С приветом Валерию Павловичу (очередным и явно не последним)

Реклама
SA-341G RA-0682G Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Р-Н ИНЦ.НПИВП406 ГГ УУУКЫЛЫИ 130712 УЛЛУЗЬУЖ ПЕРВОНА4АЛЬНОЕ ДОНЕСЕНИЕ. 12.08.2018 10.30(UTC). ГАЗЕЛЬ SA-341G RA-0682G. РЕЙС: ЭКИПАЖ: 1 ПАССАЖИРЫ: ПОГОДА: К СОБЫТИЮ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ ПОЛЕТ ВЫПОЛНЯЛСЯ С ПОСАДО4НОЙ ПЛОЩАДКИ = БЫ4ЬЕ ПОЛЕ=, БЕЗ ПОДА4И ЗАЯВКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА И БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОРВД. В 10.30(UTC) ПИЛОТ ВЫПОЛНИЛ ПРОЛЕТ ПОД ВАНТОВЫМ МОСТОМ ЗАПАДНОГО СКОРОСТНОГО ДИАМЕТРА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
 
Вы пытаетесь, глядя в потолок на основании ваших личных симпатий к Чкалову оспорить ДОКУМЕНТ.
На какой-такой ДОКУМЕНТ вы ссылаетесь? Факт распития перед тем пролётом под мостом задокументирован? Нет. Это выдумка автора.
Про заведение дела - это вообще:facepalm:. После любой аварии с уничтожением самолёта заводят дело. В ходе расследования экипаж оправдан. В деле есть сведения об алкогольном опьянении экипажа? Нет. Есть выдумка автора.
Иванов, как и Валерий Павлович, был большой любитель выпить (через несколько лет его уволят из Осоавиахима за регулярные пьянки).
И что это доказывает? Что он пил перед тем полётом? В больном воображении автора - возможно. В реальной жизни - нет, т.к. пилот вполне мог начать употреблять сильно позже той аварии. Да хоть сразу после неё на фоне пережитого стресса. Или спустя пару лет вследствие расставания с какой-нибудь прекрасной дамой и т.д. и т.п. Факт увольнения через несколько (сколько, кстати?) лет после того полёта вообще никаким образом не может указывать на употребление перед тем полётом.
Опять же, автор прекрасно начинает свою статью:
... Достаточно внимательно и беспристрастно взглянуть на биографию В.П. Чкалова и историю отечественной авиации. По документам, конечно, а не по фальсифицированным материалам советских публикаций.
Только вот что он называет фальсифицированными материалами? Художественный фильм? Вопрос о вменяемости и беспристрастности автора можно считать закрытым.
 
На какой-такой ДОКУМЕНТ вы ссылаетесь? Факт распития перед тем пролётом под мостом задокументирован? Нет. Это выдумка автора.
Про заведение дела - это вообще:facepalm:. После любой аварии с уничтожением самолёта заводят дело. В ходе расследования экипаж оправдан. В деле есть сведения об алкогольном опьянении экипажа? Нет. Есть выдумка автора.
Правда? Вы видели дело? Ознакомьте, пожалуйста.
То, что экипаж оправдан ни о чем не говорит. Вы тут тоже начинаете фантазировать.
И что это доказывает? Что он пил перед тем полётом? В больном воображении автора - возможно. В реальной жизни - нет, т.к. пилот вполне мог начать употреблять сильно позже той аварии. Да хоть сразу после неё на фоне пережитого стресса.
ТО есть себе вы рассуждать позволяете, а автору нет. Несмотря на то, что тот Чкалов уже зарекомендовал себя не только, как недисциплинированный человек, но и как человек, который может напиться перед полетом. Прецеденты были. Выдержки из документов приведены. Личное дело тоже выложено. К чему продолжать спор опираясь на собственные симпатии и субъективные суждения?
 
А вы?
То, что экипаж оправдан ни о чем не говорит.
Ну приехали. То, что экипаж оправдан говорит о том, что в его действиях не найдено состава преступления. Есть возражения?
ТО есть себе вы рассуждать позволяете, а автору нет.
Покажите пальцем, где вы тут видете "рассуждения". Я лично вижу утверждения:
Иванов, как и Валерий Павлович, был большой любитель выпить (через несколько лет его уволят из Осоавиахима за регулярные пьянки). То ли у них с собой было, то ли они хорошо посидели в вагоне-ресторана, но когда поезд добрался до Боровичей, им море было уже по колено. Невзирая на снегопад, почти полное отсутствие видимости и очень низкую облачность, они сели в самолет и, вопреки советам не лететь, взлетели.
Где тут слова "предположим", "наверное", "возможно"? Это не рассуждения, это прямые обвинения в преступлении.
И кто давал советы не лететь? ФИО, должность?
Несмотря на то, что тот Чкалов уже зарекомендовал себя не только, как недисциплинированный человек, но и как человек, который может напиться перед полетом. Прецеденты были.
То, что прецеденты были, не говорит о том, что Чкалов употреблял перед обсуждаемым полётом. Да пусть он хоть в каждом втором полёте на бровях был - это никоим образом не доказывает употребление в обсуждаемом полёте.
 
Коллеги, разрешите присутствовать. Меня зовут Владимир, выпускник Борисоглебского ВВАУЛ им. В.П. Чкалова 1981 г., военный пенсионер. Собираю материал о серпуховской авиационной школе "Стрельбом", в которой в 1924 г. учился В.П. Чкалов.
Увидел давно обсуждаемую на разных форумах тему, и не смог пройти мимо. Если я правильно понял здесь обсуждается статья А. Соловьёва "Мост, под которым пролетел Валерий Чкалов", которая впервые была опубликована ещё в 2007 г. в газете "Петербургский дневник" и наделавшая много шума на разных авиационных форумах. Затем эта статья была опубликована в 2009 г. в июньском номере Авиационного журнала Украины "Авиация и Время" https://cloud.mail.ru/public/6080a3b53fcf/2009/[Авиация и Время] - 2009 06 Як-3.pdf
Здесь уже обсуждали статью Сергея Пустовойтова от 03 августа 2013 г. "Тайна самого дерзкого полета Валерия Чкалова" https://sobesednik.ru/rassledovanie...voi-unikalnyi-podvig-iz-za-neschastnoi-lyubvi , но эта статья впервые была опубликована на страницах интернет-газеты "MR7.ru 20 февраля 2012 https://mr7.ru/articles/50158/ К сожалению автор статьи не указан, а в редакции ответили, что с того времени журналистский состав поменялся, но обещали посодействовать в поиске корреспондента бравшего интервью у Надежды Николаевны Александровой. Есть вероятность найти автора и узнать подробности.
На счёт полёта под мостом, который здесь обсуждался, недавно попалась статья товарища очевидца тех событий.
Опубликовано 22 августа 2018
"Будничный подвиг"
Рассказывает Владимир Лазаревич Зархи. Жизнь Владимира Лазаревича тесно связана с авиацией. В свое время он летал бортмехаником с Валерием Чкаловым.
"...А рассказываю я об этом со слов другого чкаловского бортмеханика, Николая Николаевича Иванова, летавшего тогда с Чкаловым.

https://zen.yandex.ru/media/id/5a85...-podvig-5b77b8615d4ed100a92773d6?from=channel
Правда, автор пишет, что это случилось в ноябре 1929 г., хотя в других источниках указано что это было 26 февраля 1930 г. https://topwar.ru/112316-shavrushka-sh-2-na-vse-krylya-master-chast-2.html
Этот рассказ не совпадает с предположениями А.Соловьёва, что Чкалов в том полёте пролетел под мостом через р. Вялка. Иванов Н.Н. вспоминает, что полёт был под виадуком: "Вылетев из-под виадука, самолет задел плоскостью столб семафора. Машину резко развернуло влево, она ударилась о рельсы, и, таким образом, помимо воли летчика, приземлилась, только не вдоль железнодорожного полотна, а поперек."
pic_95.jpg
6a9f7ca33f34.jpg

Мост через р. Вялка (фото из статьи Соловьёва) //// Железнодорожный виадук (примерно под таким пролетел Чкалов. фото из интернета)
Как видно из фото под мостом семафора нет, но он был на выходе из-под виадука.
Достоверное место виадука, пока определить не удалось, но на пути из Боровичей в Ленинград, согласно картам 1927 г., их было два, сейчас выясняем какой из них мог быть "тем самым".

