Реестр Ту-22

Модератор темы: APKAH, blinder1
Ну а где же эти фото? У меня не видно что-то...
 
Как я понял в каждой серии было по 5 самолетов? Небольшое исключение в 6 серии. 06-09?
 
Может немножко не по теме "Реестр Ту-22"

1)Информация об Авариях и Катастрофах Ту-22 в частях ДА,
В период с 1960 года по 1989 год:

http://www.airforce.ru/aircraft/miscellaneous/ejectionseats/tu/tu-22_accidents.htm


2)Информация об Авариях и Катастрофах Ту-22 авиации ВМФ,
в период с 1963 года и до окончания эксплуатации самолёта в 1989 году.

15 ОДРАП ВВС БФ, аэродром Чкаловск,
30 ОДРАП ВВС ЧФ, аэродром Саки.

1) КАТАСТРОФА 12.06.1964 года

Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Горохов Л.А.
День, ПМУ.
Обстоятельства АП
Экипаж капитана Горохова выполнял зачетный полет в зону с выходом на сверхзвуковую скорость. Через 3мин 15сек после взлета экипаж уточнил эшелон выполнения задания в зоне. Через 6 мин после взлета , когда самолет находился в режиме набора высоты на удалении 50км от аэродрома, пропал сигнал от него на экране РЛС П-35, следившей за полетом, пропала связь.
Предпринятыми мерами по поиску самолета, в море , на удалении 15км от береговой черты на траверзе мыса Таран найдены: парашют и лодка МЛАС –1 штурмана корабля ст. лейтенанта Погуляй Н.Н., лодка МЛАС –1 командира корабля капитана Горохова Л.А., а также отдельные обломки от самолета из полистирола.
Командир экипажа капитан Горохов Л.А. и штурман корабля ст. лейтенант Погуляй Н. Н. не найдены. Тело штурмана – оператора старшего лейтенанта Боровик Д.М. через 17 суток после катастрофы обнаружено на берегу Вислянской Косы в районе пункта Криница Морска. Недостатков в методике обучения летчика, в организации и руководстве полетами в подготовке авиационной техники не было.
Заключение о причинах АП
В связи с разрушением самолета в районе Балтийского моря и гибелью всех членов экипажа, невозможностью отыскания и подъема обломков самолета истинная причина катастрофы не установлена .

2) КАТАСТРОФА 9.06.1969 года

Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – заместитель командира полка, военный летчик 1 –го класса, п/п-к Виноградов В. А.
Экипаж – штурман полка майор Филлипов В.А.,
оператор – начальник ВОС полка майор Овчаренко А.С.
День, ПМУ.
Полет на ЛТУ авиации ДКБФ по заданию № 54 задачи IV КБП –67 “тренировочный полет на воздушную разведку аэродромов и береговых радиотехнических средств”

Обстоятельства АП
При взлете с полетным весом 82,1т, пробежав по ВПП 1705м, летчик прекратил взлет, выключил двигатели, применил основные тормоза и после схода на грунт использовал аварийные тормоза. В конце пробега на удалении 432м от конца ВПП в песчаной “ловушке” произошло разрушение заднего подкоса передней ноги шасси, стойка сложилась и самолет ударился носовой частью фюзеляжа о грунт. В результате деформации и разрушения носовой части фюзеляжа и гидросистемы, электрических и кислородных коммуникаций в кабине возник пожар, который был ликвидирован наземными средствами пожаротушения.
От удушья продуктами горения п/п-к Виноградов и майор Овчаренко погибли. Майор Филлипов невредим.
Заключение о причинах АП
Причиной, вынудившей летчика прекратить взлет, явилось возникшая неожиданно для летчика, в процессе разбега самолета необычная тряска упруго висящего на подъемном тросе сидения, вследствие не закрытия или самопроизвольного открытия замка, фиксирующего сиденье в поднятом положении, из-за недостатков в конструкции фиксации и сигнализации закрытия замка.
Непосредственной причиной катастрофы является пожар в кабине самолета, возникший в результате повреждений гидравлических, электрических и кислородных коммуникаций при разрушении носовой части фюзеляжа из-за поломки подкоса передней стойки шасси при входе песчаную “ловушку” после выкатывания самолета за полосу безопасности вследствие прерванного взлета.
нтов и руководителем полетов и экипажем.
3) КАТАСТРОФА 2.07.1970 года

Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – заместитель командира аэ, военный летчик 1-го класса, майор Билевский Э.Р.
Ночь, ПМУ.

