Реестр Ту-124

Pit

Pit

Старожил
Порылся, но подобной темы не нашёл.
Для начала - несколько фактов из жизни Ту-124Ш:
Авиация и Космонавтика №6/2009
Д.Пичугин, М.Никольский. Челябинское авиационное училище штурманов.

В соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС от 24 ноября 1962 г. 605-й уап приступил к переучиванию на самолете Ту-124ш. Полк получил девять таких самолетов. В 1963 г. завершилось переучивание девяти командиров кораблей и 1 7 штурманов. Всего на заводах промышленности и методом сбора в училище на новую технику переучено 19 летчиков, 38 штурманов, 82 человека инженерно-технического состава.
Во исполнение директив Генерального Штаба от 14.1.64 г. и Главного Штаба ВВС от 25.1.1964 г. с 15 марта 1964 г. 605-й учебный авиационный полк перешел на самолет ТУ-124 при штатной численности 30 машин. В 1964 г. весь летный состав 605-го полка переучился на Ту-124ш; в полку тогда имелось 15 Ту-124. В 1965 г. летный состав 605-го уап освоил на самолете Ту-124 полеты ночью в простых и сложных метеоусловиях. Освоение новой техники не обходилось без ЧП: в 1965 г. произошли 22 предпосылки к летным происшествиям и одна поломка самолета Ту-124. 41% предпосылок произошел из-за ошибок летного состава в пилотировании самолетов.
В 1966 г. к освоению Ту-124 приступила одна эскадрилья 604-го уап. В 1 966 г. в училище были проведены экспериментальные полеты на Ту-124 с целью отработки бомбометания с предельно малых высот. В 1967 г. руководящий состав училища приступил к испытанию серийного учебного самолета Ту-124ш для обучения курсантов. За активное участие в разработке, испытание и внедрение в серийное производство самолета Ту-124ш, приказом МО СССР от 9 сентября 1967 г., объявлена благодарность и награждены денежной премией начальник училища генерал-майор авиации Бельцов, старший штурман училища полковник Выск, штурман 605-го уап майор Данилов.



В 1974 г. 108-й уап частично перевооружен на Ту-134ш с сохранением Ту-124ш.
В 1980 г. закончил полностью переучивание на самолет Ту-134ш личный состав 1-й эскадрильи 604-го уап. Две учебные авиационные эскадрильи 108-го уап в 1980 г. были передислоцированы с аэродрома Шадринск на аэродром Упрун. 15 декабря 1980 г. расформирован 45-й учебный авиационный полк
Окончательно переход с самолета Ту-124ш на Ту-134ш завершился в 1982 г., в том же году из состава 605-го полка была исключена 4-я эскадрилья на самолетах Ту-16.

Авиация и Космонавтика №7/2009
Д.Пичугин, М.Никольский. 604-й учебный авиационный полк.
В июне 1966 г. личный состав 1-й эскадрильи приступил к изучению новой матчасти — самолетов Ту-124Ш.
Полетам на самолете Ту-124Ш, предшествовала большая и кропотливая работа летного и инженерно технического состава. Самолет имел новое авиационное и радиоэлектронное оборудование, навигационные и бомбардировочные системы, требующие иных подходов к подготовке и эксплуатации. Переучивание на новую авиационную технику было организовано инженерным отделом училища. Заместитель начальника училища по ИАС полковник О.Л. Штейнфельд лично проводил занятия и принимал зачеты у летного и инженерно-технического состава полка. Изучение конструкции самолета Ту-124Ш и двигателей Д-20П летчиками, штурманами и бортовыми техниками в начале переучивания проводилось в техническом классе полка с использованием схем, плакатов, разрезов агрегатов и других наглядных пособий, а затем группа разделилась. Летчики и штурманы продолжили переучивание в разных группах на базе УПО, а специалисты ИАС и бортовые техники на базе 605-го полка в Каменск-Уральске. В конце августа все бортовые техники были сняты с переучивания и отправлены в полк на самолеты Ли-2 в целях выполнения плана летной подготовки с курсантами. В группе полковника Штей-нфельда остались заместитель командира первой авиационной эскадрильи по ИАС капитан В.И. Милых и бортовой техник Н.Я. Доценко, имевший опыт эксплуатации самолета с турбореактивными двигателями Ту-16. 15 августа В.И. Милых и Н.Я. Доценко окончили переучивание и приказом начальника училища были допущены к эксплуатации и к выполнению полетов на Ту-124Ш.
Первые полеты на Ту-124Ш состоялись на аэродроме Шагол 24 августа 1966 г. на самолете, переданном из 605-го уап. К вывозным полетам приступили летчики Мухин и В.К. Хворостяное, штурман Ю.А. Бесчерепов, борт-техник Н.Я. Доценко. Инструкторами были генерал-майор авиации Г.С. Бельцов, подполковник А.Г. Бритков, майор В. Сидор-цев, капитан И.П. Черенков. Вторая эскадрилья на самолетах Ту-124 Ш была сформирована в сентябре 1968 г. На две эскадрильи тогда имелось лишь 12 Ту-124Ш, полеты выполнялись в две смены, для чего за каждой машиной закрепили по два борттехника.
20 февраля 1969 г. в торжественной обстановке полку было вручено Боевое Красное знамя.
До 1974 г. полк выполнял задачи по предназначению двумя эскадрильями на самолетах Ту-124Ш и двумя эскадрильями на самолетах УчШЛи-2.












