Реестр Як-42

Маззи

Маззи

Новичок
Гаврик, да, всё это было и у первых серийных на обоих заводах. А низкая левая входная дверь сохранялась даже ещё и на нескольких машинах, уже переданных в Аэрофлот. Смоленск вообще все машины выпустил с низкой дверью.
Позже, когда после катастрофы 1982 года все Як-42 отозвали из эксплуатации на доработки, тем из них, у кого была низкая дверь - её подняли. Потом у тех машин было хорошо видно - накладка на фюзеляже и в ней прорезана новая дверь, уже вровень с полом салона.
 
Реклама
Гаврик

Гаврик

Старожил
Маззи, спасибо огромное! Узнал много для себя интересного и нового по Як-42. Если возможно, буду Вам надоедать в будущем, т.к. вопросы наверняка будут появляться, а Вы глубоко в теме, как я понял.
 
Маззи

Маззи

Новичок
Гаврик, да ради бога, спрашивайте. Только я и сам не всё знаю. Хоть и занимаюсь этой темой много лет. История первых Як-42 - во многом, скажем так, непрозрачна. В своё время советская авиационная историография не озаботилась подробно описать весь процесс развития типа поэкземплярно, ну а сейчас - что-то уже утрачено, что-то где-то в пыли в чуланах валяется, ну и так - кому чего повезёт какой документик или фотку урвать по тем временам... Так что пробелов и у меня хватает. Но что знаю - расскажу.
 
S

superantipod

Местный
to Маззи
А про тот, что в Смоленске (RA-10985), что-нибудь можете добавить?
 
Маззи

Маззи

Новичок
superantipod, сам хотел бы знать... :) )))
У меня были подозрения, что это бывший 42532. Поскольку такое сочетание окраски и конструкционных особенностей встречалось только на трёх экземплярах - 42311 , 42312 и 42532 - то есть на первых трёх переданных в Аэрофлот машинах.
Судьба первых двух из них хорошо известна, оба переданы в авиатехучилища.
А вот куда делся 42532 - мне известно не было. В последние же годы, когда стали появляться Интернет - ресурсы, прочитал, что 42532 ещё в 1983-м ушла якобы в НПО "Взлёт" в качестве радарной летающей лаборатории. Впрочем, подтверждения этому нет, никогда не видел фоток с чем-нибудь подобным. Дальнейшая судьбы машины сетевым источникам неизвестна. Так что это может быть либо ложная информация, либо радиопром мог с этой машиной "наиграться", и вернуть её на Смоленский завод. Регистрация её, как утверждается в ST, была отменена 21 марта 1988-го. Ну, а позже, самолёту могли накрасить фальшивый номер (как это нередко бывает у самолётов - памятников), и установить его на постаменте на площади на каком-то из юбилеев завода.
Но это только предположение.
 
S

superantipod

Местный
to Маззи
Спасибо. А Вы не проясняли вопрос: машины с какими регистрациями приняли участие в начале пассажирских перевозок Аэрофлотом? В частности - 1-й рейс в Краснодар 22 дек 80.
 
Маззи

Маззи

Новичок
superantipod, точно не знаю Тогда выходили несколько статей об этом событии в разных изданиях, и чаще всего в иллюстрациях мелькала 42313, хотя впрямую и не говорилось, что это именно она тот рейс выполняла.
Незадолго до первого пассажирского рейса выполнялся также первый технический рейс Быково - Краснодар, кажется, в ноябре, там тоже, вроде бы 42313 участвовала.
Но утверждать не могу.
Вообще не знаю, участвовали ли первые три Аэрофлотовские машины (42311 , 42312 и 42532) в пассажирских перевозках, я их летающими с пассажирами не видел. Может, их использовали только для тренировок экипажей, а потом быстро пораспихали, в частности, в Ульяновск.
А на регулярных перевозках начинали работать новые машины Саратовской постройки - 42313, 42524 и Смоленские - 42523, 42533 и т. д.
 
Pit

Pit

Старожил
Потом у тех машин было хорошо видно - накладка на фюзеляже и в ней прорезана новая дверь, уже вровень с полом салона.
Вот нифига не вровень. Нижний край двери по-прежнему был ниже уровня пола салона, в результате чего пол ощутимо переламывался и спускался к нижнему срезу. Отчего аз, многрешный, не ждавший такого западла, при первом знакомстве с серийным самолётом сделав шаг назад (чтобы освободить проход в кабину) чуть не упал. :mad:
 
Маззи

Маззи

Новичок
Pit, ну и правильно! Наверняка нарочно западло сделали, чтоб не шлялись где попало - вам же спицияльно задний трап прифигачили, какого ещё рожна надобно?
:) )))
 
S

superantipod

Местный
superantipod и чаще всего в иллюстрациях мелькала 42313, хотя впрямую и не говорилось, что это именно она тот рейс выполняла.
Незадолго до первого пассажирского рейса выполнялся также первый технический рейс Быково - Краснодар, кажется, в ноябре, там тоже, вроде бы 42313 участвовала.
Но утверждать не могу.
Я тут перечитал ветку и наткнулся на пост #908 :
Не могу обнаружить здесь Як-42 СССР-42524 зав. 11030603 (06 машина 03 серии) - первый борт, который в конце 1980 г. начал возить пассажиров по маршруту Москва (Быково) - Краснодар. Сам летал на нём несколько раз, ещё до того, как все Як-42 были поставлены на доработки после известной неприятности.
 
