную книжку 5...минут!....исключительный наверное был случай...в311 полку...вылет на « Висение»... ЗВЛ...Иванова Пётра Петровича...!...самолёт вышел..из под контроля летчика и .. понесло самолёт...на ..Тех позицию.....все начали разбегаться кто куда мог...! Посадить самолётом « Вертикали»... у летчика не получалось....спасло РП ( не помню точно кто был но по моему командир полка)...дал команду ..повернуть ПНРС и уходить в «разгон»....что лётчик и сделал...! Самолёт посадил. ....по «самолетному»
 
...Ох... ещё по ... Бескровному....Только осваивали полеты с ТАКРА... и выпустил...в «Залёт»...7самолетов....! Бескровный вылетел.. последним при заходе... получилось...что не “вписывается»...в посадку..перед ним садились самолеты получилась лесенка....РП...был Юров(311полк)... рядом присутствовал Шушпанов ..генерал <33ЦБПЛ>....летчику дают команду... на второй круг ... доложить остаток... Ответ ...остаток<600>..литров... РП... поставь указатель топливомера в полож...<Сумма>.....доклад в полож «Сумма».....и тут началась паника .... Дают команду РП выключить ПД уходить на «Бельбек»...( ближайший аэродром )....хотели посадить по самолетному....Самолёт прошёл корабль...лётчик по не понятным причинам поставил...руд ПД..на «стоп». Не переведя ПНРС... в горизонтальное положение....СКЭМ был выключен... самолёт достали .... и привезли...вТЭЧ...299 полка...я в то время был вТЭЧ...и один из первых осматривал кабину... кабина была можно сказать не разрушена. В нормальном состоянии....
 
Точно, висение, вернее время работы ПД, по тестерограмме определялось с момента появления РК "Малый газ ПД1,2" до момента пропадания РК, время работы ПД на висении не превышало максимум 2...2м10 сек.

Что касается самоостановов ПД на висении, да они были, но на М-ках на РД-38 (279 полк) их не было никогда, ни в воздухе, ни на земле.
И вообще аварий в 279 полку на М-ках не было.
Была авария и поломка в 311 полку и катастрофа в 299-все по вине личного состава
 
....с начала освоения Як38..... было 5 видов полетов кроме 3 висение.. самолетный.. профиль...ещё полупрфиль....(2). В режиме самолетный... выключали “струйный рули»...Зачем?... толком не знаю говорили...вроде заслонки были случаи в автомате не дозакрывались... в последующем РЛЭ переписали и отменили...Басов (вл1кл).. выполнял облёт Взлёт по самолетному посадка по вертикали...( полупрофиль)...по самолетному выключил “ стр рули” а когда начал заходить по « вертикли”... не поставил в <автомат>... двигатели ПД запустились без раскрутки...! Вышли на «мг»... начал крутить сопло. Сработал СКЭМ... !
 
Возможно... были и ещё подобные случаи... Не знаю... Но вот один из моих знакомых сослуживцев... поведал мне что то подобное 279полк... При заходе на ТАКР Киев... не запустились ПД не знал что делать подумывал уже о катапультировании....зашёл повторно РП не докладывал... сделал побольше скорость ....и Запустились..! Сел в штатном режиме... потом говорит ...техники разобрались....отказ АПД..( именно АПД отвечает за перекладку заслонки на раскрутку ПД)...
 
Все таки летчик не выключил ПД после взлета и летал 22 мин с работающими ПД на МГ, с открытыми створками и заслонками отбора на РУ, поэтому такой расход топлива, и команду ему фактически дали на выключение ПД.

Кстати в 299 полку был случай самопроизвольного открытия створок ПД при посадке по самолетному в момент выпуска шасси, выяснилось, что подается питание на кран шасси и на кран открытия створок
 
....самое удивительное... что лётчик до сих пор ... даже не подрозумевает.. что двигатели... запустились от «авторатации». Вот такой... самолёт был ЯК38.....!
 
.... было всякое это скорей всего « Евпаторийцы чудили...(АРЗ).....! У нас в 311 было что то подобное...!...при контрольной гонке шасси ... створки шасси не открывались.... приезжали разбирались... хорошо что хоть в полет не выпустили...!
 
Саммый удивительный случай в311 полку был когда на ВМУне вышли ... все стойки не основным... не аварийным способом!.... Самолёт тогда пошел в «зону» по самолетному... Посовещались... решили сажать ...по « вертикали»......!...экипаж был к слову ... опытный.( не молодые...майоры!)......самолёт уже был доработан....< под гребни>....Все собрались... смотрели. Командир сидел в «будке» ПРП..на против взлетной площадки ... подсказывал.. подошли .... очень «мягенько». Положили..... сразу ....<стоп 3>.....!все... нормально...и ещё шутили все вылазьте.. даже стремянок не надо.....! ......подогнали... кран...подняли ..на «козелки»....! Осмотрели самолёт совсем не пострадал...! Выяснили .. причины сразу.. же!.... устранили.... и шутили ... « под раскрутку»....и дальше на полеты....! вот такой удивительный .. был самолёт Як.....
 
да... конечно правда самолёт поставили на всякий случай на р/р... вроде ..а потом продолжали эксплуатировать....!
Ь
 
Интересный случай, не слышал о таком, вообще то, по моему, период с начала освоения по примерно середину 1986 года, отличался большой аварийностью, (сужу по 279 полку), а в дальнейшем, с началом активной эксплуатации Як-38М, аварийность очень заметно снизилась и в основном проявлялась на Як-38У, как правило из за ошибок личного состава, (всего один случай разрушения диска компрессора ПД на Як-38У с пожаром и то на земле).
А Як-38М летали по 5-6 полетов за смену, в основном полупрофили по 30-40 мин, не то что аварийности, но и отказов оборудования было не так и много.
А аварии Як-38М в 311 полку, особенно на полигоне, связаны только с человеческим фактором
 
.... В режиме самолетный... выключали “струйный рули»...

Изменения в РЛЭ приходили после какого-нибудь случая - после посадки по-самолетному, на рулении, летчик ошибочно включил струйные рули, стала расти ТВГ, двигатель остановился. Наверное, после этого случая, РЛЭ не объясняла, перед взлетом струйные рули отключались, а после взлета - переключатель ставился в АВТОМ. После этой аварии вернулись к первоначальному варианту – взлет выполнялся с переключателем струйных рулей в АВТОМ.