Из судебной
практики по истории строительства М-101Т:
В качестве опытных образцов самолета М-101Т, по договору №102 от 7 мая 1992 г. для заказчика ФГУП «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» на НАЗ "Сокол" были изготовлены 5 планеров с номерами 15-00-001, 15-00-002, 15-00-003, 15-00-004, 15-01-007.
Планер самолета М-101Т с заводским номером 15-00-002 являлся стендом для статических испытаний.
Из указанных опытных образцов для сертификационных испытаний был предназначен самолет 15-00-001, потерпевший катастрофу 12 сентября 2001 года при проведении испытаний на ФГУП «ЭМЗ им. В.М. Мясищева». В результате было принято решение для дальнейших испытаний передать типовой самолет 15-01-008. Данный самолет был в ускоренные сроки достроен (формуляр выдан 26 июля 2002 г.). Передан ЭМЗ по акту приема-передачи от 26.07.2002.для продолжения сертификационных испытаний с целью получения сертификата типа. Воздушное судно зарегестрировано в кчаестве экспериментального 24.05.2003, свидетельство №221. Возврат самолета №15-01-008 на ОАО «НАЗ «Сокол» был произведен 21.04.2005 г. по окончании сертификационных испытаний. В дальнейшем в 2008-2009 гг. судно эксплуатировалось собственником - ОАО «НАЗ Сокол». Самолет был переведен на консервацию в июне 2008 года и после указанного срока не эксплуатировался.
Всего в первой серии было изготовлено 20 самолетов: из них 3 самолета (№013,011,014) находятся в ЗАО «АМГ», 3 самолета (005,024,026) – в Бугурусланском училище, 4 самолета (003,022,023, 025) – в Ульяновском училище, 9 шт. (001,002,004,006,008,009,010,012,015) находятся в ОАО «НАЗ Сокол», 1 самолет (007) находится в СибНИА.
По договору No 9090400/007 от 10.02.2005между НАЗ "Сокол" и ООО «ВТС» предполагалось реализовать 15 самолетов М-101Т «Гжель», в число которых входил и самолет №15-01-015. В период с 10.03.2006г. по 22.08.2006г. согласно графику поставки было реализовано 8 самолетов. Из семи оставшихся самолетов, не реализованных ООО «ВТС», шесть самолетов учтены в составе незавершенного производства. В отличие от них самолет №15-01-015 2006 года выпуска изготавливался для реализации покупателю - ООО «ВТС», но в результате эксплуатировался в 2006-2009 гг. НАЗ "Сокол" для собственных нужд. На указанный самолет было оформлено свидетельство №330 от 08.10.2007 о государственном учете экспериментального воздушного судна.