http://www.aviaport.ru/news/2008/10/30/160281.html
Источник: сайт «АвиаПорт.Ru»
Автор: Андрей Юргенсон
Опубликовано: 30.10.2008, 13:48
Первый Ту-204-120СЕ отправился в Китай
Торжественная церемония передачи первого грузового самолета Ту-204-120СЕ авиакомпании Air China Cargo состоялась 27 октября на территории летно-испытательного комплекса ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске.
Генеральный директор ЗАО "Авиастар-СП" Виктор Михайлов, президент компании Sirocco Aerospace International Ибрагим Камель и председатель совета директоров авиакомпании Air China Cargo Ли Хусяо подписали акт приемо-передачи самолета. Китайской стороне был вручен экспортный сертификат летной годности и символические ключи от самолета.
Контракт на поставку пяти самолетов (с опционом еще на 10 машин) в КНР ОАО "Туполев", ЗАО "Авиастар-СП" и ВО "Авиаэкспорт" подписали с компанией Sirocco Aerospace International еще в сентябре 2001 г.
"Контракт был инициирован "Авиаэкспортом". Мы нашли иностранного партнера, который поверив в российскую авиационную промышленность инвестировал крупные суммы денег", - рассказал президент ОАО "ВО "Авиаэкспорт" Феликс Мясников.
Причиной задержек в исполнении контракта была и техника и политика. Это достаточно серьезная системная проблема. Китай давно перешел на самолеты Boeing и Airbus. Поэтому внедрение российских самолетов, которые отличаются от западных моделей по комплексу вопросов, прежде всего по процедурам технического обслуживания, процесс для китайцев сложный, и мы их понимаем. "Это появление в парке совершенно другой машины, с другим менталитетом", - отметил главный инженер ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Милюков.
Следует иметь в виду, что это первый самолет с "английской" кабиной и, конечно, задержка связана с сертификацией. Конкурентов не любят нигде, а в особенности на таком рынке, как Китай. "Sirocco и ОАО "Туполев" были очень заняты европейской сертификацией самолета, но сейчас машина готова к реализации на международном рынке", - считает И.Камель.
Заявку на сертификацию самолета в Европе ОАО "Туполев" направило еще в октябре 1998 г., практическая сертификация Ту-204-120 по авиационным правилам JAR-25 была начата в 2001 г. Фактически ОАО "Туполев" провело комплекс работ не по валидации (подтверждению действующих в РФ процедур сертификации), а по полномасштабной сертификации самолета по нормам JAR-25.
В конце января 2004 г. самолет получил сертификат типа СТ233-Ту-204-120СЕ на соответствие требованиям отечественных норм АП-25 и сертификат типа по шуму на местности СШ147-Ту-204-120СЕ. С 3 мая по 2 августа 2006 г. Ту-204-120СЕ №64030 проходил летные испытания. Затем самолет передали "Авиастар-СП" для подготовки к предъявительским и приемо-сдаточным летным испытаниям независимой инспекции Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета.
29 июня 2007 г. ОАО "Туполев" получило сертификат VTC0185a от властей КНР на соответствие самолета нормам летной годности гражданской авиации Китая, а 18 декабря 2006 г. самолет получил дополнение к сертификату типа на "англоязычную" кабину. В кабине самолета установлены многофункциональные жидкокристаллические индикаторы и светотехническое оборудование, созданные в Ульяновском КБ приборостроения. "На всех Ту-204, Ту-214 и Ил-96 (включая президентские) сегодня стоят именно такие индикаторы. Первой машиной, которую мы оснастили такими индикаторами, стал самолет Ту-214 №64503 для ГТК "Россия", - отметил руководитель предприятия Николай Макаров.
И, наконец, 8 октября 2008 г. Ту-204-120СЕ стал первым российским самолетом, получившим сертификат типа европейского агентства авиационной безопасности EASA.IM.A.162 на соответствие самолета требованиям авиационных правил JAR-25. Это большой успех коллектива ОАО "Туполев" и его партнеров по работе - Авиационного регистра МАК, ЗАО "Авиастар-СП", поставщиков систем и агрегатов.
Ту-204-120СЕ - одна из наиболее перспективных экспортных программ ОАО "Туполев". Самолет оснащен двигателями RB-211-535E4-B-75, системой контроля двигателей фирмы Vibrometer (США), генераторами фирмы Sundstrand (США), гидронасосами фирмы Vickers(США), инерциальной навигационной системой и системами TCAS и EGPWS фирмы Honeywell (США). Эти покупные изделия уже имеют сертификаты ("до установки на самолет") по авиационным нормам Европы и поставляются на "Авиастар-СП" компанией Sirocco.
Самолет способен перевозить до 27 т грузов в контейнерах международного класса на дальность до 3000 км. При массе грузов 10,5 т дальность полета возрастает до 7400 км.
Впечатление китайцев о самолете хорошее, они давно с ним знакомы. В процессе всего цикла испытаний самолет выполнил 133 полета. Его испытывали российские летчики, английские летчики-испытатели EASA, его испытывали китайские летчики-испытатели. Самолет подробно осматривали технические специалисты: два раза по две недели самолет проходил полную инспекцию. "Их оценка была полностью положительная", - сказал С.Милюков.
Китайская авиакомпания Air China Cargo, крупнейший грузоперевозчик в Китае, образована в 2003 г. В настоящее время компания эксплуатирует 1 самолет Boeing 747-400 Freighter, 4 самолета Boeing 747-200 Freighter и 8 самолетов Boeing 747-400 Combi. Теперь в парке авиакомпании появился российский Ту-204-120СЕ. Он отправился в Китайскую Народную Республику 28 октября в 23 часа. В 7 часов 10 минут 28 октября самолет приземлился на аэродроме г. Таньдтин.
Air China Cargo планирует использовать самолет Ту-204-120СЕ на внутренних линиях, для полетов в Гонконг, Корею и в Японию. В соответствии с контрактом авиакомпания намерена приобрести 3 таких самолета. "О дальнейших планах говорить еще рано, это будет зависеть от того, насколько эффективным станет эксплуатация самолета и от ситуации на рынке", - сообщил Л.Хусяо.
И.Камель отметил, что каких-то проблем с послепродажным обслуживанием самолета он не видит, а президент "Авиаэкспорта" подчеркнул, что вопросы послепродажного обслуживания составляют значительную долю контракта. "Помимо подписанного контракта на поставку собственно самолетов, нами заключены контракты примерно на $18 млн на поставку запасных частей, не только от "Авиастара", но и комплектующих (агрегатов, приборов). В контракт входит и комплексная работа по подготовке экипажей", - сказал Ф.Мясников.
Сегодня в сборочном цехе "Авиастар-СП" стоят еще две практически готовые машины. На них пока нет двигателей и того западного оборудования, которое поставляет на завод компания Sirocco. Одна из машин еще "зеленая", а другая уже покрашена в цвета Air China Cargo.
Задел на следующие машины готовится в полном соответствии с контрактом. Контракт револьверный, поэтому второй самолет полностью готов, даже покрашен, осталось получить западное оборудование, которое поставляет покупатель. На третьем самолете по планеру и по бортовым системам все работы закончены, теперь нужен платеж чтобы комплектовать машину покупными изделиями. "Но это процесс начнется только после поставки заказчику второго самолета", - добавил С.Милюков.
"Я всегда говорю, что Россия не является для меня чужой страной. Я удовлетворен своей работой в России. Второй самолет может быть готов уже через 90 дней, следующая отправка может состояться еще спустя 90", - отметил И.Камель.