Реестр Ту-134УБЛ

Остап-Сулейман-Берта-Мария, Вы о чём?
 
Коллеги, а были ли тут даты выпуска 64175 (27.10.1981) и 64222 (30.11.1981), соответственно? Источник: http://www.twirpx.com/file/160374/.

Второй вопрос: кто видит, или видел формуляр УБЛ? Как всё-таки там пишется: с дефисом али без?

-------

Оказывается, в ST 'serial not confirmed'!
 
Последнее редактирование:
Имхо, Ш-2, как и его собрат 51010.
Всё-таки Ш-1. Расположение окон и аварийных выходов соответствует таковому у Ту-134А, т.е. имеется второе малое окно позади служебной двери справа (у пассажирских вариантов это окно кухни) и имеется два аварийных выхода справа над крылом. Как здесь, здесь и здесь.

Для сравнения, у Ту-134Ш-2 второго малого окна нет и аварийных выходов справа тоже нет. Более того, окно, которое должно быть в правом переднем аварийном выходе, вообще отсутствует как класс, из-за чего в цепочке окон образуется разрыв: вот, вот и вот.

Кроме того, в Ворошиловградском ВВАУШ были именно Ту-134Ш-1, так что наличие этого варианта на Украине объяснимо. А борт 551010-чёрный действительно Ту-134Ш-2.
 

Да, соглашусь, спасибо за развёрнутые пояснения!
Я тут на досуге левую сторону Ш-2 и Ш-1 изучил, теперь про правую всё знаем .
А вот тов. Комиссаров в "аэрофаксовской" книжке пишет наоборот, что во ВВАУШ шли в основном Ш-2!

И оба кульбакинских борта, имхо, из ВВАУШ. Т.к. 278 ОТАЭ, согласно воспоминаниям ветеранов, образована в 1982-1983 гг., а 51010 1979 г.в., и второй где-то, думаю, близко.
 
Менты народ серьёзный, что не знают - строго руководствуются документами.
Просто так не написали бы Ту-134-УБ-Л :
http://russianplanes.net/ID71462
 

Да-да! Особенно дефис после 134...

В общем, скорее всего история такая. В ОКБ самолёт назывался "учебно-боевой" (а разработанный на ХАЗе Ш, чтобы различать проекты — "учебно-штурманский"). В частях ВВС Ту-134Ш иногда называли "УШС" — учебно-штурманский самолёт", и эта аббревиатура, в том числе, наносилась для маркировки специфического оборудования на стоянках машин. По аналогии с Ту-134УБЛ иногда ошибочно использовали Ту-134УБШ (насколько я понимаю, боевое применение Ш невозможно, т.к. предусмотрена подвеска только практических авиабомб массой не более 800 кг — или я неправ?). В некоторых источниках приводят ещё одно первоначальное обозначение проекта — "Ту-134Уч", и первоисточник этого утверждения сходу неясен (но найти можно).

Так вот. Различные варианты УБ изначально писались через дефис, УБ-Л и УБ-К, и такое написание сохранилось в некоторой технической документации по самолёту (ИЭ, ТО, РЛЭ и т.п.), а также известном издании "Практической аэродинамики" (Оренбург, 1984 г.); "вечное спасибо" RussianArms и тем, кто сканировал и публиковал. В присутствующих в Сети конспектах лекций из Острова тоже есть дефис. Но в то же время есть пособия и технические описания, где дефис исчез, причём исчез ещё в советское время. Что немудрено — на слух его не слышно, принципиальной нагрузки он не несёт. При этом часто название писалось ещё и через пробел: Ту-134 УБ-Л, Ту-134 УБЛ. В современных документах общего характера дефис также не используется.

Если анализировать ещё более широко, то традиционно сокращения модификаций послевоенных отечественных самолётов дефисом не разделялись, если букв или символов не более трёх, или обозначение является устоявшейся аббревиатурой (например, ВзПУ), кроме случаев "буква-номер", как Ту-134А-3.

Поэтому, судя по некоторым признакам (а также по некоторым фото, и даже по указанному fynnext тоже, т.к. с высокой вероятностью при нанесении обозначения при окраске используется указанное в формуляре), "историческое" обозначение вариантов УБ такое: УБ-Л, УБ-К, УБ-КМ.
При этом писать УБЛ, УБК и УБКМ тоже верно — это кому как нравится.
 
Последнее редактирование:
Вот Ту-134Ш б/н 32 на аэродроме Хурба (Комсомольск-на-Амуре). Вполне возможно что это Ту-134Ш-2. Кто скажет модификацию и заводской? Кому принадлежал?
 
Последнее редактирование:
Модификация однозначно Ту-134Ш-2, хорошо видны бомбодержатели МБД3-У6-68. На Ту-134Ш-1 бомбодержатели совсем другие (БД-360, в виде этаких гребней).
 
Тогда был бы "БУ" .
Кстати, Д. Комиссаров (этот авторитетный историк и исследователь, несмотря на некоторые замечания, вызывает достаточное доверие) в своих монографиях (выходили на Западе в серии Aerofax и у нас в "АиВ") пишет, что в западных публикациях одно время существовало, в том числе, ошибочное обозначение "Ту-134БУ". Он же пишет, что УБЛ расшифровывается как "учебно-боевой для лётчиков". Более того, ещё до выхода монографий Комиссарова эта расшифровка встречалась в публикациях о машине.

В одной из публикаций официального сайта ОАО "Туполев" содержится вообще расшифровка "учебно-боевая лаборатория", что, скорее всего, просто ошибка.

Кстати, главный конструктор Ту-134 Л.Л. Селяков в своей известной книге перечисляет УБЛ в одной главе с модификациями "А". Комиссаров же приводит доводы в пользу "Б", в частности, о расширенных дверных проёмах. Неплохо бы найти и уточнить остальные сходства с "Б" (оборудование кабины, длина фюзеляжа (?)), т.к. возможно, база УБЛ — "гибрид" А и Б.

Ну и вообще,

скорее всего история такая

я не утверждал, а предполагал. И вообще, между Ш и УБЛ 10 лет... Надо проследить появление аббревиатуры "УШС".
 
Последнее редактирование:
Тогда был бы "БУ" .
Как раз УБ. Так же, как и Ан-24РВ.
64000 - по виду совсем УБЛ - официально называется Ту-134А-4.

Неплохо бы найти и уточнить остальные сходства с "Б"
Согласен.

Кстати, Д. Комиссаров
Надеюсь, он тоже выскажет свое мнение.)
 
Последнее редактирование:
Когда на 407 заводе работал, к нам на ремонт УБЛ-ки приходили. Так вот, не похожи они, даже по внутренней проводке на штатные ТУ-134. В хвостовом отсеке, точно, как и у правительственных, стоял отстрел рулевых машинок. Ну и соответственно ракетницы. А вообще, ремонтировать их за радость было, машины - как новые, не то-что гражданские ТУшки после Ростовского ремонта


---------- Добавлено в 20:17 ----------


Переделывали УБЛ под ВИП салоны - даже жалко было. Но это было в начале 90-х.