При очевидных преимуществах продукта этой авиакомпании в наши дни "пролететься" ими раньше не доводилось. Как-то все турки да турки. А тут понадобилось в Будапешт по работе, а ценник на этом направлении у сербов кусался чуть меньше, чем у турков. В общем, все сложилось.
Расскажу, вдруг кому-то свеженький апдейт пригодится.
Перелеты 15-20 декабря 2023. Билеты покупала через aviakassa, места докупала на сайте с оплатой иностранной картой. Не без приключений. Выбираю места, жму "Оплатить", ввожу данные карты - смс не приходит. Крутится "обновление", и ничего. На пятый цикл поняла, что дело в санкциях и включила VPN.
Да, российские IP вызывают у Sabre ступор и нежелание работать. С VPN оплата прошла сразу же.
SVO-BEG
Приключения продолжились за несколько дней до вылета - захожу проверить бронирование, а там сюрприз. Летит А319 вместо исходно заявленного A320, при замене борта заранее оплаченные места на ряду у аварийного выхода слетели. Вместо 13AB система пересадила людей из одного бронирования на 19А и 19F (угу). Звонок в российское представительство, внезапно, помог. Сначала сказали "денег не вернем, у этой авиакомпании такое часто бывает". Потом утверждали, что мест нет ни в первом ряду эконома, ни на аварийном. Потом поменяли на 19AB (за 10 минут), потом сказали "ой" и попытались поменять места на единственный ряд у аварийного на А319, и... еще 8 минут спустя... это удалось. Сотрудница сама страшно удивилась.
Онлайн-регистрации из Москвы нет. Что творится на оффлайн - словами не передать. Каждый пассажир с не выбранным заранее местом - это минут 5-7 у стойки регистрации. Глядя на то, как время регистрации заканчивается, а очередь не двигается, открыли еще одну стойку, потом еще одну. Но каждая из них тут же "блокировалась" пассажиром с животным. Нам "повезло" - собачку перед нами оформляли 35!!! минут.
С нашими заранее выбранными местами свои посадочные до Белграда мы, отстояв почти 2 часа, получили за минуту.
По тем же причинам (Sabre), посадочные на следующий рейс надо получить на транзитной стойке в Белграде.
Задержка 2 часа (поздний прилет - час, плюс час в подарок от SVO (ждали очистки полос)). Кормят отвратительнейшим вегетарианским сэндвичем (выбросила) + маленькая бутылочка воды.
А319 у них некомфортный. Шаг кресел на ряду у аварийных отличается от обычных рядом на пару сантиметров (впрочем, на А320 почти так же).
Поскольку опаздывал на свои пересадки почти весь самолет, обстановка после посадки в Белграде была крайне нервной - мы ползли до терминала уверенные 15 минут, народ вскакивал и бегал по салону. Одна мадам так впечатлилась, что уперла мою куртку (как впечатлилась я, не найдя ее на полке, даже описывать не буду).
В общем, прибегаем мы на стойку транзита, обгоняя Усейна Болта, а там хаос.
В общем, хорошая новость была в том, что, пока мы летели, сотрудницы аэропорта нас уже зарегистрировали.
Плохая - в том, что они не догадались разложить посадочные по рейсам и разделить их между собой. Все посадочные ровным слоем покрывали их рабочую станцию, а 6 сотрудниц, осаждаемые толпой из Ноева Ковчега (я насчитала 11 видов паспортов), пытались их выдавать сначала тем, чей рейс вылетал первым.
Выходило прямо сильно так себе. Пришлось брать дело, а точнее паспорта людей с ближайших рейсов, в свои руки. И отгонять вопящих "а Цюрих?", "а Рим?", "а Цюрих?" людей от стойки, чтобы хоть кто-то хоть что-то в этой суматохе получил. Отдельно бесили те, кто явно слышал "Цюрих пока не выдают", но ломились к стойке с воплями "а вот Цюрих?!" (массово! и не россияне, кстати).
В общем, долго ли коротко ли, но в какой-то момент прозвучало "Будапешт", я получила свои посадочные и под "спасибо большое за помощь!" от сотрудниц ломанулась на досмотр.
Где снова уперлась в толпу. Потому что досмотр возможен, только если все-все-все положить в корзины. Которых... не было.
Сотрудник говорил "кладите на ленту ваш багаж", человек клал, сотрудник говорил "нет, в корзину", человек "ааааа????" (не понимая по-английски). Опять пришлось вмешаться и сообщить, что корзин как бы нет. Их приносили - штуки 3. И цирк повторялся)))
Вот в ожидании этих корзин я и узнала, что не лечу рейсом в 7:10 (на часах было 6:52). А лечу другим, в 7:30. И мои оплаченные места 1АС тоже летят, к чертовой матери. А я - на 18АС (ну хоть рядом на этот раз,- подумала я).
Паспортного контроля не было, транзит сразу ведет в чистую зону, проверка паспорта осуществляется уже на гейте.
Загрузка рейса 100%.
Очень удивило требование убрать тонкий ноутбук на время взлета (на аварийном). Ну ок. Забегая вперед, на рейсе в обратную сторону заставили снять куртку, так что я уже перестала чему-то удивляться.
BEG-BUD (ATR-72)
Загрузка процентов на 40. Доставка на автобусе.
Взлетели "всего" с 25-минутной задержкой, что уже прогресс.
На борту кормили крошечной круглой печенькой (вкусной) + та же маленькая бутылочка воды.
Автобус, паспортный контроль с толпой китайцев. Впрочем, на паспортном стоит погонщица, а сотрудники работают довольно быстро. "Кесенем", и мы в Будапеште.
BUD-BEG (ATR-72)
Очень грела мысль, что на этот раз у меня ночной layover.
Особенно с учетом того, что открыв в 5 утра шторы в гостиничном номере я не увидела примерно ничего - такой был туманище. На удивление, аэропорт работал штатно, отмен и задержек не было.
Пока речь не зашла о нашем рейсе, конечно.
Сижу в аэропорту, пью дрянной кофе у гейта и лезу на Flightradar проверить, подлетает ли наша птичка. А она и не думала вылетать! На исполнительном стоит.
В общем, очередные 1:40 задержки и приятный сюрприз на борту - семью с двумя младенцами в пустом самолете (загрузка - 12 человек) сажают на 2ACD, младенец берет самую высокую ноту еще на посадке на борт и не снижает накал страстей вплоть до посадки. Второй ребенок, на вид 2 лет, отстегивается на взлете и посадке (мама из Чикаго пытается управиться с обоими, пока папа-индус чиллит в телефоне и дает ценные указания).
Отдельно понравилось, что оставлять огромную коляску у трапа родители отказались, отец семейства впер ее в самолет, а сотрудники не нашли ничего лучше, чем оставить ее на выходе из самолета (на полку она бы никак не поместилась). Безопасность полетов, о да.
Ну долетели, и ладно. Опять автобус, очень шустрый паспортный. И мы выпадаем в руки прекрасного водителя, который нас уже заждался, но виду не подает, и проводит нам дивную экскурсию по вечернему Белграду, показывая стадионы, офисы Газпрома и рассказывая истории мостов.
Кстати, удивило, что везде указано время в пути до аэропорта 40 минут. С учетом расстояния в 18 км у меня это как-то в единую картину не укладывалось, мягко говоря. Я ждала козьи тропы, а увидела современные шоссе. По факту по пустой дороге со скоростью 140 км/ч это 13 минут.
Ну и BEG-SVO на А320.
Даже в 6:20 утра из базового аэропорта вовремя Air Serbia не улетела.
В 4 утра открыто 1 кафе (самый худший кофе в моей жизни + сэндвич, который я по уже сложившейся сербской традиции выбросила и поплелась в duty free за чудными местными печеньками). В 5:30, кстати, у А01 открылось еще одно кафе.
Посадка началась не в 5:40, как было указано на посадочном, а в 5:20 (если не раньше - объявлений не было, а я пробегала мимо только в 5:20). Все потому, что нас ждал еще один досмотр (вдобавок к ранее проведенному на входе в аэропорт).
В 5:30 там уже был Last call. По факту всех загоняют в накопитель. В 5:55 началось подобие посадки. Причем по рядам. Сначала 24-30 ряд - орут, отбиваются от тех, кто в других рядах, ждууууууут тех, кто еще не зашел в накопитель или тупит. Потом 17-24 (цикл ожидания повторяется), потом - нет, не следующие ряды, а место закончилось. Потому что все это время людей не запускали в самолет, а просто "копили" в холодном телетрапе.
Естественно, такой тонкий ход ничего, кроме закатывания пассажирами глаз до затылка, не дал. Мы уперлись в обычный посадочный хвост и, хотя первыми из рядов 10-16 прошли на посадку, в занятые багажные полки над своими 12AC (поскольку количество ручной клади никто не контролирует).
Пледов и подушек на рейсах нет - пассажирка сзади устроила шкандаль (на борту было очень холодно после ночной стоянки, но - сорри, мээээм). Я оставила узкий хлопковый шарф, но и его заставили снять на время взлета (причем раздели меня заранее - минут за 20 до окончания затянувшейся посадки; прямо стоял и ждал, чтобы забрать шарф). Чудики, честное слово. Зато ноутбук в этот раз вопросов не вызвал. Мой. А вот соседа, который включил MacBook Pro, чуть не прикончили. Там даже объявляют, что ни включать, ни заряжать таковые на борту нельзя - "горят-с".
Кормят тем же отвратным сэндвичем, от которого наученные горьким опытом люди отказываются целыми рядами (ряд до нас, мы и сзади нас 2 из 3). Плюс та же вода.
Загрузка 100% минус 3 места на последнем ряду.
В общем, нервное это занятие - сербами летать. Но, внезапно, мне страшно понравился Белград, и я очень хочу туда еще разочек слетать на длинный layover - пообстоятельнее познакомиться с городом.
Всем прочитавшим сей лонгрид - мое восхищение.
А, и совет брать с собой российский паспорт или хотя бы права. То у меня попросили "второй" документ (фото им, видите ли, в загране не нравится; права выручили), то у соседа по очереди сегодня - российский паспорт с регистрацией ("у вас в загране нет данных о регистрации, я его должна изъять" - огорошили бедного парня; но нет, не изъяли, потому что паспорт был с собой).