Реестр Як-38

APKAH
По фото - я имею право размещать в Википедии только фотографии, авторы которых дали подтверждённое через службу OTRS разрешение. При чём специфика Википедии требует, чтобы на фото не было копирайтов, а также они были загружены под свободной лицензией (то есть разрешено в том числе и коммерческое использование при условии ссылки на автора). Не каждый согласится на такое, хотя многие авторы с RP и airliners фото нам предоставили. Если вы знаете кого-то из фотографов лично, и они согласны на такие условия, то сообщите мне - я свяжу их с одним из членов службы OTRS.
---
По афганским Якам - да, у меня тоже есть эти фото+два изображения из книги Гордона (слева он до перекраски). Почему то я ни разу не видел машины с бортовым "54" - может именно она разбилась?
Да уж, всё серьёзно с копирайтами...

Насчет какой борт потеряли - нужны подробности л/п, если узнать обстоятельства потери борта, тогда можно определить №53 ли это или №54. Например если там было катапультирование, то понятно что это не мог быть №53 и т.д.
 
Реклама
Интересная поправка в реестре: тот борт, что сейчас является экспонатом Таганрогского музея авиационной техники, оказывается, раньше использовался для испытаний аварийного барьера "Надежда". Я рад, что история этого борта потихоньку проясняется. Может кто-нибудь знает, в каком году самолёт был доставлен в музей?
---
К слову, у некоторых Яков заводской номер был нанесён прямо на фюзеляж - это отлично видно на правом снимке.
 
Отличная тема, очень интересно.
А почему в реестре на Вике нет упоминания про катастрофу Белокопытова Н.П. в Кировском?
Ессесно бортовых не знаю, но:
http://www.testpilot.ru/base/2009/11/belokopytov-n-p/
Памятник:
http://www.memento.sebastopol.ua/necropol.php?code=114

А вот еще сайт Бабича, возможно пригодится:
http://www.avianosec.com/pogodin.shtml
 
Последнее редактирование:
Юра64
Упоминания нет, так как неизвестно какой конкретно самолёт разбился. В реестре указано, что самолёт с/н 1008 (бортовой №56) разбился 6 июля 1981 года, но неизвестны обстоятельства. Возможно это опечатка, и имеется в виду та самая авария. Однако, нужно знать достоверно. Хотелось бы конечно обладать фотографией борта. Вообще в реестре очень много машин отмечено как разбившиеся, больше чем в списке потерь, который выложен был на одном из форумов. Всё это нужно уточнять, Гордон, как показала практика, тоже может ошибаться. Поэтому то я и завёл эту ветку - надеюсь что совместными усилиями удастся довести этот реестр до завершённого состояния.
 
Nockson,
Вообще в реестре очень много машин отмечено как разбившиеся, больше чем в списке потерь, который выложен был на одном из форумов
Аварий и катастроф было много, сам много лет занимался(юсь) лётными проишествиями. В реестре указано о потере 19 машин. По моим данным по причине л/п потеряли минимум 40 Як-38. ОКБ Яковлева приводит такие цифры - 31 случай удачного катапультирования из которых 18 - автоматического. Известно что в катастрофах Як-38 потеряно 10 машин, из этого вывод - потеряли 41 машину (+/-), то есть потеряли каждую 6-ю машину из 231 выпущенных.

Судя по всему Гордон с л/п не разбирался, а просто вбивал полученные номерки и ошибался довольно частенько, так как не особо вникал в подробности и историю того ЛА о чём писал. А писал он много, шутка ли, более 100 книг о советской авиации - от А до Я...

Белокопытов Николай Павлович погиб на аэродроме Кировское 09.07.1981 года. Думаю это один и тот же борт
------ -------------------
Авария Як-36М 30 июля 1971 года; авария Як-38 03-01 23 августа 1978 года - не авария а инцидент, так как машину восстановили и дальше использовали в испытаниях

Як-38 04-03 летом 1980 года был передан в РВВАИУ им. Я. Алксниса, где использовался в качестве учебного пособия. По причине ликвидации училища в начале 1990-х, вероятно был разобран на металл.
Есть ли подробности? С авиационной техникой училища знаком, но о Як-38 впервые слышу...если он и был то до начала 90-х вероятно не дожил.
 