Обстоятельства АП
После выполнения посадки ночью в ПМУ на повышенной скорости 338-350 км/ч, летчик выпустил тормозной парашют и начал торможение. При роспуске один купол парашюта оборвался, второй погасился при обрыве первого. Торможение от основной системы результатов не дало. Самолет выкатился за пределы ВПП на 800м. Во время пробега по грунту, на самолете сломалась передняя нога шасси и разрушилась носовая часть фюзеляжа. Штурман корабля, заместитель командира аэ по политической части майор Федотов А.К. погиб, летчик и оператор невредимы.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы является ошибка летчика в технике пилотирования.
Посадка была произведена с двигателями, работающими на повышенных оборотах, что при скорости посадки 338-350 км/ч привело к обрыву тормозного парашюта, возникновению большой вертикальной перегрузки и отказу основной системы торможения, в результате обрыва тормозных тяг.
Катастрофе способствовал конструктивно-производственный недостаток шасси самолета, приводящий к подтормаживанию дисковых тормозов колес при посадках со сносом и галопированию тележек шасси при грубых посадках.

4) КАТАСТРОФА 20.04.1971 года

Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Жуйков С.В.
День, ПМУ.
Полет по заданию №62, 4-й задачи КБП-67 Ту22р ав. ВМФ “летно-тактическое учение авиаполка” с задачей воздушной разведки аэродромов и кораблей с последующим минометанием на полигоне.
Обстоятельства АП
После взлета, через 1ч. 06мин, в районе Поморской бухты (балтийское море), в горизонтальном полете на Н=1000м при V=700 км/ч в кабине возник резкий запах гари, а затем появился дым, обороты левого двигателя упали, температура входящих газов зашкалила до упора, возросло давление топлива в форсажном контуре, затем загорелось табло “Внимание пожар ДСТ”. Через 10 сек возник хлопок в хвостовой части и начали падать обороты правого двигателя. Скорость стала энергично падать. Командир корабля дал команду экипажу катапультироваться. Экипаж катапультировался, последним покинул самолет майор Жуков на V-300-320 км/ч. после приводнения и применения патронов майор Жуков и оператор капитан Рафеев С.С. были подобраны рыболовецким судном ПНР. В этом же районе рыбаками были подобраны лодка МЛАС-1, САЖ-1, ботинки и защитный шлем принадлежащий штурману корабля капитану Голешину Н.М. Комиссия считает, что капитан Голешин погиб.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы явился нагар на левом двигателе из-за его конструктивного недостатка, в следствии разрушения подшипников средней и задней опор ротора из-за быстрого прекращения подачи масла предположительной причиной прекращения подачи масла явилось разрушение привода маслонасоса или разрушение внешнего трубопровода обвязка масляной системы.
Отказ правого двигателя произошел из-за КПН самолета, на котором тросовое управления обоими двигателями заведено в гондолу левого двигателя с расположением в непосредственной близости от корпуса камеры сгорания, что при прогаре камеры сгорания и суфлирующих патрубков привело к перекосу тросов управления правого двигателя и его выключению.

5)
КАТАСТРОФА 7.01.1972 года

Самолет Ту-22п, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан Потлов Н.Я.
Экипаж – штурман корабля старший лейтенант Булавин О.Г.,
начальник ВОП аэ капитан Моцный Е.А.
День, ПМУ.
Тренировочный полет по маршруту.
Обстоятельства АП
После посадки самолета на удалении 700м от торца ВПП на V=368 км/ч командир экипажа выпустил тормозной парашют, один купол оборвался, купол второго парашюта также порвался. Самолет выкатился за пределы ВПП, столкнулся с улавливателем на удалении 800м от торца ВПП, отломил переднюю стойку шасси и на удалении 1130м от торца ВПП остановился. При пробеге по грунту сбросился люк штурмана и сработало катапультное сидение штурмана. Сидение штурмана при ударе о переднюю стойку разрушилось, а штурман был отброшен вперед на 100м и погиб.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы является ошибка летчика в технике пилотирования, которая произошла в результате нарушений в методике летного обучения и недостатков в организации летной работы, допущенных руководящим летным составом.