 
Разрешите опубликовать ещё один эпизод из биографии В.П. Чкалова, который имеет отношение к теме данной ветки "Безопасность полётов".
А. Соловьёв в своей статье, об этом периоде жизни Чкалова, писал: "19 января 1929 г. перед Чкаловым во второй раз любезно распахнулись двери тюремной камеры. Его тюремный дневник и по сей день хранится в мемориальном музее легендарного летчика в г. Чкаловске Нижегородской области, где с ним легко можно ознакомиться. Из армии Чкалов был демобилизован..."
В апреле 1928 года Валерий Чкалов в должности командира звена был переведен в Брянск в 15-ю истребительную авиабригаду. Этот период для него был, пожалуй, самым трудным: вдали от дома, от семьи - жены и сына, который родился 1 января 1928 года.
К тому времени летчики 15-й авиационной эскадрильи, освоили первый советский крупносерийный истребитель "И-2".
Первое летное происшествие Чкалова во время службы в Белоруссии произошло 28 июля 1928 года. При посадке в Гомеле Валерий Павлович задел хвостом своего истребителя "И-2" край оврага. К счастью, все обошлось, самолет требовал лишь малого ремонта, хотя в приказе говорилось: "...посему: 1) в целях пресечения дальнейших попыток со стороны Чкалова к развязанности приказываю арестовать его на трое суток с содержанием на гауптвахте и предупреждением об отстранении от полетов за проявление подобных поступков." Очевидно, в то время, именно так решался вопрос профилактики лётной аварийности.
Но на этом "приключения" Валерия Павловича не закончились. В том же 1928 году, 15 августа, он на самолете "Фоккер-D.VII" потерпел аварию, но в этом происшествии не всё так просто. В многочисленных биографиях Чкалова, в большинстве случаев переписанных у других авторов, имеется существенная неточность. Чкалов, в том перелёте, не был "ведущим звена, решившим потренировать молодых лётчиков полётам на малой высоте". Совсем наоборот, в том полёте сводного звена из 15-й и 17-й эскадрильи, Чкалов был ведомым и самым молодым лётчиком.
Следует пояснить, в каком состоянии были эти самолёты к тому времени:
К 1927 г. старые "фоккеры", построенные почти десять лет назад, были уже сильно изношены. В формулярах машин имелись записи "Срок службы вышел", в направлениях на ремонт писали "по ветхости". Неоднократно перетягивали полотно на плоскостях, меняли моторы. Импорт последних уже прекратили, и оставалось рассчитывать только на многократную переборку. Аварии из-за отказов двигателей следовали одна за другой. 31 октября 1927 г. разбились сразу две машины, причём в одной из них погиб лётчик Матвеев... Только за июль - сентябрь 1928 г. в 50-м отряде произошли восемь аварий: лопались камеры колёс, открывались в полете панели капота, текли радиаторы, обрывались тяги...
Чкалов, на таком самолёте, в составе сводного звена, выполняя полёт на высоте 5-10 метров, зацепил за телеграфные провода и упал. При этом пилот получил лишь легкие ссадины и ушиб левого колена. У самолёта был поврежден воздушный винт, нижнее крыло, шасси и фюзеляж. Следствием было установлено, что ремонт этого летающего "гроба" (иначе не назовешь) не целесообразен. Самолет списали, но разбирательство в отношении пилота продолжалось два месяца.
Чтобы понять причины приведшие к этой аварии следует ознакомиться с полным текстом Приказа начальника ВВС Белорусского военного округа №191/69 от 19 октября 1928 года:
"15 августа 1928 г. сводное звено самолетов "Фоккер-D.7" 15-й и 17-й авиаэскадрильи в составе: ведущего звено командира неотдельного отряда 15 авиаэскадрильи ст. летчика Козырева, командиров звеньев 17 авиаэскадрильи Пилепеца и Мошкина и ст. летчика 15-й авиаэскадрильи Чкалова вылетело с Гомельского аэродрома для перелета к месту зимней стоянки в г. Брянск.
Согласно указаний ведущего, звено шло бреющим полетом на минимальной высоте, меняя ее в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров, причем самолет ведущего не имел ни компаса, ни исправных часов.
При подлете к железной дороге Унеча - Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Звено, сделав круг над ним, полетело дальше, но не на Брянск, а на Кричев, т.е. приняв железную дорогу Унеча - Орша за железную дорогу Гомель - Брянск. Полет продолжался на той же высоте. В результате чего на линии Сураж - Кричев ведущий звено Козырев сам налетает на провода, срывает болт правой стойки левой плоскости и продолжает полет с повисшей в воздухе стойкой.
При подходе к Кричеву Козырев убеждается в неправильности взятого курса, меняет его и идет по Рославльскому шоссе на Рославль. В 2 км от него Мошкин, не предупреждая ведущего, совершает вынужденную посадку из-за боязни нехватки горючего.
Ближе к городу по той же причине садится Пилипец и, недалеко от него, садится Козырев.
Из предоставленного аварийного материала усматривается ряд безобразных нарушений и упущений со стороны всего состава сводного отряда:
1) Совершенно не обоснованное решение лететь на высоте 5-10 м. принял ведущий звено Козырев. Кроме того, он "не предупредил о серьезности и внимательности отношения к полету недисциплинированного и не спавшего целую ночь Чкалова".
2) Решение лететь на такой высоте, ориентируясь исключительно по железной дороге, где телеграфные столбы имеют высоту, превышающую полет (8 метров) при отсутствии компаса и исправных часов, является явным преступным.
Данная авария, как и весь полет, служит ярким примером недисциплинированности целого звена, три четверти состава которого - командиры частей эскадрильи.
Был еще случай перелета на подобной высоте из Бобруйска в Гомель.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Дело направить к прокурору для привлечения к судебной ответственности старшего летчика Чкалова и командира неотдельного отряда т. Козырева.
2. На командиров звена Мошкина и Пилипеи наложить взыскание властью командира части.
3. Впредь воспретить производство полетов на высоте ниже 50 метров и не допускать таковых командиром эскадрильи ...
5. Отстранение Чкалова от полетов подтверждаю".

08cab6cab902.jpg

Схема составлена по материалам Приказа начальника ВВС Белорусского В.О.

Как сложилась дальнейшая судьба Козырева Ивана Ивановича - командира 2-го неотдельного отряда 15-й авиаэскадрильи, в которой служил Чкалов, неизвестно. Как следует из дальнейших событий, командованию надо было найти виновного, но т.к. "..авария служит ярким примером недисциплинированности целого звена, три четверти состава которого - командиры частей эскадрильи", а одна четвёртая этого состава был Чкалов, строго наказать решили именно его. Хотя если разбираться, Чкалова вообще не должно быть в этом перелёте, его должны были отстранить от перелёта за "несоблюдение предполётного режима", (перед этим полётом Чкалов всю ночью не спал, искал украденные у него вещи), он получил бы очередной выговор и пошёл бы спать. А после обеда, или на следующий день перегнал бы этот самолёт в Брянск и служил бы дальше. Но случилось так, как случилось. "Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года он был осужден по статье 17 пункт "а" Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы и уволен из Красной Армии."
По моему убеждению, виновник этой аварии ведущий группы. А ответственный за этот безобразный перелёт - старший авиационный начальник, который (не) организовывал и (не) контролировал подготовку к этому перелёту, но "крайним" решили сделать Чкалова.
В тюрьме летчик пробыл 16 (по другим данным 19) дней. С молчаливого согласия надзирателей, которые сочувствовали положению Чкалова, ему удалось передать жене письмо о помиловании, адресованное ЦИК СССР.
Из письма Чкалова к жене Ольге: "Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы ... Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора ... Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота ... Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия ..."
По ходатайству заместителя начальника ВВС Я.И. Алксниса и наркома К.Е. Ворошилова тюремное заключение было заменено на условный срок. По личному указанию М.И. Калинина вскоре авиатор был освобожден, но из Военно-воздушных сил РККА Чкалов был уволен…
 
Последнее редактирование:
P.S. Командир эскадрильи И. Антошин ("Батя") вспоминал: "... Я шел как-то в выходной день по улице Красных Зорь. Вдруг со стороны Аптекарского острова послышался прерывистый гул мотора. Через несколько минут я увидел истребитель, идущий на очень небольшой высоте над крышами домов. Истребитель летел "мертвыми петлями", делая одну петлю за другой. Он продвигался вдоль Большого проспекта. Несмотря на то что определить номер самолета было трудно, я понял, что он из моей части. Я никому не давал разрешения на полеты в выходной и поспешил на аэродром. Приехав, увидел, что ангар открыт, а неподалеку стоит самолет Чкалова. Валерий по всем правилам отрапортовал мне, что он испытывал крепость подмоторной рамы. Подмоторная рама в полном порядке. Я спросил, кто разрешил ему этот полет и почему «мертвые петли» делались на недопустимо низкой высоте, да еще над центром Петроградской стороны. Валерий не ответил. Лишь после моего приказания отвечать на вопросы, он сказал: - Товарищ командир, я виноват и готов нести наказание. Я был возмущен его поведением и приказал ему немедленно отправиться к коменданту города на десять суток под арест. Этот серьезный проступок меня сильно огорчил и взволновал. Я не мог допустить мысли, чтобы Чкалов без причины пошел на такое лихачество, и решил произвести тщательное расследование. Но, несмотря на опрос многих его товарищей, ничего не смог выяснить. Через два-три дня я получил записку с гарнизонной гауптвахты от Чкалова. Он писал, что осознал свой поступок, и просил освободить досрочно. Я колебался. Я уважал и любил его как талантливого летчика, но мне не хотелось менять свое решение и давать ему повод в будущем опять нарушать дисциплину. Меня хватило на пять суток. Когда Валерий вернулся, я опять стал объяснять ему, к чему мог привести этот необдуманный риск. Валерий тогда сказал: - Батя, этот полет я произвел на пари. Мы с летчиком Козыревым поспорили, что я беспрерывно сделаю пятьдесят "мертвых петель". Я вошел во вкус и сделал больше"...
Интересно, уж не тот ли это лётчик Козырев с которым поспорил Чкалов, и который потом был ведущим сводного звена на перелёте Гомель-Брянск 15 августе 1928 г. ?
 