В 1975 г. полк полностью перешел на реактивную технику — турбореактивные Ту-124Ш и турбовинтовые Ан-26Ш. Самолеты Ли-2 перегнали на авиационные полигоны, где их использовали в качестве мишеней. В том же году на аэродроме Шагол ввели в строй бетонную ВПП, ранее полеты самолетов Ту-124Ш выполнялись с грунтовой, а самолетов Ли-2 — с железной ВПП. В летнее время, в период дождей, грунтовая полоса не эксплуатировалась, а полеты Ту-124Ш выполнялись с аэродромов Баландино и Каменск-Уральский.
Во второй половине 1979 г. одна из эскадрилий (командир капитан М.К. Новиков), не прекращая полеты на Ту-124Ш, приступила к освоению Ту-134Ш. В следующем 1980 г. самолеты Ту-124Ш передали в Тамбовское ВВАУЛ, а к переучиванию на Ту-134Ш приступила вторая эскадрилья 604-го уап, параллельно летно-технический состав переучивал на Ту-124Ш товарищей из Тамбова. Через два года летный и технический состав 604-го уап помогал тамбовцам осваивать уже Ту-134Ш.
----------------------------------
Между тем, полк, единственный в ВВС, некогда освоил бомбометания даже с Ан-26Ш, а обучение курсантов бомбометанию выполнялось на всех типах (Ту-124Ш, Ту-134Ш, Ан-26Ш) от малых высот до практического потолка с проходом в одном полете через три полигона.

Обрезать_2.jpg


Обрезать_3.jpg


Обрезать_4.jpg
 
Реклама
Demon

Demon

Местный
СССР-45012 (1961) Литовское УГА. Разбился в районе Днепропетровска, упал с 9000м. (02.09.1970) На борту 37 человек, все погибли.
СССР-45021 (1962) Внуковский ОАО. Аварийная посадка в Ленинграде на Неву, отказ двигателей (21.08.1963) Передан в Кирсановское АТУ ГА в качестве учебного пособия.
СССР-45028 Разбился в районе Куйбышева после взлёта (08.03.1965) На борту 25 человек, все погибли.
СССР-45037 (1962) Минский ОАО. Разбился в МВЗ, после взлёта из Внуково, отказ АГ. (03.01.1975) На борту 61 человек, все погибли.
СССР-45038 (1963) Казанский ОАО. Разбился в р-не Кирсанова, непреднамеренный выпуск закрылок на 9100м. (29.08.1979) На борту 63 человека, все погибли. (После этой аварии Ту-124 стали закрывать)
СССР-45044 (1963) Куйбышевский ОАО. Разбился в 20км от Львова в наборе, заводской брак, отказ двигателя, пожар,падение с высоты 1200м. (23.12.1973) Погибло 17 человек.
СССР-45061 (1961) Литовское УГА. Разбился в районе Вильнюса, падение с 8000м, замыкание эл.триммера, штопор. (16.12.1973) На борту 51 человек, все погибли.
СССР-45083 (1965) Пулковский ОАО. Разбился в Мурманске, преждевременное снижение. (20.01.1970) Погибло 11 человек.
СССР-45086 Разбился на взлёте в Мурманске (10.11.1965) Погибло 32 человека.
 
Стипан

Стипан

Старожил
Pit, Можно фото в увеличенном формате. Заводские чтобы было видно. Хочу дополнить реестр просто свой.
 
Pit

Pit

Старожил
Пересканенные картинки. Номер на втором снимке нечитаемый в принципе, зато добавился снимок первого Ту-124Ш из статьи В.Ригманта (выдержки из неё будут чуть позже). Отдельно - киль с номером этого самолёта, ска 600dpi

