Реестр Як-38

Группой. ПВД на самолетах разные: старая - на ВМ27, ПВД-18Г-3М - на ВМ29, на спарках была ПВД-18Г-5М.

Киев_БС1977-78.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Какой сезон года на этой фотографии - техсостав в зимних шапках и летних комбинезонах технического состава?

После зимы не очень хочется снимать шапку. Форма одежды - по погоде. Сезон менялся быстро. Зимой на севере морозы -30, корабль выходил в море и оттаивап несколько дней. В этом случае попал в шторм, еще больше обледенел на 600т. Первые полеты были 30.12.1977 в Бискайском заливе. Помнится, в феврале в Сплите ходили в тужурках (это в 1987г).
 
Возникла некоторая дискуссия по поводу статьи: http://arsenal-otechestva.ru/article/754-chto-stoit-za-vunder-mashinoj.
Оттуда цитата про Як-38. У меня не вызывают доверия изложенные факты, в указанной статье и по другим машинам хватает пурги, включая использование идей сопла от Р79 на F135 (известно, что купленная у Дондукова документация была использована только при разработке проектов-предшественников F-35, дальше американцы пошли своим путём). Оставлю также без комментариев происхождения обозначений НАТО (ясно, что это абсолютный бред), а непосредственно про "ВМ" хотелось бы услышать мнения уважаемых эксплуатантов машины. Спасибо.

"Harrier и Як-38 внешне были очень похожи, из-за этого по кодификации НАТО наш самолёт носил имя не заслуженное имя «Фальшивомонетчик». Если рассматривать технические характеристики, то по дальности полёта и боевому радиусу Harrier опережал советский палубник.
Единственно в чем Як-38 опережал британца, так это в тяговооруженности. Комбинируя работу трех двигателей пилот «палубника» мог совершать ускоренный старт как вертикальный, так и горизонтальный с пробежкой. С авианесущего крейсера Як-38 могли вертикально взлетать с интервалом в 5-7 секунд, англичане же могли поднять в воздух только 4 самолёта в минуту. Таким образом, за минуту в воздухе бы оказалось 6-10 Як-38 против 4 британских Harrier. Видимо за это в авиачастях его и прозвали «Бешенный огурец». Низкие темпы взлета британских самолётов были связаны с конструктивной особенностью запуска двигателя через ВСУ. Советские Яки запускались от бортового питания корабля.
По количеству комплектов вооружения сравнение стало не в пользу Як-38 после 90-х годов. Изначально Як-38 превосходил Harrier по количеству ракет класса «воздух-воздух»: четыре УР против двух. Помимо этого наш самолет на подвесных контейнерах мог нести 2 пушки ГШ-23, что увеличивало огневую мощь самолёта. Но самое главное, что с полной боевой нагрузкой Як-38 мог взлетать вертикально, а британец нет – для взлета тяжелогруженого «Харриера» с палубы корабля требовался горизонтальный участок для разбега и трамплин (ski ramp) с углом схода 8-14 градусов.
Другим существенным плюсом нашего «палубника» стала уникальная система спасения пилота СК-3М, позволявшая принудительно катапультировать лётчика даже в режиме вертикального взлёта или посадки. Британец такого не умел."
 
Последнее редактирование:
... Комбинируя работу трех двигателей...

После запуска ПМД (40 сек) производилось опробывание двигателя и проверка систем. Самолет выруливал на площадку и запускал ПД, они запускались быстро, но струйные рули включались на 32-й секунде, после чего можно было вращать сопло. Комбинировать нечего, два запуска требовали в 2 раза большего времени. На самолете не было панели запуска, нельзя было запустить ПМД от аккумуляторов, запускался на корабле от корабельных систем, на аэродроме – от АПА. Интервал взлета был таким же, 5 секунд – это ошибка.

У МИГ-23 переключатель рода работ вооружением размещался на «бороде», в условиях воздушного боя сложно было выполнить переключение на др. тип вооружения. У Яка ПРРВ в носовом отсеке фюзеляжа, вне кабины, выставлялся перед полетом. Самолет мог применять один тип вооружения, а не смешанный. Пушек в УПК можно было подвесить и четыре.

Про количество ракет – как раз наоборот. Оба самолета несли по две ракеты. В ходе подготовки к участию в конфликте c Аргентиной 1982г. Harrier был оснащен еще двумя.

Про прозвища – острословы не только на сцене, в жизни их больше. У Яка есть удачные, свойственные ему и есть кочующие с др. самолетов. Коротко и смешно. Сейчас смысл их исказили, не смешно.

По характеристикам самолеты соответствуют. Высокая тяговооруженность Harrier на взлете, сохранялась и в полете, что важно истребителю. ЯК выключал ПД после взлета, в полете использовалась только тяга ПМД и возил два двигателя по 200 кг. У обоих высокая нагрузка на крыло – возможность выхода на большие углы атаки при маневрировании и потеря скорости.

Про сопло не знаю, может это сподвигло американцев на продолжение разработки собственного СКВВП. И теперь вместо многих и многих др. самолетов за эти деньги, имеется пока одна боеготовая (?) эскадрилья с неясным будущим самолета.
 
Реклама
Последнее редактирование:
Реклама
Назад