Реклама
Здесь и Чкалов и Козырев
Совершенно верно. Старший лётчик Козырев И.И.- командир 2-го н/отряда 15-ой авиаэскадрильи, в деле об аварии Чкалова на самолёте "И-2", 28 июля 1928 года в Гомеле, был "дознавателем".
Но вот, тот ли это Козырев, с которым Чкалов служил в 1-й Краснознамённой истребительной эскадрильи в Ленинграде и поспорил с ним на счёт "мёртвых петель", вопрос.
Биографию Козырева Ивана Ивановича 1899 г. рождения, уроженца Смоленской губернии и уезда Краснинской волости дер. Артемовка, пока обнаружить не удалось.
 
С приветом Валерию Павловичу (очередным и явно не последним).
..........................
Разрешите представить вашему вниманию (очередную и явно не последнюю) интернет статью-исследование в трёх частях.

Как Чкалов летал под мостом.
Интернет статья-исследование в трёх частях.
Взяться за перо, а точнее сесть за клавиатуру и написать статью об одном из эпизодов жизни В.П. Чкалова, меня заставил случай, произошедший на лекции по истории авиации. Один товарищ спросил меня: "Правда, что Чкалов не летал под мостом?" Оказывается, что он читал об этом в интернете. Так как дело происходило в библиотеке, я предложил товарищу взять книги о Чкалове, почитать их и самому во всём разобраться...
Но, к сожалению, в книгах советского периода и в некоторых статьях современных авторов встречаются неточности. Были ли эти неточности сделаны умышлено или от недостатка информации, сейчас установить сложно. Открытие архивов позволило внести уточнения в неизвестные страницы биографии В.П. Чкалова, но некоторые эпизоды жизни, до сих пор остаются до конца не исследованными.
............

Часть первая.
«Летал под мостом как Чкалов»
«…из всех искусств для нас важнейшим является кино». В.И. Ленин

О полёте В.П. Чкалова под мостом впервые было написано в журнале «Роман-газета». В журнале № 4 от 13 апреля 1939 года была опубликована повесть Героя Советского Союза, второго пилота чкаловского экипажа, на тот момент летчика-испытателя, Байдукова Георгия Филипповича. Повесть «О Чкалове» представляла собой литературный вариант киносценария фильма «Валерий Чкалов», в котором было описание полета Чкалова под мостом «Равенства» (Троицкий мост) в Ленинграде. В том же году благодаря жене Чкалова Ольге в издательстве «Детская литература» вышла книга о В. П. Чкалове "Высоко над землей. Рассказы летчика".


«Роман-Газета» № 4 от 13.04. 1939г. Книга «Высоко над землёй» О.Э. Чкалова 1939г.

По сценарию Г. Байдукова, Д. Тарасова и Б. Чирского режиссер Михаил Константинович Калатозов (настоящая фамилия – Калатозишвили) в 1940 году на киностудии «Ленфильм» приступил к съемкам биографической киноповести «Валерий Чкалов». Первоначальный вариант сценария Калатозову не очень нравился, так как там не хватало… любовной линии. Невнятными в сценарии были и причины увольнения Чкалова из рядов ВВС, поэтому сценарий фильма неоднократно перерабатывали. Однажды в курилке во время перерыва в съёмках консультировавшие фильм летчики обсуждали рассказы о том, как задолго до Чкалова, в царское время, пилоты летали под Петроградскими мостами. Режиссер Калатозов сидел и внимательно слушал эти рассказы. И вдруг, к нему подходит женщина, работница "Ленфильма", и рассказывает историю, о которой будет написано ниже... Уже на следующий день сценарий в очередной раз был переделан. Было принято решение о включении в фильм эпизода пролёта Чкалова под мостом, совершённого для завоевания сердца возлюбленной. Но для этого нужно было получить специальное разрешение. Судя по дальнейшим событиям, разрешение было получено. А чтобы другим пилотам не пришло в голову подобным образом привлекать внимание девушек, финалом этой истории по сценарию (и в жизни) стало увольнение Чкалова из ВВС за хулиганский полёт.
Следует пояснить: по «Положению 1940 г. о главном военном цензоре при СНК СССР» цензура осуществляла две функции: охрану государственных тайн и политико-идеологический контроль в произведениях печати, кино, радио, картографии, текстах пьес в печатном и рукописном виде и т.д. Таким образом, без уведомления надзорных органов Калатозов не смог бы снимать сцены с привлечением военной авиации, да ещё в центре города. И самолёты без соответствующего разрешения ему никто бы не дал. Думаю, такое разрешение было получено на «самом верху».
Как в то время решались вопросы Советского кинематографа на «высшем уровне» хорошо показано в фильме В. Москаленко "Орлова и Александров" (с 43-й минуты), где речь идёт о кинокомедии "Весёлые ребята".


Кадры из фильма «Орлова и Александров». Александров и Сталин.

В октябре 1940 года ленинградские газеты взахлеб писали о мастерстве летчика, который на съёмках фильма «Валерий Чкалов» исполнил сложнейший пилотажный трюк - пролетел на самолете-амфибии под Кировским (ныне Троицким) мостом, причем несколько раз.
Для выполнения сложного полёта под мостом был приглашён лётчик Евгений Иванович Борисенко. В 1931 году он поступил в Батайскую школу ГВФ и два года спустя начал летать в Северном управлении Гражданского Флота. В целях безопасности, в случае отказа двигателя над Ленинградом, был выбран самолет-амфибия «Ш-2». В первый день съемок эпизода пролёта, 22 октября 1940г., Борисенко сделал два удачных дубля подряд. Однако режиссер с оператором, перестраховываясь, на следующий съёмочный день попросили летчика повторить полёт - и тот снова успешно справился с заданием. Но без ЧП в итоге все равно не обошлось. По завершении съемочного дня оператор попросил летчика Борисенко доставить и высадить его поближе к «Ленфильму». Борисенко просьбу исполнил: доставил и приводнился нормально. Однако в воде на пути самолета встретилось затонувшее бревно, при столкновении с которым машина получила пробоину и в считанные секунды почти полностью затонула. Ленинградские газеты об этом инциденте ни словом не обмолвились, хотя корреспонденты газет были очевидцами такого "интересного события". Это говорит о том, что в то время, газеты писали только то, что им разрешали писать "компетентные органы".


Самолет-амфибия Ш-2

Всесоюзная премьера фильма «Валерий Чкалов» состоялась 12 марта 1941 года. Валерий Павлович Чкалов после выхода фильма на многие десятилетия стал культовым национальным героем СССР, а советская молодежь массово пошла записываться в аэроклубы и летные школы. Сам фильм стал одним из лидеров кинопроката, а эпизод с «пролетом под мостом» вошел в число наиболее узнаваемых сцен отечественного кинематографа.


Старая афиша фильма «Валерий Чкалов»

Однако если внимательно рассмотреть эпизод полёта под мостом, то можно заметить, что на экране на всех кадрах просматриваются очертания голландского истребителя«Fokker D.XI», самолёта, на котором действительно летал В. Чкалов, а как доподлинно известно в реальных съемках фильма участвовал самолёт –амфибия «Ш-2».
Очертания самолётов «FokkerD.XI» и «Ш-2» значительно отличаются друг от друга: - отчётливо видны неубирающиеся шасси у самолёта «Fokker»; - разные конструкции крыльевых подкосов; - наличие поплавков на нижнем крыле и наличие двигателя на верхнем крыле у амфибии «Ш-2». В фильме в эпизоде пролёта под мостом нет кадров самолёта, очертаниями похожего на самолёт «Ш-2».