6) АВАРИЯ 22.05.1973 года

Самолет Ту-22р, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – командир отряда, военный летчик 1-го класса, майор Городянко В.Е.
Экипаж – штурман отряда капитан Конопелькин А.В., начальник ВОС аэ капитан Бененко А.И.
Ночь, ПМУ.
Полет в зону в облаках упр. 26, заход по системе ОСП под шторкой упр.31 КБП РА-67г
Обстоятельства АП
При выполнении 1-го захода по системе ОСП в районе 3-го разворота на Н=500м и V=500 км/ч на самолете появилась значительная тряска, через3-5 сек возник пожар левого двигателя, о чем экипаж доложил РП. Командир экипажа выключил двигатель, убрал шасси, перевел правый двигатель на форсажный режим, установил режим набора на V=500-520 км/ч, на Н=2000м приказал экипажу катапультироваться. Экипаж покинул самолет, системы сработали, приводнение произошло в 19 км западнее г. Саки. Командир корабля, начальник ВОС – правильно использовали АСС, штурман не использовал, на воде держался до прибытия кораблей.
Заключение о причинах АП
Истинную причину аварии самолета установить не представилось возможным.
Наиболее вероятной причиной пожара самолета – внутреннее разрушение двигателя.

7) АВАРИЯ 5.09.1974 года

Самолет Ту-22р, БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – командир корабля, военный летчик 1-го класса, капитан Савинов В.А.
День, ПМУ.
Перегон авиатехники с АС Остров на Чкаловск.

Обстоятельства АП
По истечении 90 сек после взлета, в наборе высоты на Н=3000м и в V= 700 км/ч началось снижение напряжения в электросети самолета. После обнаружения отказа всей системы электропитания и утраты возможности контролировать работу всех систем и оборудования самолета и двигателей экипаж покинул самолет. Самолет, пролетев от места приземления экипажа 7 км, разрушился в воздухе и взорвался.
Заключение о причинах АП
Причиной аварии явилось снижение напряжения в электросети, а затем и полное ее обесточивание, что привело к потере работоспособности основных жизненно необходимых систем самолета доя обеспечения выхода на аэродром и безопасной посадки.
Наиболее вероятной причиной обесточивания электросети самолета явилось попадание плюсового напряжения на уравнительный провод “-ЭГ” генераторов ГС-18т, что привело к снижению напряжения генераторов и интенсивной разрядки аккумуляторов в процессе набора высоты.
8) КАТАСТРОФА 30.10.1974 года
Самолет Ту-22р, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – заместитель начальника отдела БП ВВС, военный летчик 1-го класса, Фесенко В.Ф.
Ночь, СМУ.
Тренировочный полет в зону.
Обстоятельства АП
Экипаж выполнял тренировочный полет в зону. Через 7 мин радиолокационный контакт с самолетом был потерян, на запросы руководителя полетов экипаж не отвечал.
Заключение о причинах АП
Наиболее вероятной причиной катастрофы является потеря управляемости самолета в следствии отказа системы управления или разрушения самолета, что не позволило экипажу доложить о случившемся, использовать средства спасения

9) КАТАСТРОФА 6.06.1975 года

Самолет Ту-22у, ЧФ, аэродром Саки
Летчик – командир корабля, военный летчик 2-го класса, капитан БелобородовН.И.
День, ПМУ.
Тренировочный полет в зону.
Обстоятельства АП
Через 14 мин после взлета с АС Саки на высоте около 4800 произошло разрушение и пожар левого двигателя, что привело к мгновенному нарушению управления самолетом и его беспорядочному падению.
Спасательными силами был поднят с воды член экипажа, оператор капитан Смирнов В.Г. катапультировавшийся во время падения самолета. Командир корабля и штурман корабля старший лейтенант Ерохин В.М. погибли.
Самолет упал в море на удалении 96 км от аэродрома вылета и затонул на глубине 180 м.
Заключение о причинах АП
Наиболее вероятными причинами разрушения и пожара двигателя ВД-7м являются обрыв лопатки первой ступени компрессора или разрушение диска турбины

