Результаты расследования авиационного инцидента с самолетом А-319 авиакомпании «Россия», перевозившего футбольную команду Королевства Саудовской Аравии
16 апреля 2019
19 июня 2018 года Росавиация
сообщила о том, что 18 июня 2018 в аэропорту г. Ростов-на-Дону произошел инцидент с самолетом А-319 авиакомпании «Россия», экипаж которого выполнял рейс по маршруту Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону. На борту самолёта находились члены официальной делегации и футбольной команды Королевства Саудовской Аравии. Аварийной посадки не было, самолет произвел посадку в штатном режиме. Пассажиры покинули борт самолёта самостоятельно, в плановом порядке.
Комиссией Росавиации завершено расследование авиационного события, происшедшего 18.06.2018 в аэропорту Ростов-на-Дону (Платов) с самолетом А-319-111 VP-BNB АО «Авиакомпания «Россия».
В ходе расследования установлено:
1. 18.06.2018 экипаж ВС A-319 VP-BNB АО «Авиакомпания «Россия» выполнял чартерный рейс ФВ 1007 по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Ростов-на-Дону (Платов) по перевозке команды сборной Саудовской Аравии по футболу.
2. Замечаний при техническом обслуживании ВС в аэропорту Санкт-Петербург (Пулково), препятствующих выполнению рейса, не было. Подготовка к рейсу выполнялась в соответствии с технологией работы экипажа и во взаимодействии с наземными службами. Замечаний экипажа по системам ВС не было. Предполетный осмотр ВС и заправка топливом выполнены без отклонений.
3. Взлет был произведен в 15:46:41. До начала усложненных условий полет проходил без особенностей. Начальный этап снижения проходил без особенностей.
4. Вследствие неустойчивой работы компрессора двигателя №2, из-за нарушения газодинамических характеристик (соотношения расходов топлива и воздуха) избыток топлива догорал на выходе из сопла, что проявлялось в виде «факеления», о чем старший бортпроводник сообщил командиру ВС.
5. Экипаж выполнил все требования Руководства по производству полетов часть A глава 11 «Действия в случае авиационного события». При этом, сигнализация о пожаре двигателя не срабатывала, система пожаротушения двигателя не применялась ни в автоматическом, ни в ручном режиме. Изменений параметров работы двигателя, требовавших его отключения, на приборах в кабине экипажа не отмечалось. В полёте экипаж не применял никаких аварийных процедур.
6. Экипаж самолёта произвёл посадку при двух работающих двигателях и самостоятельно зарулил к месту стоянки. Пассажиры по трапу аэропорта покинули борт самолёта в обычном режиме. Безопасности полёта ничего не угрожало.
В соответствии с требованиями Приложения 13 к Чикагской конвенции Бюром по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции (BEA - Bureau d'Enquêtes et d'Analyses pour la Sécurité de l'Aviation Civile), как государством разработчика воздушного судна, в рамках расследования были назначены уполномоченный представитель и его советники – представители компании Airbus.
Результаты анализа показали следующее:
1. Визуальный осмотр воздушного судна значимых повреждений не выявил. Проверка фильтров линий подачи и возврата маслосистемы выявила загрязнения на основном фильтре подачи масла. Осмотр при помощи бороскопа явных повреждений не выявил. Было принято решение о замене двигателя CFM56-5B5/P и отправке его на разборку и исследование для определения и устранения причины.
2. При разборке силовой установки CFM56-5B5P в организации по ремонту двигателей SR Technics в сопровождении специально организованной группы по расследованию причины отказа, в составе представителей Safran AE (CFM), BEA, Airbus, SR Technics, GECAS и АО «Авиакомпания «Россия» было выявлено разрушение роликового подшипника № 4 модуля ТНД. Дальнейшее углубленное исследование подшипника №4 с целью выявления причины его разрушения проводилось в лаборатории CFM.
Из заключения комиссии по расследованию авиационного события:
«Причиной авиационного инцидента, связанного с самовыключением двигателя № 2 ВС Airbus А-319-111 VP-BNB, эксплуатируемого АО «Авиакомпания «Россия», произошедшего 18.06.2018 после посадки на аэродроме Ростов-на-Дону (Платов), явилось локализованное разрушение роликового подшипника № 4 модуля двигателя CFM56-5B5P из-за усталостного разрыва проставок сепаратора, приведшее к нарушению кинематики роликов, их качению и выкрашиванию.
Фактором, способствовавшим разрушению роликового подшипника № 4, наиболее вероятно, явилось нарушение технологии сборки двигателя ВС при выполнении капитального ремонта.
В соответствии с п. 3 Приложения 1 ПРАПИ-98 событие классифицировано как авиационный инцидент.
Комиссия отмечает, что экипаж действовал в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и установленными эксплуатантом процедурами (технологией работы).»
Отчет о расследовании направлен в Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции (BEA - Bureau d'Enquêtes et d'Analyses pour la Sécurité de l'Aviation Civile). Ответ Французской стороны прилагается.
Ответ Французской стороны
PDF-файл, размер 135,47 kB
Ответ Французской стороны (Неофициальный перевод)
RTF-файл, размер 53,10 kB