Модель самолёта«Fokker D.XI» , «пролетающая»под мостом в фильме «В. Чкалов»


Самолёт-амфибия «Ш-2» в полёте

Отсюда можно сделать вывод: ни один кадр пролёта лётчика Е. Борисенко в октябре 1940 г. на самолёте-амфибии «Ш-2» под Троицким мостом в Ленинграде снятый с берега или с воды, не вошёл в фильм М. Калатозова «Валерий Чкалов». Возможно, кадры, снятые в первый съемочный день,были неудовлетворительного качества, пришлось переснимать. На следующий день сняли ещё два пролёта под мостом. «По окончании съемок кинооператор Гинзбург попросил летчика "высадить" его поближе к студии "Ленфильм". Наступили сумерки. Гидросамолет Борисенко приводнил нормально, но на пути машины встретился топляк — затонувшее бревно. Получив пробоину, фюзеляж быстро наполнился водой, и гидросамолет в считанные секунды затонул. Только хвост остался на поверхности воды. Из воды вынырнул Борисенко, ухватился за хвост гидросамолета, осмотрелся. На поверхности воды Гинзбурга не было. Тогда Женя сбросил кожаное пальто и нырнул. Через несколько секунд он вытащил из воды кинооператора, подошедшая шлюпка забрала Гинзбурга и увезла его на берег. Борисенко, в мокрой одежде, продрогший, руководил работой по спасению гидросамолета. Только когда буксирный трос был привязан к машине, он сел в моторный катер, который отбуксировал самолет к берегу». Это досадное происшествие в ленинградские газеты почему-то не попало… После аварии гидросамолет уже летать не мог, запасного самолёта не было, кадры пролёта под мостом оказались неудовлетворительного качества, поэтому оператор комбинированных съемок Б. Хренников, по указанию режиссера, заменил эпизод реального полёта под мостом на комбинированные съёмки полёта модели самолёта «Fokker D.XI» на фоне Петропавловской крепости и Троицкого моста. По этой же причине фамилия одного из подлинных героев фильма, классного лётчика Евгения Борисенко, не попали в титры легендарного советского фильма.
Ещё один герой данного эпизода - кинооператор фильма Гинцбург Александр Ильич , будущий заслуженный деятель искусств БССР. 22 октября с летчиком Борисенко он дважды пролетел под Троицким мостом. Из-за брака пленки на следующий день пришлось сделать еще два полета. И по сей день многие восхищаются полетами Борисенко, а вот об Александре Гинцбурге, который сидел рядом с ним, на правом сиденье, и вел киносъемку, увы, мало кто вспоминает. И всё-таки кадры пролёта под мостом вошли в фильм «Валерий Чкалов», но только в качестве фона для "полёта" модели самолёта «Fokker D.XI»

Режиссёр М. Калатозов, оператор А. Гинцбург

Так же для съёмок фильма из ВВС РККА были приглашены военные летчики: майор Т. Чигарев, старший лейтенант В. Шишкин, лейтенант В. Горбулин.


Титры фильма «Валерий Чкалов»

Майор Чигарев Трофим Константинович (в титрах в фамилии лётчика допущена ошибка Т. Чигирев), окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков - лётчик-испытатель.
Старший лейтенант Шишкин Василий Иванович - Герой Советского Союза (1942г.), выпускник Борисоглебской авиационной школы (1936 г.). Как один из лучших лётчиков авиабригады был приглашён для участия в съёмках фильмов «Истребители» (1939г.) и «Валерий Чкалов» (1941г.)
Лейтенант Горбулин Василий Трофимович выпускник Сталинградского военного авиационного училища. В 1939 г. участвовал в боях у реки Халхин-Гол. На съемках фильма «Валерий Чкалов» он выполнял сложнейшие трюки знаменитого летчика...


Борисенко Е.И. // Чигарев Т.К. //Шишкин В.И. // Горбулин В.Т.
 
Последнее редактирование:
В фильме роли исполняли:


Валерий Чкалов - Владимир Белокуров // Ольга Чкалова - Ксения Тарасова


Александр Беляков, штурман - Сергей Яров // Командир Алёшин, «Батя» - Борис Жуковский


Пал Палыч, бортмеханик - Василий Ванин // дед Ермолай -Фёдор Богданов


Иосиф Сталин - Михаил Геловани (в «восстановленном» варианте отсутствует) // Серафима Бирман (в титрах не указана)


Георгий Байдуков- Пётр Берёзов // Мухин, конструктор - Игорь Смысловский // Серго Орджоникидзе -Семён Межинский // Ирина Зарубина - заслуженная артистка

В титрах так же не указали фамилии нескольких известных актёров. Маленькую, но яркую роль комментатора на авиационном параде исполнил Марк Бернес. Любой знаток советского кино узнает обаятельного актера Бориса Андреева в роли механика «Чижика». Еще один известный артист на несколько секунд появляется на экране - мы видим молодого Аркадия Райкина (американский журналист).
Фильм В. Чкалов актёры и роли


Марк Бернес // Борис Андреев // Аркадий Райкин

После XX съезда КПСС в 1956 г., на котором был развенчан культ личности Сталина, все старые фильмы, снятые в довоенное время и в годы войны, подверглись цензуре. В 1962 году на Московской киностудии имени М. Горького фильм «Валерий Чкалов» претерпел значительные изменения. Из картины были удалены эпизоды с участием Геловани-Сталина, а также были отредактированы все моменты, где были видны портреты вождя или лозунги, удалили кадры, где на фюзеляже самолёта была видна надпись «Сталинский маршрут» и тому подобное. Фильм был полностью переозвучен. Слова «Сталинский сокол» были заменены на «славный орел», и были переписаны некоторые диалоги. Переозвучен разговор Чкалова с командиром Батей, в результате смягчён диалог о врагах, мешающих развитию советской авиации. Фильм "Валерий Чкалов" в редакции 1962г.

В 2007 году компания «Магнат» выпустила DVD с полной версией фильма - в том виде, в котором картина была выпущена на экраны в 1941 году. Фильм "Валерий Чкалов" 1941 год.

"Всё новое – хорошо забытое старое, но не до такой же степени"! ©
1 октября 2012 года Первый канал Россия, начал показ восьми серийного сериала «Чкалов», производство - «Соло Фильм», «Централ Партнершип». Сценарист - Алексей Поярков, знакомый зрителю по сериалу "Ликвидация", режиссер - Игорь Зайцев, который к этому времени уже снял фильмы: «Есенин» (2005г.), «Диверсант. Конец войны» (2007г.), «Каникулы строгого режима» (2007г.). В сериале «Чкалов» снимались актёры: Евгений Дятлов, Андрей Мерзликин, Светлана Фролова, Мария Гузеева, Олег Лопухов, Максим Литовченко, Виктор Добронравов, Семён Стругачёв, Артем Черненко, Иван Кокорин, Виктор Тереля…


Обложка DVDфильма «Чкалов». // Е. Дятлов, А. Мерзликин// Аэродром Дракино.

В анонсе к фильму написано, что это историко-биографический фильм - неизвестные страницы из жизни знаменитого летчика. К сожалению, назвать фильм «историко-биографическим» можно с очень большой натяжкой. Об этом свидетельствуют отзывы кинокритиков и сообщения на авиационных форумах, появившиеся на следующий день после показа первых серий.
Кроме того, обозреватель «Новой газеты» 10 октября 2012 Галина Мурсалиева опубликовала интервью с младшей дочерью В.П. Чкалова, Ольгой Валерьевной Чкаловой: —- "Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме. Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья... говорила Ольга Валерьевна".
Один из ключевых эпизодов фильма "Чкалов" - знаменитый пролет под Троицким мостом. Сам пролет самолета под мостом имитировали с помощью компьютерных технологий. Но это не значит, что актеры, сыгравшие роли летчиков, не изучили процесс управления самолетом.
К положительным моментам можно отнести хорошую игру актёров и тот факт, что первые серии фильма снимались в Серпухове на аэродроме Дракино, недалеко от того места, где в 1924 году в "Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания" проходил курс лётной подготовки двадцатилетний Валерий Чкалов. Сериал «Чкалов» 1 Серия.
............
На этом тему кино можно было бы закончить, но остался главный вопрос: «Как и когда Чкалов летал под мостом?»
 
Последнее редактирование:
Часть вторая.
«Валерий Чкалов, который пролетел под мостом!»

Основано на реальных событиях, с добавлением
логически обоснованного повествования.