10) КАТАСТРОФА 13 .06 1978 года

СамолетаТу-22 Р, ВВС БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – заместитель командира аэ по политической части, военный летчик 1 класса, майор Евстигнеев В.В.
День, ПМУ.
Обстоятельства АП
В процессе разбега на удалении 1783м от начала ВПП самолет резко увеличил гол атаки, коснулся ВПП хвостовой пятой и стабилизатором и через 67 м отделился от ВПП с углом 13 – 14 , набрал высоту. После отрыва самолет перешел в набор высоты с углом 30 – 40  около 50 м, с левым креном перешел на снижение и на удалении 600 м от конца ВПП в 150 – 200 м левее ее оси столкнулся с землей разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
Заключение о причинах АП
Причиной катастрофы явился отказ продольного управления самолетом вследствие рассоединения рессоры нижнего гидроматора со шлицевой муфтой рулевого привода РП –217 управляемого стабилизатора из – за выпадения стопорного кольца в связи с неправильной его установкой заводом – изготовителем. Рулевой привод находился на гарантийном обслуживании завода ( предприятие п/я В- 2293).
11)
КАТАСТРОФА 7 .12 .1978 года

Самолета Ту – 22у,ВВС БФ , аэродром Чкаловск
Летчик – командир корабля, военный летчик 1 класса, майор Жуков П.А.
Инструктор – командира отряда, военный летчик 1 класса, капитан Сорокин В.П
День, ПМУ.
Полет в зону на отработку техники пилотирования
Обстоятельства АП
Через 19 мин после взлета при выполнении разворота в конечной точке зоны на высоте 11300 м и скорости полета 950 км/ч экипаж доложил о проходе контрольной точки и высоте полета, а через 3 мин после этого обломи разрушенного в воздухе самолета упали в море в непосредственной близости от кораблей флота, находившихся в 35 км северо – западнее г. Лиепая. По наблюдению с кораблей детали самолета были разбросаны на площади радиусом 6,5 км. Из –за скоротечности развития аварийной обстановки экипаж не смог передать на КП о случившемся и воспользоваться средствами спасения.
Заключение о причинах АП
Истинной причины авиационного происшествия установить не удалось, однако наиболее вероятной причиной катастрофы явился отказ авиационной техники
12)
КАТАСТРОФА 14.07.1982 года

Самолета Ту-22р, ВВС БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – начальник штаба полка, военный летчик 1-го класса, подполковник Аникушин В.В.
День, П МУ.
Облет самолета после регламентных работ.

Обстоятельства АП
Экипаж в составе: командир корабля - подполковник Аникшин В.В., штурман корабля – помощник штурмана аэ капитан Камшекин Ф.З., радист – офицер службы РТР капитан Мищенко А.И. выполнял облет самолета после 100 часовых регламентных работ. Через 58 мин после взлета на Н=9600м и Vсв.зв.=1240км/ч (Vпр=800км/ч), при выполнении правого разворота в процессе проверки управления самолета нарушилось его управляемость с одновременным увеличением крена и потерей высоты. Командир корабля не смог вывести самолет из этого положения. На Н=200м он дал команду: “Приготовится к катапультированию” – и на Н=1400м сбросил входные люки. На Н=1250м командир дал команду: “Экипаж, покинуть самолет”. На Н=1100м катапультировался оператор РТР капитан Мищенко А.И. на Н=650м командир повышенным тоном дал команду: “Покидать самолет!”. Из-за скоротечности сложившейся аварийной обстановки и малой высоты для принятия решения на покидание самолета, штурман корабля и командир корабля своевременно использовать средства спасения не смогли. Командир и штурман корабля погибли. Самолет столкнулся с водной поверхностью и полностью разрушился.
Заключение о причинах АП
Главная причина АП – плохая организация руководства полетами. РП разрешил выполнять облет самолета на сверх звуковой скорости на высоте ниже установленной Инструкцией экипажу Ту-22р и Инструкцией по производству полетов на ас Чкаловск.
Непосредственной причиной АП явилось выполнение облета самолета на Vсв.зв. на Н=9600м вместо предусмотренной Инструкцией экипажу самолета Ту-22р минимальной высоты на Vсв.зв. Н=1100м. При выполнении полета на сверх звуковой скорости летчик превысил допустимую скорость 760 км/ч до высоты 1100м, что привело к потере управляемости самолета.
 