Реклама
Маззи

Маззи

Новичок
superantipod, возможно, и так. Я просто точно не знаю. Кажется, ни в ВТ, ни в ГА номер не называли, а то у меня в записях непременно было бы.
А может, это из репортажа в ГА № 8 / 81 , вскорости после начала регулярных перевозок - типа, слетал спецкор типичным рейсом Москва - Краснодар - Москва на Як-42, проверил, как оно линию раскатали на новом корабле, и репортажик замутил.
Вот тот репортаж сопровождался фоткой 524-й, хотя, в принципе, снять могли и не обязательно в том рейсе.
Может, у кого в сознании и редуцировалось, что это был ПЕРВЫЙ рейс.
В общем, хотелось бы указания на источник.
 
S

superantipod

Местный
to Маззи
Хорошая иллюстрация к сказанному Вами - Первый Як-42 в Саратове
Не располагаете ли Вы, если позволите, информацией о первых Яках в Борисполе? На форуме (#696, #697), указано начало эксплуатации в 1980. Russianplanes сватает туда 42308, 42310 в 1981 и при этом в отношении 42549 упоминается, что она была 1-й в Борисполе (22.01.82).
 
Маззи

Маззи

Новичок
superantipod, это распространённая в этой ветке ошибка. Своих Як-42 в Борисполе не было вообще.
Дело в том, что когда-то я и сам на эту удочку попался. Журнал "Гражданская авиация", № 9 / 81 опубликовал репортаж о начале выполнения рейсов Борисполь - Прага на Як-42.
Но принадлежность машин при этом не указал. Только говорилось, что Украинское управление ГА выполняет.
Вот и я тоже несколько лет считал, что это были Киевские самолёты.
Но потом, несколько лет спустя, уже работая в Аэрофлоте (это было примерно в 1985-м году) разговорился как-то киевским экипажем садившегося у нас Бориспольского Ту-154.
Ну и в разговоре задал им тот же примерно вопрос, что и вы мне сейчас - об их Як-42.
А они мне отвечают - а у нас не было Як-42.
Я говорю - а вот в ГА писали от вас рейсы в Прагу выполняли?... Они отвечают - а это не наши, а Донецкие летали.
Я говорю - как так? Там даже фамилия командира приводилась - Приймак. Они говорят - всё правильно, Приймак - это Донецкий пилот.
И объяснили мне эту систему.
Из Донецка шла засылка самолёта в Киев, оттуда выполнялся рейс в Прагу и обратно, а потом самолёт возвращался в Донецк.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ну а на фото в том номере ГА был 42308, он и летал первым рейсом в Прагу. Он был из первых Як-42МЛ, специально сделанных для международных линий. Первые две машины даже несколько задержались на заводе, что видно по их заводским номерам.
4 первых Як-42МЛ были переданы в эксплуатацию почти одновременно, в июне 1981-го года, два в Донецк (42308 , 42310), и два в Ленинград (42527 , 42529). И сразу же пошли репортажи в прессе об освоении самолётами Як-42 международных линий - из Ленинграда в Хельсинки и из Киева в Прагу.
 
S

superantipod

Местный
to Маззи
Спасибо. Если я Вас правильно понял, то и 42549 была донецкой. Сомнения остаются, посколько на russianplanes в карточке борта в старых версиях от 2010 и 2011 года (тут и тут) написано, что это первая и единственная машина в Борисполе. Ну а чем не версия?
 
Маззи

Маззи

Новичок
superantipod, я вам только что объяснил - сами киевляне сказали мне, что у них Як-42 не было вообще. Что-то сомневаюсь я, чтобы не знали они, что делается в родном авиапредприятии, и чтобы в своём аэропорту на перроне новинку не заметили. 42549 передана в эксплуатацию в январе 1982-го, за пять месяцев до катастрофы и отзыва всех Яков из эксплуатации на доработки. Не представляю, чтобы за пять месяцев до бориспольцев так и не дошло, что их предприятие освоило новый тип авиатехники. Откуда в RP взята эта информация - можете сами у них спросить.
Чья была 42549 до катастрофы - не знаю, я её в тот период вообще не видел.
 
S

superantipod

Местный
superantipod, я вам только что объяснил - сами киевляне сказали мне, что у них Як-42 не было вообще. Что-то сомневаюсь я, чтобы не знали они, что делается в родном авиапредприятии, и чтобы в своём аэропорту на перроне новинку не заметили. 42549 передана в эксплуатацию в январе 1982-го, за пять месяцев до катастрофы и отзыва всех Яков из эксплуатации на доработки. Не представляю, чтобы за пять месяцев до бориспольцев так и не дошло, что их предприятие освоило новый тип авиатехники. Откуда в RP взята эта информация - можете сами у них спросить.
Чья была 42549 до катастрофы - не знаю, я её в тот период вообще не видел.
Что ж, будем надеяться, что откликнется кто-нибудь со своей долей информации. Спасибо.
 
Aleck

Aleck

Старожил
Всё верно, в Борисполе не было Як-42. Под единственный рейс в Прагу подавался донецкий самолет рейсом 7387/7388. Это интересно ещё и тем, что донецкое авиапредприятие в те годы не было международным, а экипажи не имели опыта полетов на МВЛ. И после остановки флота Як-42 в июле 1982 года для донечан этот опыт прервался почти на десятилетие.
42549 тоже в Донецк поступил. Летал на рейсах Донецк-Внуково.
 
S

superantipod

Местный
to Aleck
Спасибо. Пардон за оффтоп - подскажите, пожалуйста, раскрывалась ли на форуме тема работы в советское время на одном маршруте самолетов разных предприятий.
 
Реклама
S

superantipod

Местный
На маршруте условно Ленинград-Саратов могли одновременно работать самолеты Пулковского и Саратовского отрядов? Если да, то как регулировалось?