В начале повествования необходимо пояснить, что речь пойдёт о Троицком мосте в Санкт-Петербурге, который за время его существования несколько раз переименовывали: в октябре 1918 г. он был назван мостом Равенства, в 1934 году его нарекли Кировским, и снова Троицким он стал 4 октября 1991 года. Получается, что Валерий Павлович Чкалов, в своё время, пролетел под мостом Равенства. Убедиться в этом совсем не сложно. Достаточно внимательно, а главное беспристрастно взглянуть на биографию В.П. Чкалова и историю отечественной авиации, конечно, используя документы советских публикаций, архивные документы, мемуары, воспоминания друзей и родственников В.П. Чкалова.
Исторические документы свидетельствуют, что полёты между естественными препятствиями, а также под всевозможными инженерными сооружениями, стали возможны после того, как аэропланы приобрели достаточную устойчивость и управляемость в полёте.
Первый (или один из первых) документально подтверждённый пролёт под мостом совершил пилот-самоучка Харитон Никанорович Славороссов (Семененко). В 1912 году в местечке Мокотово, под Варшавой, управляя аэропланом «Блерио», на глазах у публики он пролетел под мостом через реку Висла. «Первый в мире трюк подобного рода», — вспоминал потом авиатор, признаваясь, что заплатил за свою русскую удаль приличный штраф.
10 августа 1912 года английский пилот Франк К. Макклин взлетел с аэродрома Харти Ферри на биплане «Short S.33» с толкающим винтом и поплавками. Он пролетел между верхним и нижним пролётами Тауэрского моста, а затем под всеми мостами на Темзе, до самого Вестминстера, где благополучно сел на воду. В то время ещё не существовало правил, запрещающих подобные действия, но полиция вынудила Макклина рулить до бухты Шедвелл по воде. По дороге аэроплан к тому же зацепил баржу и повредил один из поплавков...


https://b.radikal.ru/b39/1803/dd/1ed4baaaf951.jpg /// https://d.radikal.ru/d19/1803/a0/7a3c8629a502.jpg
Х.Н. Славороссов 1911 г. /// 10 августа 1912 года пилот Франк К. Макклин

Что же касается пролётов непосредственно под Троицким мостом, то в 1916 году первым его совершил Георгий Анатольевич Фриде, лётчик-инструктор Петроградской офицерской школы морской авиации на летающей лодке «М-5».


Летчик морской авиации Г.А. Фриде на самолете Кертис. Севастополь

В том же году его друг и коллега — лейтенант Алексей Евграфович Грузинов, выпускник Севастопольской авиационной школы, повторил этот «пилотажный элемент», причём он существенно усложнил задачу, пролетев под всеми подряд мостами на Неве. Нельзя не вспомнить легендарного летчика Александра Прокофьева-Северского — своего рода предтечи Маресьева, так же выпускника Севастопольской авиационной школы. В начале 1916 года Прокофьев-Северский без разрешения выполнил полет на летающей лодке «М-9» и среди бела дня пролетел под серединой Николаевского моста. При этом ещё умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.


С.-Петербургъ Троицкiй Мостъ (1908-1910г.)

Французские лётчики для экстремальных полётов выбрали Триумфальную арку и Эйфелеву башню в Париже.
14 июля 1919 годана Елисейских полях должен был состояться парад в честь 120-й годовщины начала Французской Революции, а также окончания и победы в Первой Мировой войне. Командование приказало боевым лётчикам участвовать в параде пешком – как пехотинцам. Группа асов собралась в баре «Фуке» на Елисейских полях, чтобы решить, как достойно ответить на это «оскорбление». Было решено, что в ответ Жан Наварр, один из первых асов (12 подтверждённых побед и 15 неподтверждённых), пролетит под Триумфальной аркой. Но 10 июля Наварр погиб в тренировочном полёте. Заменить его взялся другой летчик – Шарль Годфруа. В следующие после принятия решения дни Годфруа совершит несколько пролетов под мостами на Маленькой Роне. 7 августа 1919 в 7:20 на Ньюпоре он, пролетев через весь Париж, совершил два круга вокруг Триумфальной арки, а затем направил самолет прямо в арку, мимо которой в это время проезжал трамвай, пассажиры которого начали выбегать на улицу и падать на землю. Все происходящее снимал журналист Жак Мортен. Короткий видео сюжет, снятый журналистом, был запрещен властями, дабы не провоцировать возможных подражателей. Семья Шарля, узнав о его полёте, потребовала, чтобы он навсегда перестал летать... Остаток жизни Годфруа посвятил торговле вином.
В 1919 году французский пилот Майкон на двухместном учебно-тренировочном биплане «Кодрон G.3» успешно проскочил под мостом над рекой Вар в Ницце.
Молодой авиатор Леон Солло задумал пролететь между несущими опорами Эйфелевой башни. Расчет Солло оказался безупречен, если б не одна деталь — Солло не учел положения солнца: оно на мгновенье ослепило пилота. Самолет ударился левым крылом о ферму и разбился, пилот погиб.

Париж, Триумфальная арка /// Эйфелева башня

Авиационные новости в стране и за рубежом публиковались в журнале «Вестник Воздушного Флота». Журнал издавался с 1918 по 1962 год. В 1962 году журнал стал выходить под новым названием «Авиация и космонавтика».


Журнал «Вестник Воздушного Флота» /// Запрос журнала в авиачасть об авиационном событии

Таким образом, авиаторы Страны Советов знали про эти полёты и были в курсе российских и зарубежных авиационных новостей. Об этом свидетельствует разговор В.Чкалова с лётчиками эскадрильи, описанный в книге Героя Советского Союза Водопьянова Михаила Васильевича. «День для полета был выбран ясный, безветренный. Река отражала голубое небо и темные контуры моста. В последний раз Валерий проверил свои расчеты: машину надо было провести точно посредине пролета под аркой, не задев ни устоев, ни ферм, ни воды…» После пролёта под мостом В.Чкалов говорил лётчикам эскадрильи «– Чего вы от меня хотите? – говорил он. – Французский летчик за большие деньги взялся пролететь под Эйфелевой башней. Полетел и разбился. А я под мост даром слетал. – Вовсе недаром, Валерий, – дружелюбно-иронически заметил один из летчиков. – Ты еще получишь за этот полет…»
И действительно, Чкалов впоследствии «получил» за этот полёт по всей строгости…
В книге «Жизнь Валерия Чкалова» (изд. «Детская литература» 1979 г.) жена В. Чкалова О.Э. Чкалова писала: «Да, это случилось в 1925 году. Летая над Ленинградом, Чкалов снизил свой самолёт и пролетел под Троицким мостом… …это был необычный, рискованный, не дозволенный лётным уставом полёт. Его горячо обсуждали, им восхищались, однако Чкалова за этот полёт строго наказали». Какое же это было «строгое наказание»?

В ранее опубликованных изданиях авторы не указывают точной даты полёта Чкалова под мостом. Изучив биографию Валерия Павловича с момента его вступления в РККА, попробуем установить эту дату, а также причины, побудившие его на совершение этого, как он сам говорил, «трюка», расцененного начальством как грубое нарушение лётной дисциплины.
В 1919 году Валерий Чкалов в 15 лет вступил добровольцем в РККА и был направлен в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде. В 1920 году он впервые поднялся в воздух в качестве пассажира.
15 августа 1921 года г. Егорьевск. «Прибывший для прохождения теоретического курса красноармеец Валериан Чкалов (имя Валериан было дано при крещении) зачислен в списки переменного состава учлетов школы на жалованье и все виды довольствия…» Учлету В. Чкалову было семнадцать с половиной лет. 20 октября 1922 года Чкалов первый раз женился, но брак был не долгим.
В апреле 1923 года весь выпуск Егорьевской «тёрки» направили в Борисоглебскую школу военных летчиков, которую Чкалов окончил в октябре 1923 года и в числе лучших учеников авиашколы направлен в 1-ю Московскую летную школу, в которую его зачисляют слушателем 1 ноября 1923 года
В мае 1924 года
красный военный летчик Валерий Чкалов получил назначение в Высшую авиационную школу воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя «Стрельбом», в городе Серпухове, которую он досрочно окончил в середине июля 1924 года. В выпускной аттестации от 11 июля 1924 года было отмечено, что Чкалов был «членом РКСМ с 1921 по 1923 гг.» и… что был «исключен на 6 месяцев за недисциплинированность». Имеется информация (пока не подтверждённая документально), что первый раз Чкалов пролетел под мостом через реку Оку, проходя обучение в Серпухове. Мост был (и сейчас существует) недалеко от бывшего аэродрома Серпуховского «Стрельбома» (ж/д Москва-Тула). Крылов А.Н. в рассказе «Поверженный Икар» пишет, что «Сохранилась статья Чкалова "Как я летал под мостами". Значит мостов, под которыми летал Чкалов, было несколько, и, возможно, один из первых был Серпуховский.