Чкаловец,
Большое спасибо! Имеется ли у вас что-нибудь по первой катастрофе Ту-22 в ВВС БФ?
22.08.1962 Ту-22Р Чкаловск 3:3 15-й одрап ВВС БФ(Чкаловск)
(майор Переведенцев Н.А., капитан Кондратьев, капитан Сверидов)
Были еще аварии и катастрофы в ВВС ВМФ, но про них не много известно:
24.12.1964 Ту-22Р а/д Чкаловск при гонке двигателей на стоянке сорвался с колодок и врезался ещё два Ту-22Р(10-05,11-05, все три сгорели)
а так еще
19.06.1966 - Ту-22Р (очень вероятно что самолет из Саки или Чкаловска)
10.01.1969 Ту-22... Азовское море 3:3 30-й одрап ВВС ЧФ(Саки)
23.06.1977 Ту-22Р аэр. Саки 3:3 30-й одрап ВВС ЧФ(Саки)
 
Совершенно верно! Подтверждаю!
У меня по этой (первой катастрофе) официальной информации не было, я не стал на неё ссылаться.
Я служил в 15 ОДРАП с 1985 года идо разгона полка в декабре 1993 года.
Всего в авариях и катастрофах 15 ОДРАП потерял 9 самолётов и конечно много лётного состава. Представить трудно, но упала фактически целая эскадрилья.
Когда я пришёл в полк в 1985 году, первая аэ полка летала на Ту-22р, вторая эскадрилья переучивалась с Ту-16р на Су-24мр.
Экипажей во второй аэ было много. Четыре звена по четыре по четыре экипажа, плюс комэска и замкомэска. Звали нашу 2 аэ "китайцами", нас было много.
В первой аэ было всего девять экипажей. Это были мастера и пользовались в полку большим уважением. После некоторого времени, мне предлагали перейти в в первую аэ на Ту-22р. Я отказался, сославшись на нежелание переходить с нового самолёта на старый. А если честно, зажмулькал... Ребята с первой спрашивают:
- а что к нам не захотел пойти?
- так у вас девять самолётов, целая эскадрилья упала!
- так это все хреновые упали, а теперь только хорошие все остались!
Вот такие это были фаталисты! Мужественные люди!
Я их всех помню и безмерно уважаю!
 
APKAH,
Забыл сказать. Переучивались лётчики 15 ОДРАП на Ту-22Р первыми из строевых частей в Союзе в 1962 году. Переучивались первые экипажи на заводе в Казани.
Вылетали сразу на боевых, спарок Ту-22у тогда ещё не было. Они появились позже.
Все эти сведения из рассказов ветеранов полка, которых в то время в гарнизоне Чкаловск было много. Перед каждым из них с уважением снимаю шляпу.
 
Чкаловец,
А я все искал подтверждения что Ту-22 начали осваивать первыми в ВВС БФ, почти во всех источниках указывается первыми Дягилево и Белорусские полки..
А есть ли фотографии Ту-22 тех лет?
 
APKAH,
Документально я не могу подтвердить, были ли однополчане первыми или Дягилевцы. Всё, что знаю, это со слов ветеранов полка, которых было в гарнизоне много. А куда им ехать из Калининграда?
Переучивались именно на заводе, со слов ветеранов первыми не только в ВМФ, но и среди всех строевых частей. Дата первой полковой катастрофы 22.08.1962 косвенно подтверждает это. Фото тех первых самолётов вряд ли найду.
Фото самолетов 70-80 годов посмотрю, должны быть.
Выясню среди однополчан, жив ли командир эскадрильи, первым в полку, вылетевшим на Ту-22. В 1994 году он был жив, здоров, работал начальником гарнизонной котельной. Его воспоминания Вам информации больше принесут.
 