27.07.2009 21-42-38_0001.jpg


27.07.2009 21-44-10_0002.jpg


27.07.2009 21-45-59_0003.jpg


27.07.2009 21-45-59_00031.jpg
 
Pit

Pit

Старожил
Продолжение из статьи Ригманта:
СССР-45000 - первый прототип, построен на заводе №156, первый полёт 29 марта 1960 г. Заводской номер указан как 00-00.
С декабря 1959 в ЦАГИ испытывался статический планер постройки этого же завода.
Остальные машины, включая ещё один планер, сданный в ЦАГИ на испытания, строились на заводе 135.
Первый самолёт 135 завода, зав. 01-01 СССР-45001 собрали в мае 1960, до конца года выпустили ещё 4 машины.
Соответствие заводских номеров регистрационным:
02-01 - СССР-45003, впоследствие получил укороченную кабину штурмана.
02-02 - СССР-45004
02-03 - СССР-45005
03-01 - СССР-45006
03-02 - СССР-45007, первый с увеличеным с -2,5 до -1 градуса углом V крыла
04-01 - СССР-45011, выпущен в августе 1961, первый, получивший "короткую" кабину штурмана ещё на заводе.
Серийные номера первых машин в статье отличаются от указаных в Soviet Transport'е.
Ту-124Ш имели "длинную" кабину штурмана.
Всего до 2 квартала 1966 завод №135 выпустил 110 гражданских, а с 1962 по 1968 55 "военных" Ту-124. Неизвестно, включён ли в это число планер для испытаний в ЦАГИ.
 
Последнее редактирование:
Стипан

Стипан

Старожил
Pit, а где можно почитать данную статью?
Получается, что 00-01 завода 156 был планер для стат испытаний. А вот уже заявляемый планер завода 135, может Ригмант перепутал с СССР-45002, который списан был лишь 25 января 1981 года и эксплуатировался как раз в Жуковском в МАП. Что-то я сомневаюсь по-поводу второго планера для ЦАГИ.
Самая загадка по Ту-124, это 6 серия из 10 самолетов для ВВС.

П.С. Я больше к ST склоняюсь...
 
Pit

Pit

Старожил
Стипан, проверьте личку.
На счёт того, кому больше верить - я и сам не знаю. С одной стороны Ригмант официальное лицо КБ им. Туполева, имеет доступ к архивам (и не с кем не делится), начальник их музея. Не смотря на тенденциозность его статей и старательное вычищение любого негатива из истории КБ и его самолётов, у меня нет и никогда не было сомнений в достоверности представленых им фактов. С другой стороны ST всё-же профильное издание, и номера могли быть добыты со снимков самолётов...
 
Стипан

Стипан

Старожил
Pit, когда идет точная дата списания, то думаю заводской номер известен на 100% по документам, да и номерок по расчетом в СТ всгда под знаком вопроса "?". Да у Ригманта доступ к архивам есть, да только вот не факт, что есть доступ к архивам завода №135. Думаю в СТ серийники верны.

П.С. А если Ригманту позвонить и спросить, то он может ответить на вопросы?
 
Pit

Pit

Старожил
П.С. А если Ригманту позвонить и спросить, то он может ответить на вопросы?
Не знаю, не пробовал. Я с ним лично не знаком :) Да и живу далековато от МКАДа.
Попробую узнать его координаты у одного человечка, может что получится.
 
Стипан

Стипан

Старожил
Pit,
Тоже не знаком, поэтому звонить немного некоретно.
 
Реклама
Aleck

Aleck

Старожил
С другой стороны ST всё-же профильное издание, и номера могли быть добыты со снимков самолётов...
Soviet Transpors поучил свою информацию из другого не менее авторитетного и официального источника, чем КБ Туполева. Правда, в нём содержалась информация только о линейных самолетах Аэрофлота и самолетах ВВС с гражданской регистрацией. Т.е., о машинах 45000-45003 информации нет, однако, подтверждаю, что машина 45004 несла з/н 0350201, 45005 – 0350202, 45006-1350301 и далее по тексту. Готов утверждать, что в этих позициях ошибается именно Ригмант. ;)
 
Pit

Pit

Старожил
В приложеном файле - веточка с соседнего форума с интересными заметками по эксплуатации и приписке самолётов к отрядам. Сразу предупреждаю: многабукафф
 

Вложения

Pit

Pit

Старожил
Вообще-то это Ту-104. НЯЗ использовался для тренировки пожарников и спастелей. В 2004 году он выглядел так:

Омск.jpg
 
Стипан

Стипан

Старожил
Lexich, его реставрируют что-ли?
 
Lexich

Lexich

PIC - CPT
Pit, Сорри,я так и думал,но стал в глядываться в цифры на борту и ошибочно прочитал 124...
 
Kazbek

Kazbek

Местный
Aleck,
А как он туда попал?
Каким образом его устанавливали на постамент?
Известен ли его заводской номер?
Зарание огромное спасибо за ответы!
С уважением Алексей.
 
Реклама
Стипан

Стипан

Старожил
Aleck,
Если я не ошибаюсь, вроде это обычный Ту-124. Не 6 ли потерянная серия из ВВС СССР?
Насчет номера 02 белый немного сомнения. Не 02 синий выгорел?

П.С. Я в шоке от находки. Главное чтоб цел остался в дальнейшем.