Мост на реке Ока в Серпухове (старое фото)

Лётчик-инструктор М.М. Громов писал о Чкалове в период обучения в Серпухове: «Он был храбр и бесстрашен, в нем бурлила энергия, переливавшаяся порой через край. Заурядные полеты его не удовлетворяли, обычных заданий он не терпел. Отсюда и недисциплинированность...» После Серпухова, судя по датам выпуска и прибытия к новому месту службы, Чкалов отправился в отпуск.
14 августа 1924 года для дальнейшего прохождения службы младший лётчик В.П. Чкалов прибыл в 1-ю отдельную эскадрилью истребителей, которая в то время базировалась на Корпусном аэродроме Ленинграда, там, где сейчас находится Новоизмайловский проспект и парк Авиаторов в Санкт-Петербурге. Позднее 1-я истребительная эскадрилья базировалась на аэродром в Гатчине. Командиром эскадрильи был Иван Панфилович Антошин
В то время в состав истребительной эскадрильи входили три авиационных отряда по три звена, т.е. если перевести на современный язык: эскадрилья - это полк, авиаотряд - это эскадрилья, звено – звено. Чкалова назначили во 2-й авиаотряд, в звено, где командиром был лётчик Москвин.
Через некоторое время Чкалов попросил командира эскадрильи Антошина перевести его в третий авиаотряд, в звено Леонтьева. В то время третьим отрядом командовал летчик Петр Леонтьевич Павлушов, который в 1923 году окончил Серпуховский «Стрельбом». Причиной перехода, со слов Чкалова, было то, что командир звена Москвин мало летал сам и еще меньше давал летать Чкалову. Просьбу молодого лётчика удовлетворили.
В октябре 1924 года погода для полетов была неблагоприятной, постоянно шли дожди. При таких метеоусловиях состоялись осенние двусторонние маневры МСБМ (Морские Силы Балтийского Моря). Однако Чкалов сумел в сложных метеоусловиях решить поставленную командованием задачу – найти линкор «Марат» и сбросить на него вымпел. Кстати, в тех маневрах участвовал легендарный крейсер «Аврора».


Линкор «Марат» 1937 г. после реконструкции /// Крейсер «Аврора» октябрь 1924 г.

Знаменитый «Батя» – Иван Панфилович Антошин командовал 1-й истребительной эскадрильей до мая 1925 года.

своих воспоминаниях он писал, что о пролете Чкалова под мостом над Невой он слышал от третьих лиц и за пролёт под мостом Чкалова не наказывал. Из этого следует, что полёт Чкалова под мостом состоялся после мая 1925 года. Антошина, Чкалов сильно уважал и в последствии поддерживал с ним дружеские отношения. В ноябре 1925 года Антошин был направлен для дальнейшего прохождения службы в Туркестан, где проходил службу в должности заместителя командующего авиацией Туркфронта.

Рассмотрим чуть подробнее этот период жизни В.П. Чкалова, о котором он позже напишет: «…После первой сотни часов, которые я пробыл в воздухе, мне стало скучно. Казалось слишком однообразным и обыденным часами летать в общем строю самолетов. Зачастую я ловил себя на желании „пикнуть“ вниз к земле, сделать какую-нибудь замысловатую фигуру, «удивить», как мне тогда казалось, храбростью и риском своих товарищей. Лишь позже я понял, что настоящий риск основан на точном расчете, знаниях и ничего общего не имеет с моим, попросту говоря, «авиалихачеством». …И вот, продолжая этот ложный путь, в погоне за новыми «подвигами», как-то в Ленинграде я проделал даже такие «трюки»: пролетел под мостом, едва не коснувшись колесами воды, а в следующий раз, увидев два дерева, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев, я поставил машину на ребро и проскочил узкое место…»

В мае 1925 года командиром 1-й эскадрильи был назначен Шелухин Пётр Семёнович, которому было поручено отобрать лучших летчиков эскадрильи для переучивания на истребитель «Фоккер» D.XI, Чкалов был в их числе. Пришла лагерная пора, и эскадрилья перелетела в Дудергоф. Летчики мечтали отвести здесь душу: полетать вдоволь в летнюю погоду. Уже к середине лета молодой лётчик Чкалов, которому в то время шёл 22-й год, не уступал в воздушных боях ни своему командиру звена Леонтьеву, ни своему командиру отряда, лучшему пилотажнику эскадрильи, Павлушову. Шелухин впоследствии вспоминал: «На Чкалова мое внимание было обращено со стороны политотдела…, которые требовали от меня либо коренным образом переделать психологию Чкалова путем тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии…» «Расстаться с Чкаловым, я не хотел, так как к этому времени я проверил его в воздухе и выявил исключительно высокие способности его как в технике пилотирования на новой материальной части, так и в воздушном бою…» «Однажды, в учебном воздушном бою Чкалов сумел прижать к земле и вынудить совершить посадку командира авиаотряда Павлушова. На следующий день обиженный таким "неуважением" Павлушов отстранил его от полетов. Это для Чкалова всегда было самым страшным наказанием. Огорченный донельзя вопиющей несправедливостью, он попытался залить ее спиртным в компании товарища. Однако, сильно разгорячившись во время застолья, отправился искать своего обидчика, чтобы все ему высказать. И, к сожалению, нашел. Ограничиться разговором не удалось, и в ход пошли кулаки». Очевидно, после этого инцидента Чкалов получил 20 суток ареста.

17 августа 1925 года (в это время эскадрилья находилась в лагерях) Чкалов отправился отбывать наказание. В лагере гауптвахты не было, поэтому арестованные ехали поездом в Ленинград «в командировку» и там, на гарнизонной гауптвахте ЛенВО, у коменданта города, отсиживали свой срок.

7 сентября 1925 года (эскадрилья к этому времени из лагерей перебазировалась на основной аэродром) выйдя на службу после отбытия наказания, в первый же день Чкалов напился (очевидно, с друзьями отметили освобождение Чкалова) и на автомобиле с летчиками Благиным Н.П. и Богдановым был отправлен домой. В то время, ни о каком серьёзном наказании речь не шла. И вдруг, в ноябре, почти два месяца спустя, назначается судебное разбирательство. Командир 1-го отряда С. Г. Король в аттестации от 1 ноября 1925 года, приуроченной к судебному разбирательству, объективно указал как отрицательные, так и положительные качества В. П. Чкалова, а в конце написал: «Должности летчика-истребителя соответствует». Почему аттестацию подписал командир 1-го отряда С.Г. Король, а не Павлушов. Очевидно, после разборок с командиром отряда Павлушовым, Чкалова перевели из 3-го в 1-й отряд, и, естественно, аттестацию подписал непосредственный начальник. В заключительной части аттестации от 5 ноября 1925 года, заверенной 7 подписями, записано: «…в должности военного летчика-истребителя соответствует, но ввиду того, что крайне недисциплинирован, требует хорошей обработки в этом отношении».
«Хорошая обработка» состоялась 16 ноября 1925 года. «ПРИГОВОР именем РСФСР» «Выездная сессия № 16 ВТ ЛBO… 16 ноября… рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении 1 - й эскадрильи… дело за № 150 по обвинению гражданина Чкалова Валерия Павловича, 21 года, происходящего из крестьян… разведенного, ранее не судившегося… …ПРИГОВОРИЛА гр. Чкалова Валерия Павловича на основании ст. 109 с последствиями по ч. 1 ст. 105 УК к лишению свободы со строгой изоляцией на ОДИН год, не поражая в правах, предусмотренных ст. 40. Принимая во внимание первую судимость Чкалова, добровольную службу в Красной Армии, молодость и пролетарское происхождение на осн. ст. 28 УК снять строгую изоляцию и срок лишения свободы Чкалову понизить до ШЕСТИ месяцев.»

Вот так, за пьянку двухмесячной давности «лишение свободы со строгой изоляцией сроком на ОДИН год».
Что-то в данном Приговоре не так. Ну, не «тянет» выход на службу в пьяном состоянии на такой приговор. А вот полёт под мостом, в центре города, используя служебное положение и военную авиационную технику, вполне заслуживает такого наказания. Только не было такой статьи в УК РСФСР от 1922 г.

Так что же произошло в жизни В.П. Чкалова между 7 сентября и 1 ноября 1925 года?
Очевидно, произошло следующее: Чкалов был отправлен в очередной ежегодный отпуск, крайний раз в котором он был в августе 1924 года. Приехав домой, в родное Василёво, Валерий рассказал родителям про свои армейские "злоключения" и получил от отца строгое указание: – Валерке надо срочно жениться...
У Чкалова была девушка, они познакомились в последний день декабря 1924 года. Ольга Орехова была студенткой ленинградского педагогического института. "...На занятия драмкружка, в котором она пела, часто заходили летчики из Первой Ленинградской истребительной эскадрильи. Ольга давно заметила, что один из летчиков чаще других забегал на репетиции и хлопал после выступления громче всех... Валерий ей очень нравился, но она навсегда запомнила слова покойной матери: «Летчики — первые кандидаты на тот свет». Недалеко от дома, где жила мама, возле Черной речки находился аэродром. И бабушка, и мама собственными глазами видели аварии самолетов и гибель летчиков. Ольга все-таки решила познакомить Чкалова со своим отцом, но тот сказал дочери, что летчик не принесет ей счастья. Чкалову и Ольге пришлось расстаться..."

Прибыв из отпуска в середине октября, Чкалов узнаёт, что его "выгнали" из 3-го отряда, которым командовал Павлушов, и перевели в 1-й отряд, которым командовал военлёт Степан Георгиевич Король…

Выполняя указание отца, Чкалов пошёл "свататься" к Ольге Александровой, ленинградской девушке, за которой он тогда ухаживал. "В семье Александровых было 4 сестры, и их «называли «Петербургскими красавицами» - никто не мог оторвать взгляда, когда сестры-модницы выходили гулять."

Семья Александровых, 1923 г. Стоят слева направо - Шура, Оля, Лиза и Ася

«Золовка Ольги Александровой Надежда Николаевна Александрова рассказывала, что в молодости за Ольгой ухаживал военный из НКВД, который был старше ее, и Валера Чкалов. Валерий сделал Ольге предложение, но он был молод, беден, никакого еще звания. А военный уже с положением. Валерий ухаживал за ней долго, помогал матери по хозяйству… Но Ольга сомневалась. И сказала ему, что он ещё в жизни ничего особенного не совершил».
Тогда Чкалов решил совершить что-то такое особенное, чтобы и его девушка, и его командиры-начальники поняли чего он стоит в этой жизни. Полёт под мостом в центре города на глазах у девушки, как нельзя лучше подходил для этого замысла. А ещё, он понимал, что мало кто сможет повторить это полёт.
«Тогда-то, по словам рассказчицы, он и сказал девушке прийти на мост Равенства (сейчас Троицкий), встать на середину. «Это было днем, свидетелей почти не было. Она пришла, а его нет. И вдруг он летит прямо на неё. Ольга схватилась за перила. А он пролетел под мостом. Она так и застыла от страха. Ей помог дойти до дома прохожий. В этот же вечер Чкалов пришел к ней домой – сказал, что его выгнали из авиаэскадрильи. И что ей надо выбирать прямо сейчас – быть с ним или нет. Она выбрала второе…».


Надежда Николаевна Александрова золовка Ольги Александровой.

Итак, причина (одна из причин) установлена, год и месяц события известен, осталось выяснить день полёта. Из мемуаров известно: «День для полета был выбран ясный, безветренный…» Дней соответствующих этому описанию, во второй половине октября 1925 года в «Архиве погоды по городам» было несколько. Подходящая погода была в среду-21, четверг-22 и пятницу-23 октября 1925 года, ясные солнечные дни и «река отражала голубое небо…» Вот в один из этих дней и был совершён знаменитый полёт В. Чкалова под мостом Равенства в городе Ленинграде.


Архив погоды в Ленинграде в октябре 1925 год. /// Табель календарь 1925 год.

Однако, возникает вопрос, почему такое экстраординарное событие не попало на страницы газет и журналов, хотя бы Ленинградских. Небольшое отступление. «В ноябре 1923 г. на базе Главного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается «Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР (ОГПУ )». 7-е отделение ОГПУ курировало вопросы связанные с литературой, печатью, театрами, обществом, съездами, высшими и средними учебными заведения… Одним словом, все печатные органы были под строгим и неусыпным контролем «компетентных органов». Газетам и журналам просто запретили писать об этом случае. (Показательный пример работы Ленинградского ОГПУ в 1925 году - «Дело лицеистов».)
Возможно, были какие-то заметки о полёте самолёта под мостом в Ленинграде, в иностранных печатных изданиях.

Полёт Чкалова под мостом стало последней каплей, переполнившей чашу терпения авиационного начальства и партийных органов. К тому же, если с прежними «художествами» Чкалова раньше как-то разбирались в эскадрильи, не вынося «сора из избы», то этот случай оказался в поле внимания командования ВВС ЛенВО и Ленинградское ОГПУ, которые потребовали строго наказать нарушителя. Но чтобы этот дурной пример не нашёл подражателей и для исключения подобных случаев в дальнейшем, было принято решено это событие не афишировать. Военным и государственным органам было дано строгое указание «забыть» про этот инцидент. Военный трибунал подобрал для Чкалова «подходящую» статью «…дискредитация авторитета и звания командира-бойца Красной Армии», (за пьянку двухмесячной давности). И… тишина, «режим молчания» на 15 лет. Отсидев четыре с половиной месяца в исправдоме, Чкалов был выпущен досрочно и несколько месяцев был безработным, а 1 декабря 1926 года был восстановлен в рядах ВВС РККА и направлен в ту же часть, которая теперь базировалась на аэродроме в Гатчине под Ленинградом.
Для чего вообще нужно было вычислять дату полёта Чкалова под мостом? Дело в том, что в большинстве мемуаров, воспоминаний, биографий В.П. Чкалова, авторы эту дату указывают расплывчатыми фразами: «через некоторое время», «перед этим» «позднее» «однажды» и так далее. И только О.Э. Чкалова написала: «Да, это случилось в 1925 году…». Некоторые авторы просто не знали этой даты, другие умышленно её скрывали, чтобы скрыть факт первой судимости Чкалова в 1925 году, и чтобы не обнаружилась связь между полётом под мостом и судимостью.
Другие даты полёта рассматривать нет смысла, о них очень подробно и достаточно убедительно рассказал А.Соловьёв в своей статье «Мост, под которым пролетел Валерий Чкалов», но почему-то пропустив рассмотрение даты полёта именно в 1925 году.

Ещё немного о кино.
«Режим молчания», наверняка с разрешения «компетентных органов», а скорее всего с разрешения и одобрения самого «Отца народов», прервал режиссер Калатозов в 1940 году. Ему был заказан военно-патриотический фильм о герое Советского Союза Валерии Павловиче Чкалове.
Как было написано ранее, сценарий Калатозову не очень нравился - не хватало любовной лирической линии. По рассказам лётчиков Калатозов знал, что Чкалов летал под мостом в Ленинграде, но у него не было документального подтверждения, только слухи, а в архивы НКВН (ОГПУ) режиссеров в то время ещё не допускали. И вот однажды, на киностудии Ленфильм, когда шли подготовительные работы к съёмкам фильма, к Калатозову подошла женщина и сказала, что в молодости она была знакома с Валерием Чкаловым, и это из-за неё он пролетел под мостом. Женщину звали Ольга Александрова, она в то время работала на Ленфильме костюмером. Это была неожиданная удача, «сто процентный» свидетель. Сценарий был срочно очередной раз переписан. Осталось только встретиться со Сталиным и получить разрешение на съёмки в центре Ленинграда полёта самолёта под мостом. Эта встреча состоялась. Сталин дал разрешение на съёмки артиста Михаил Геловани в роли Сталина – ведь только сам Сталин мог дать такое разрешение - и разрешил Калатозову снимать полёт под мостом. Так же решили, что по фильму, девушка, ради которой Чкалов летал под мостом, в последствии должна была стать его женой, а наказание Чкалова в виде тюремного заключения заменили на гауптвахту.
Фильм «Валерий Чкалов», как бы сейчас написали, основан на реальных событиях. А теперь представим, что полёта под мостом Чкалова не было, и Калатозов всё это придумал.
При встрече с режиссёрам Иосиф Виссарионович обязательно спросил бы:
- А что, товарищ Калатозов, Чкалов правда летал под мостом в Ленинграде?
- Нет, ответил бы Калатозов, про Вашего любимого лётчика я это всё придумал, ха, ха, ха!
- Смешно, очень серьёзно сказал бы Сталин, раскуривая трубку, - Лауврентий, объясни гражданину Калатозишвили, что можно придумывать, а что нельзя в фильмах где "снимается" товарищ СТАЛИН. Интересно, шпионом какой страны объявили бы Калатозова после таких "придумок".
И Сталин, и Калатозов, и тем более Берия знали, что Чкалов под мостом летал, поэтому было получено одобрение и разрешение на "высшем уровне" на съёмки фильма и известного эпизода. Это является основным доказательством того, что полёт под мостом всё-таки был!
Калатозову сказали точную дату полёта В. Чкалова под мостом, но сказать об этом в фильме он не имел права. И он пошёл на маленькую хитрость во время съёмок фильма.


Архив погоды в Ленинграде в октябре 1940 г.

Погода в середине октября 1940 года в Ленинграде (когда снимали фильм) стояла очень хорошая. Но Калатозов не снимал эпизод пролёта под мостом, он ждал определённый день. И этот день настал, правда, плохо подходивший для съёмок, один из самых ненастных дней 2-й половины месяца, хмурый дождливый день 22 октября 1940 года. Но это была круглая дата, с 22 октября 1925 года прошло ровно 15 лет как Валерий Чкалов совершил знаменитый полёт под мостом! Таким образом, съёмочная группа Калатозова почтила память Великого лётчика Великой страны.
.............
Выше изложенная статья, не претендует, как говориться, на истину в последней инстанции, но в ней сделана попытка логически обосновать события в жизни В.П. Чкалова, достоверность которых можно будет подтвердить или опровергнуть только дальнейшими исследованиями...

 
Последнее редактирование:
Часть третья
«Кто ещё летал под мостами»

У каждого лётчика был "свой мост"....