вероятнее всего 06-09 ошибка, было в каждой по 5 серий (кроме первых двух серий)
 
Помогите определить тип самолета:
Два Ту-22 с бортовым № 12.
Ту-22РД? и Ту-22КД
Мне кажется что все-таки они разные...
 
APKAH,
разные, видно по носу, ряду деталей на нем
 
svv,
Илья,
Да все верно, первый ПД второй КД, на первом одну деталь незаметил - штырек на носу, на РД их нет
 

По первой мне тоже ничего не известно, а по остальным двум:

10.01.69=Ту-22 =м-р Чеперигин=Нежин 199 ОДРАП=Экипаж бомбометание на полигоне Калиновка в восточном Крыму. Доложив о выполнении задания, командир взял курс на Бердянск, после чего связь с самолетом была утеряна. Зима была суровой, Азовское море покрыто льдом и утром поисковые группы ничего не нашли. Экипаж считался пропавшим без вести около полугода, судьба его прояснилась после нахождения спасательной лодки оператора, но причины катастрофы так и остались неизвестны.

23.06.77=Ту-22Р =М-р Сапронов Р.Д., 1 кл. =Саки 30 ОДРАП=КШУ ЧФ Берег-77. Возврат после бомбометания. Заход на посадку, выравнивание, 4-5м, V= 360км/ч, неожиданно самолет опускает нос, ударяется о бетон на удалении 230м от начала ВПП передней стойкой, она отломилась. При касании основными - левая стойка подвернулась, плоскость оторвалась. Под действием подъемной силы правой плоскости самолет перевернулся на спину и загорелся. Экипаж погиб. Наиболее вероятные причины катастрофы - временное затежеление управления стабилизатором на посадке вследствие дополнительных усилий на страгивание штока ограничителя скорости, перемещение штурвала ОС-1 из-за нестабильности его характеристик; ошибка техники пилотирования- чрезмерная отдача от себя для исправления высоты выравнивания и последующим взятием на себя, что могло привести к срабатыванию ограничителя скорости и невозможности летчика парировать пикирующий момент.
 
Помнится в Казане устанавливали Ту-22 у входа на КАПО. Только вот какой это был Ту-22 я запамятствовал что-то. Может кто вспомнит?

Не исключено что мог и М быть. Хотя опять повторяю не помню.
 
Илья,
Извиняюсь напутал. А где недавно устанавливали Ту-22? В Саратове? Или еще где?
 
На КАПО выпущена 61 серия, в каждой серии было по 5 самолетов, кроме первых двух серий, серийник расшифровывается предположительно так:
Например 2082023 ?bbyii?
где 08 серия, 02 самолет в серии, в середине год закладки самолета(?), но не выпуска, предположительно з/н присваивался еще на стадии постройки. По бокам цифры от 1 до 5, в некоторых серийниках они от 1 до 10(ошибка?), суть этих цифр по бокам я пока не определил
 
27.08.1962, по крайней мере если верить этой плите с памятника
 
Последнее редактирование:
\\\\\\\На 1988 год в трех Белорусских полках было 98 Ту-22К/КД/КДП.\\\\\\
Случайно на эту ветку наткнулся. Прошу извинения, но вставлю свои "5 копеек". Во-первых К в строю все были со штангами. Не корректно их КД обзывать (К и КП). Потом УД не было. Были только У. И наконец в полку по штату 24 ракетоносца, помножить на два (столько тбап на Ту-22 были в РБ), получается 48. Даже если сюда прибавить машины с Озерного (Украина), то будет 72 (никак не 98).

\\\\\предположительно з/н присваивался еще на стадии постройки.\\\\\\\\\
Не на стадии постройки, а на стадии закладки самолета. Ибо для определенного зав№ определены работы при постройке ЛА.

Для \\Чкаловца\\
Если не сложно черкните свое мыло?!
С уважением, Сергей (unclebu@mail.ru)
 
Последнее редактирование: