Slava сказал(а):
во дурость то, эт чего военные самолёты были чтоли!?
чего страшились то!?
то есть я правильно понял, что после 74 года номера присваивались "от балды" и не было номеров указывающих серию и номер в серии, или они было, но не афишировались?
И еще - "нормальной" системы не существует?
Да наша страсть секретить всё, что надо и что не надо, давно известна. "Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг". У нас же, типа, что угодно можно приспособить для военных целей (перевозки личного состава и т.п.).
"Дурацкая" система на самом деле вводилась не в 1974 г. -- на разных заводах это происходило в разные годы. Началось это ещё с 1961 г., когда экспортные экземпляры некотороых самолётов и вертолётов стали понучать т.наз. "авиаэкспортовские" заводские номера без указания года выпуска, номера завода, номера серии и номера машины в серии; при этом такие же машины для СССР продолжали получать номера по "нормальной" системе (с указанием номера серии и номера машины в серии) . А вот, к примеру, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32
"всю жизнь" получали заводские номера по "нормальной" системе и соответственно "параллельных" серийных номеров не имели.
Причём иногда доходило до идиотизьма -- заводские номера по "дурацкой" системе иногда получали даже самолёты, никакого военного значения не имеющие -- например, Як-18Т поздних серий советской постройки:
"Нормальная" система:
СССР-44261 зав. №8201416 -- год выпуска 1978, изделие 20, 14-й самолёт из 20 в 16-й серии
"Дурацкая" система:
СССР-44262 зав. №22202021517 (222 - шифр завода №475, 020 = изд. 20, остальные цифры не означают ничего) - сер. №1516?
СССР-44263 зав. №22202021611 - сер. №1616?
СССР-44264 зав. №22202021725 - сер. №1716?
СССР-44265 зав. №22202021738 - сер. №1816?
Зато некоторые ну о-очень военные самолёты (например, Су-27, Ту-22М) так и продолжают получать номера по "нормальной" системе, поддающиеся расшифровке!
Далее: последние "дурацкие" пять цифр, видимо, подбирались при помощи генератора случайных чисел. Но если рассматривать их как единое пятизначное число, то принцип прост: чем больше это число, тем более поздний планер, и если расположить их по порядку возрастания, получается правильная последовательность. Т.е. чем выше заводской номер, тем выше серийный номер (т.е. в отличие от Боингов и Дугласов, самолёт с более поздним зав. № не может иметь более ранний сер. №). Правда, тут надо учитывать вариант: разные варианты, скажем, МиГ-23 или МиГ-29 имеют отдельные последовательности последних пяти цифр, а сквозная нумерация по комплектам агрегатов на все варианты одна (для пущей непонятности, наверное).