- 1929 году во время боевых действий на КВЖД командир отряда Лухт попал в сильный туман. Полет проходил над Амуром. Внезапно перед самолетом появилась громада железнодорожного моста. «Перепрыгнуть» мост было невозможно, и Лухт принял единственно верное решение — отдал ручку от себя и, почти касаясь воды, проскочил под фермой моста.

- Лётчик Чкалов и механик Иванов 26 февраля 1930 года совершили вынужденную посадку, пролетев под железнодорожным виадуком при перелёте из Боровичей в Ленинград. В результате самолет «Ш-1» развалился на куски, экипаж чудом остался жив.

- Лётчик-испытатель Примо Джибелли, итальянец, эмигрировавший в СССР, выпускник Качинской авиашколы, в 1933 году предпринял неудачную попытку пролететь под мостом через Москву-реку. В результате самолет был разбит, а Примо после лечения был уволен из армии. Позже он смог вернуться в строй, храбро сражался против франкистов в небе Испании, в 1936 г. был посмертно удостоен звания Героя СССР.

- Герой СССР Раков Васили Иванович писал: в начале 40-х годов мы перегоняли самолёты Р-6 на поплавках из Москвы. Взлетали с воды, впереди был мост, «мы вынуждены были пролетать под ним, как некогда Чкалов пролетел под Троицким мостом на Неве».

- Во время Великой Отечественной войны советский летчик Николай Андреевич Рожнов, выпускник Ленинградской школы лётчиков, смог оторваться от «мессера», севшего ему на хвост, только благодаря пролету под мостом.

- В 1959 году в Америке, Капитан Джон Лаппо на самолёте RB-47 (разведчик на базе тяжелого бомбардировщика) пролетел под мостом Маккинак на озере Мичиган. И хотя ни мост, ни самолет не получили повреждений, от тюрьмы его спасли только боевые заслуги в Корее.

- Другой американский летчик, Джеймс «Джимми» Дулиттл, в своих мемуарах рассказал историю, как однажды он пролетел под мостом через какую-то местную речку. Причем расстояние между опорами было настолько маленьким, что ему пришлось пролететь «на ноже» - с креном в 90 градусов.

- В 1965 году военный летчик, капитан Валентин Васильевич Привалов, выпускник Армавирского училища, пролетел на истребителе «МиГ-17» под аркой Октябрьского моста через реку Обь.

- 31 марта 1984 года, субботним утром, в 95-летнюю годовщину официального открытия Эйфелевой башни, около 5000 парижан, прогуливавшихся в ее окрестностях, с удивлением наблюдали, как под арку, образуемую опорами сооружения, спланировал и вновь набрал высоту легкий одномоторный самолет. Это была американская машина марки «Бичкрафт Бонанза V35», а управлял ею ветеран вьетнамской войны Роберт Мориарти. Пилот взял с собой кинооператора, который долго опасался, что американец решил совершить самоубийство. Впоследствии Мориарти обычно шутил, что сделал лишь одну ошибку: нужно было «нырять» под Эйфелеву башню днем позже - 1 апреля.

- 15 сентября 1991 года, утром в Париже неизвестный до сих пор пилот устанавливает абсолютный рекорд наглости и мастерства. Сначала он на самолёте с восьмиметровым размахом крыльев пролетает под сводом Триумфальной арки, расстояние между колоннами которой 14,6 м. Полетав затем над Елисейскими полями, пролетает и между северной и южной опорами Эйфелевой башни. Никому ранее не удавалось совершить подобные «подвиги» в один день. Полиции удалось лишь установить, что самолёт была похищен на пригородном аэродроме.
- В 1999 году «полетом века» назвала пресса пилотаж литовского летчика Юргиса Кайриса, многократного чемпиона СССР, Литвы, Европы и мира по высшему пилотажу, выпускника Выборгского авиационно-технического училища и Ленинградской академии ГА. Он на спортивном самолете Су-26 пролетел под десятью мостами подряд на реке Нярис в столице Литвы г. Вильнюс. Кайрис получил для такого мероприятия разрешение у городских властей Вильнюса, а также застраховал себя и мосты на $2,5 млн. Также Кайрис совершил еще один рискованный пролет под мостом, но уже в перевернутом положении.
- Еще один рекорд пролета под мостом состоялся на той же реке Нярис. Три самолета Як-50 группой одновременно пролетели под мостом, у которого расстояние между опорами составляет 60 м, а высота от поверхности воды — 8,5 м. Пилоты, совершившие этот полет, подали заявку о внесении своего достижения в Книгу рекордов Гиннесса.

- В 2012 году сибирский пилот Евгений Ивасишин, 49-летний лётчик-любитель, пытаясь совершить экстренную посадку на лёд спортивного самолета, вынужденно пролетел между 18-метровыми опорами Югорского железнодорожного моста. Самолет удачно пролетел прямо над головами людей, рыбачивших под мостом.
- Сегодня есть категория летчиков, которым разрешено совершать полеты под мостами. Прежде всего, к ним относятся летчики-спортсмены высочайшего уровня это - участники авиагонок Red Bull Air Race, выступающие на этапах мирового турне в городах Будапеште и Роттердаме. В рамках соревнований они совершают запланированные пролеты под мостами над Дунаем и рекой Маас.
- и др...
................
Используемая литература и интернет ресурсы:
- О.Э. Чкалова «Жизнь Валерия Чкалова» Москва. Издательство Детская литература 1979 год.
- Беляков А.В. «Валерий Чкалов» Москва. Издательство ДОСААФ СССР 1977 год.
- Байдуков Георгий Филиппович Повесть «О Чкалове»
- Богданов Николай Григорьевич «В небе — гвардейский Гатчинский» Женя Борисенко.
- Галлай М.Л. «Валерий Чкалов»
- Громов Михаил Михайлович «На земле и в небе»
- Водопьянов Михаил Васильевич «Валерий Чкалов »
- Добрюха Николай Алексеевич (Николай НАД) Глава 8 «Личное дело Валерия Чкалова»
- Захаров Владимир Петрович «Первый военный аэродром»
- Звягинцев Вячеслав «Трибунал для Героев»
- Раков Василий Иванович «Крылья над морем»
- Соловьев Александр «Мост, под которым пролетел Валерий Чкалов»
- УК РСФСР от 1922 года
- Шелест Игорь Иванович "Лечу за мечтой"
- Шушаков Олег Александрович. «Чкалов Валерий Павлович»
- Якубович Николай Васильевич «ЧКАЛОВ. Взлет и падение великого пилота»
-и многие другие...
.............
У кого, относительно статьи, будут дополнения, исправления, замечания, вопросы, пишите, что знаю расскажу.
 
Последнее редактирование:
Финал спектакля.
СК РФ:
Пилоту вертолета, пролетевшего под опорой моста Западного скоростного диаметра, назначен судебный штраф
09 Октября 2018 17:00
Собранные следственными органами Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета России России доказательства признаны судом достаточными для признания виновным капитана воздушного судна, пролетевшего под опорой моста Западного скоростного диаметра, в совершении преступления, предусмотренного ст. 267.1 УК РФ (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств).

Следствием и судом установлено, что 10 августа 2018 года капитан воздушного судна Gazelle RA-0682G, действуя из хулиганских побуждений, в нарушение действующих запретов, следуя по направлению к Финскому заливу, совершил пролет под автомобильным путепроводом и между пилонов (опор) вантового моста через Петровский канал (устье рек Малая Нева и Малая Невка) внутригородской платной автомагистрали «Западный Скоростной Диаметр», чем создал угрозу безопасности эксплуатации как автомобильных транспортных средств, следующих в этот момент по путепроводу моста, так и непосредственно водителей и пассажиров, находящихся в них, а также экскурсионных судов, используемых для перевозки пассажиров в акватории рек Малая Нева и Малая Невка.

В связи с тем, что капитан воздушного судна Gazelle RA-0682G впервые совершил преступление небольшой тяжести, признал свою вину, в содеянном раскаялся, суд назначил ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в сумме 150 тыс. рублей.
 
Военно-космические силы успешно отразили атаку подводных танков противника:

P.S. По мне так это обычное хулиганство.

Откуда в современное время взялось столько страха и столько ненависти к пилотам? Летает над водой, если что-то случится - окружающих не заденет. Почему не радоваться красоте?
 
Откуда в современное время взялось столько страха и столько ненависти к пилотам? Летает над водой, если что-то случится - окружающих не заденет. Почему не радоваться красоте?
Не к пилотам, а к :censored:.
Что у него в полетном задании записано было?
Порадовать красотой?
 
Последнее редактирование модератором:
Реклама
Откуда в современное время взялось столько страха и столько ненависти к пилотам? Летает над водой, если что-то случится - окружающих не заденет. Почему не радоваться красоте?
Это, кстати, летчик, а не пилот.
Был бы пилот, было бы еще хуже.
 
Назад