Последнее редактирование:
APKAH
Насколько я знаю аварией считается такое лётное происшествие, после которого самолёт частично либо полностью разрушен, то есть теряется работоспособность. В приведённых вами случаях после происшествия потребовался ремонт машин. Если я ошибаюсь, то давайте исправлю.
---
По аварии Белокопытова - всё таки нужно подтверждение из другого источника с указанием серийного номера машины. И опять же, хотелось бы иметь фото борта. Пока этого нет будем ориентироваться на Гордона.
---
По другим авариям - если у вас есть какой-то список по Якам, то не могли бы вы скинуть мне его на почту [email protected]. У меня тоже имеются списки, но плохо что на них вряд ли можно ссылаться как на авторитетный источник. Вы не знаете, есть ли какая-нибудь книга или статья, где подобный список был напечатан?
---
Про РВВАИУ - непосредственно название училища у Гордона не указано, это чисто моё предположение. Он пишет что-то типа "Riga technical school". Я других авиационных школ или училищ в Риге не знаю. Перековыряв все фотоальбомы на форуме бывших курсантов училища нашёл только одно фото, на котором показано нечто, что может быть Яком. Привожу её. Здесь меня заинтересовал щиток внизу самолёта - это может быть отражательное ребро для горячих газов двигателей. Если это не Як, прошу меня поправить.
 
APKAH
Насколько я знаю аварией считается такое лётное происшествие, после которого самолёт частично либо полностью разрушен, то есть теряется работоспособность. В приведённых вами случаях после происшествия потребовался ремонт машин.
Лучше исправить на "поломку". Авария точно не годится.
"катастрофа" - авиационное происшествие с человеческими жертвами, в ходе которого летательное средство не подлежит восстановлению.
"авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв, в ходе которого летательное средство не подлежит восстановлению.
"поломка" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое потерпело аварию, но в ходе ремонта восстановлено (то есть будет еще летать).
"авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием.

У меня тоже имеются списки, но плохо что на них вряд ли можно ссылаться как на авторитетный источник. Вы не знаете, есть ли какая-нибудь книга или статья, где подобный список был напечатан?
Я собирал информацию в течении 10 лет с разных источников по всем типам, что-то есть и по Як-38.

Перековыряв все фотоальбомы на форуме бывших курсантов училища нашёл только одно фото, на котором показано нечто, что может быть Яком. Привожу её. Здесь меня заинтересовал щиток внизу самолёта - это может быть отражательное ребро для горячих газов двигателей. Если это не Як, прошу меня поправить.
Ну по такой фотографии трудно что-либо сказать...

Пока сравнивая реестр Як-38 с моими записями получилось вот что:

Як-38 №16 - 299 иикшап - авария 07.06.1977 - отказ системы реактивного управления, катапультирование (к-н Н.Н.Новичков)

Як-38 №20 - 279 окшап - авария 06.06.1977 - ошибка летчика в технике пилотирования на взлете, при столкновении с землей самолёт получил повреждения, летчик невредим (л-т В.В.Калинин) P.S.- похоже катапультирования в данном случае не было(?)

Як-38 №27 - авария 15.12.1977 (?), Як-38 №39 и Як-38 0408 авария 07.1980 - эти даты мне не известны (?)

Як-38 №84 авария 10 ноября 1983 года - в ту осень по моим данным была только одно л/п - авария 09.10.1983 - ТАКР ”Новороссийск" - автоматическое катапультирование в походе в Атлантическом океане (испытатель А.Б.Лавриков)

Як-38У №08 - авария 07.06.1979 - у меня 07.04.1979

Як-38У - 797.776.2.0.38.454 - 16.04.1986 - 299-й иикшап - попадание в спутную струю ведущего (м-р Г.Ф.Атласов Г.Ф. и
инструктор командир ап п-к Г.Г.Бакулин)
 
Последнее редактирование:
APKAH
Спасибо за пояснения, в ближайшее время перепишу сообщения об авариях по этой терминологии.
---
Также спасибо за данные по авариям! Я ещё раз всё перепроверю и внесу их в реестр. Собственно я начал для уточнения всего этого составлять календарь аварий Як-38. Но опять же - нужны источники. Основной принцип Википедии - проверяемость информации. Если какую-нибудь литературу по теме случайно увидите - сообщите пожалуйста.
---
Чуть не забыл - вот как Гордон указал на "рижский" Як-38.
 
Последнее редактирование:
Также спасибо за данные по авариям! Я ещё раз всё перепроверю и внесу их в реестр. Собственно я начал для уточнения всего этого составлять календарь аварий Як-38. Но опять же - нужны источники. Основной принцип Википедии - проверяемость информации. Если какую-нибудь литературу по теме случайно увидите - сообщите пожалуйста.
Сомневаюсь что подобная литература есть в открытом доступе. Наиболее точные данные о л/п с Як-38 вы найдете в НИИЭРАТ (13-й Государственный НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники) и в ЦАМО (Центральный Архив Министерства Обороны). Допуск к таким документам не для "простых смертных"...

Основной принцип Википедии - проверяемость информации.
Как источник можно использовать ссылку на меня (ФИО) или на реестр-базу по 5,5 тысячам авиапроишествиям на ЛА в СССР/РФ.

Чуть не забыл - вот как Гордон указал на "рижский" Як-38.
Спасибо. Гордон указал да не обозначил. Под его "aviation engineering school" подходит и РКИИГА и РВВАИУ, был также и Рижский экспериментальный центр (РЭЦ) - филиал ГосНИИ ГА. Пока никаких упоминаний ни от курсантов ни от "дедов" о Як-38 в Риге не слышал. Но всё может быть :)

Итого в базе по последним подсчетам - 40 ЛП с Як-38, из них 9 Як-38У.
29 аварий и 11 катастроф (список не завершен, по моим подсчетам не хватает около 3-4 аварий)

ОКБ Яковлева: 3 аварии: 04.04.1975, 04.03.1976, 15.01.1977

3 управление ГНИИ-8: катастрофа: 09.07.1981

279-й полк СФ:
аварии: 06.06.1977, 06.06.1981, 19.08.1982, 21.07.1985, 12.06.1988
катастрофы: 18.05.1979, 25.06.1981, 28.07.1986

299-й полк ЧФ:
аварии: 07.06.1977, 12.04.1985, 16.04.1986, 04.06.1988, 02.02.1989
катастрофы: 26.10.1978, 25.06.1991

311-й полк ТОФ:
аварии: 01.04.1978, 13.01.1979, 07.04.1979, 11.10.1979, 27.12.1979, 30.09.1980, 27.05.1981, 06.09.1981, 24.09.1982, 09.10.1983, 30.01.1984, 08.06.1987, 22.09.1987, 20.10.1988, 20.07.1989
катастрофы: 18.03.1980, 08.09.1980, 17.09.1982, 04.12.1985, 22.09.1988

ЛИИ: авария: 28.07.1992
------ ------------
15.12.1978 - ?(неизвестная дата указанная в реестре Як-38)
 
Саки, начало 90-х, 299-й иикап у финальной черты...
YAK-38%2BAZULES%2BY%2BGRISES%2BDESGUACE%2BSAKI.jpg
 
Реклама
Как источник можно использовать ссылку на меня (ФИО) или на реестр-базу по 5,5 тысячам авиапроишествиям на ЛА в СССР/РФ.
Авторитетным источником считается опубликованный материал, как минимум веб-сайт. Думаю можно будет проставить ссылки на эту нитку, впрочем я ещё обсужу это с коллегами википедистами.
Под его "aviation engineering school" подходит и РКИИГА и РВВАИУ, был также и Рижский экспериментальный центр (РЭЦ) - филиал ГосНИИ ГА.
Эээ, думаю что Як-38 не будет особенно полезен в училищах и НИИ по гражданской авиации. :) Так что пока только РВВАИУ подходит.
---
К слову про Яки как учебные пособия. В Харьковском авиационном институте был и вроде как до сих пор там находится Як-38, а точнее частично препарированный его корпус. Мне кажется, что это Як-38М, одна из первых серийных машин судя по особенностям формы воздухозаборников. Внутри самолёта краской нанесены цифры 0501 (хотя также есть и надпись 0102), поэтому я решил, что это пятый самолёт первой партии. Вот фотография с форума моделистов (у меня есть полный walkaround в хайрезе), а также общий вид по состоянию на 2010 год. Есть ли у кого-нибудь какая-то информация по этому борту, его истории и нынешнему статусу?
 
Информация по Як38М БН40. (камуфлированный) Самолет эксплуатировался в НИИ(Кировское).. В 91г.было принято решение о передаче"изд" в Саки(299 КШАП).. Самолет летом 89г. перегнали из Кировского..в Николаев(299 полк находился там по причине ремонта полосы в Саках) Эксплуатировался в 299КШАП .После был на хранеиии до утилизации в 97г.
 
Последнее редактирование:
vvm
Спасибо за информацию! А для чего использовался борт не знаете?
 
Окраску БН40"Заказало " На Заводе НИИ Кировское.Для чего? Не знаю..В Кировском самолет использовался для испытаний...Ну а после у них возникли проблемы с обслуживанием...( р.р.доработки и т.д.) Поэтому для экономии средств самолет и передели в Саки... В то время был какой то нигилизм к СВВП...и к Як 38 в частности...Все были одержимы Су27К ..Что и предрешило судьбу Як38 и ..всей программы СВВП...И еще по Афганистану потерь Як38 (группа "Ромб") небыло..! А"предпосылки" к ЛП..Были...Самолеты после были благополучно перевезены Ан22 в Саки где и базировались.После ремонта на ЕРАЗ..были перекрашены в стандартный для Як окрас и изменены БН.. и еще на одном из Фото есть два борта под №53..Так это два разных борта один Сакский (был списан после Афгана) А другой ТОФовский(АС Пристань) Каждый полк имел свои номера..И при желании менялись..Но самый большой номер был определенЯк38М на ТОФе №100(Сотка)
 
vvm
А с какого ТАКРа 40-й летал во время испытаний не знаете? Привожу его фото.
---
потерь Як38 (группа "Ромб") небыло
Некоторые источники утверждают, что один из Як-38 29 мая 1980 года разбился на взлёте. Цитирую:
По крайней мере один самолет был потерян. Случилось это из-за ненадежности импровизированной "взлетки". Полковник Николай Козлов при взлете внезапно свалился с высоты примерно 10 метров, причем взлет производился с полным боекомплектом и потому реактивные снаряды стали рваться и разлетаться во все стороны. Этот вылет наблюдал представитель Генштаба генерал армии Леонид Соколов, котором пришлось прятаться. Удивительно, но никто (включая летчика) не пострадал.
---
В продолжение разговора об афганских бортах - значит борт 53 был после возвращения списан, а остальные машины отремонтированы и продолжили службу?
---
Очень интересно было бы узнать что-нибудь про самолёт с номером 100. Когда он поступил в часть, какого был окраса (морской синий или поздний серый), каков цвет самого номера? Я до этого момента думал, что максимальный номер среди Яков был 99 белый. Вот он.
 
БН №40 Летал с ТАКР" Горшков"..(последний из серииТАКРов дляСВВП) При испытании корабля НаЧФ.По Афгану.. Да случай такой был...При взлете возникли проблемы с соплом..и летчик при большой Vв совершил аварийную посадку...Но подчеркиваю самолет потерян не был...Самолет Як38М с БН100 (серый окрас) был в 311 полку(ТОФ)..Номера в 311полку на Як38М(серые) были Красные ..После сотки пошли уже 01,02..Ну а судьба."сотки".?Не могу точно утверждать.... Но скорее всего после снятия с вооружения как и все Яки "утилизирован".
 
vvm
Значит цвет номера на Як-38М указывает на принадлежность? Красные это 311-й ОКШАП, а синие это 279-й? А что тогда значат жёлтые и белые номера? Нет ли у вас фото Яка с красным номером? Много их вообще было?
---
К слову, вот фото разбившегося Як-38М подполковника Воронина с аэродрома Пристань. А вот машина с тем же номером и повреждённым носом на Евпаторийском АРЗ. Это одна и та же машина?
 
Цвет номеров вообще то не являлся определяющим для частей эксплуатирующих Яки..Не много подзабыл..Как говорится годы.. в 311 полку Як38М в сером окрасе тоже шли с номерамии желтого цвета...Чему подтверждение Бн97(311ОКШАП). Но при эксплуатации плохо смотрелся номер(особенно ночью) Поэтому мы просили изменить цвет номеров.ПоследниеЯки в 311Полк 01,02 уже были с красными номерами И №100 тоже был с красным№...А в 279 полку встречались с Синими..Но подчеркиваю это не принципиально..И никакой закономерности здесь нет.Просто перекрашивали для удобства в эксплуатации.На Фото БН 97 (311ОКШАП) это один и тот же борт..Хочу описать что с ним произошло..Летчик вопервых не Воронин...а Виктор Воронюк п/п-к.При посадке Ночью "По самолетному" Не наполнился Торм.Парашют..( Болезнь Яков ) Самолет выкатился за ВПП и попал в овраг...После был отправлен на Евпаторийск.АРЗ.для ремонта...где и сфотографирован..
 
Реклама
Нет.Я проходил Службу..В 311 ОКШАП ... в то время Техником Звена. БН 97был из моего звена ... .
 
Назад