Санкции и их влияние на авиапром РФ на примере SSJ-100 и MC-21

Как раз ставка на крыло из иностранных материалов на иностранном оборудовании сыграла в противоположную сторону. Ввели санкции и теперь сдвинулись сроки очень сильно. Пока что до сих пор есть проблема с крылом из несанкционных материалов. С серийным производством крыла тоже рано заявлять. Несанкционные материалы пока что сильно хуже, а это значит либо увеличение массы крыла и его крепления, либо уменьшение ресурса, либо и то и то.

У меня есть ощущение что разговор про санкции возник только потому, что понадобилось замаскировать обозначившуюся проблему с темпами выпуска, которые может обеспечить на сегодня выбранная инфузионная технология.

Вопрос по уму должен звучать так - а вышли бы к 2019-му на нужный темп с материалами от Cytec? Внятного ответа на него так никто и не дал.

А то что китайско-российская замена оказалась по ряду характеристик хуже японо-американского оргинала, об этом нужно было думать с самого начала проекта, ведь контроль за цепочкой поставок материалов это базовая вещь для любого серьезного производителя.

Как пример, BMW в 2013–м приступила к выпуску модели i3 с крупноразмерным неавтоклавным карбоновым модулем кузова, настолько же новым для автоиндустрии, как крыло МС-21 для авиационной. Так она задолго до начала серийного производства отстроила всю цепочку поставок материалов: были созданы СП с компанией SGL, опытным технологическим партнёром, специалистом по производству и применению углеродной нити и ткани.

Что важно, BMW на паритетных с SGL началах профинансировала строительство с нуля производств нити и ткани, в США и Германии соответственно. А SGL в свою очередь создала СП с Mitsubishi по выпуску на её производственной площадке в Японии необходимых SGL/BMW объёмов прекурсора. Именно сделанные загодя инвестиции и толковое разделение риска с партнерами и позволило BMW иметь предсказуемый темп поставок углеродной ткани, и предсказуемое её качество.

Дальше, BMW работала с немецкими и американскими поставщиками инфузионного и прессового оборудования, робототехнических систем, а также адгезивов для сборки углепластиковых конструкций задолго до запуска производства, чтобы пуститься в серии с уже отлаженными техпроцессами.

Что в конечном итоге и обеспечило ей нужный темп выпуска, до 100 кузовов в сутки, или 36,000 в год.

Это и отделяет состоявшиеся компании от стартапов.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Интересно, что станет с БМВ, если США и Япония отзовут свои лицензии? (Вопрос риторический)
 
Интересно, что станет с БМВ, если США и Япония отзовут свои лицензии? (Вопрос риторический)

Нет лицензий стран, есть технологии и материалы конкретных фирм-поставщиков.

Фирмы-поставщики инкорпорированы в различных странах: кто в США, кто в Японии, кто в ЕС. То что фирма инкорпорирована в какой-то стране мира, правительство которой решило контролировать направление экспорта технологий и товаров созданных на территории этой страны, не обязательно значит что данная фирма не сможет поставлять продукцию клиентам.

Сможет, например полностью произведенную ею в другой стране, либо преимущественно произведённую в другой стране, правительство которой не накладывает подобных экспортных ограничений. В общем кто хочет, тот купит.

Что в свою очередь вызывает мысль, а не формальный ли повод «санкции» для локальных окологосударственных российских поставщиков, чтобы административным образом перевести на себя денежный поток, уходивший на импорт, а также обеспечить себе дёшевое фондирование от госбанков на связанные с «импортозамещением» производственные проекты.
 
Последнее редактирование:
Нет лицензий стран, есть технологии и материалы конкретных фирм-поставщиков.

Фирмы-поставщики инкорпорированы в различных странах: кто в США, кто в Японии, кто в ЕС. То что фирма инкорпорирована в какой-то стране мира, правительство которой решило контролировать направление экспорта технологий и товаров созданных на территории этой страны, не обязательно значит что данная фирма не сможет поставлять продукцию клиентам.

Сможет, например полностью произведенную ею в другой стране, либо преимущественно произведённую в другой стране, правительство которой не накладывает подобных экспортных ограничений. В общем кто хочет, тот купит.

Что в свою очередь вызывает мысль, а не формальный ли повод «санкции» для локальных окологосударственных российских поставщиков, чтобы административным образом перевести на себя денежный поток, уходивший на импорт, а также обеспечить себе дёшевое фондирование от госбанков на связанные с «импортозамещением» производственные проекты.
Для справки: санкции подобным образом не обходятся, и о они распространяются не на фирму и даже не на страну, а на всех, кто использует в расчётах доллар и/или любым другим способам может быть признан Подпадающим под американскую юрисдикцию. Причём речь идёт не только о юридических, а и о физических лицах
 
У меня есть ощущение что разговор про санкции возник только потому, что понадобилось замаскировать обозначившуюся проблему с темпами выпуска, которые может обеспечить на сегодня выбранная инфузионная технология.
Проблема с выпуском решается монтажом пары дополнительных установок.
Мало пару - поставить 10. Это в любом случае дешевле чем вся эта возня с импортозамещением.
 
Интересно кто то изучастников обсуждения всерьез верит что производство МС-21 будет массовым,ну хотяб - 10 шт/год?
1.Иркутская площадкане не преспособлена для массового производства МС-21.В свое время Иркут запрашивал ресурсы на их расширение(видимо не получил).
2.Американцы не допустят конкуренции на целевом рынке.
Неужто кто то верит что, янки добрые и справедливые дяди?
 
Последнее редактирование:
Интересно кто то изучастников обсуждения всерьез верит что производство МС-21 будет массовым?
1.Иркутская площадкане не преспособлена для массового производства МС-21.В свое время Иркут запрашивал ресурсы на их расширение(видимо не получил).
2.Американцы не допустят конкуренции на целевом рынке.
Неужто кто то верит что, янки добрые и справедливые дяди?
Для хотьскольнить адекватного обсуждения заданного Вами вопроса необходимо уточнить понятие "массовый".
Выпуск 200 бортов это "массовый" или еще нет?
А 1000 ???

Что же касается "янков" то рынок в любом сегменте, который выгоден нам, придётся выгрызать зубами. СССР в 20-х - 30-х отводили роль продовольственной колонии. Каких только эмбарго не вводили. И янки там были далеко не главными. Однако на тот момент удержать нашу страну на задворках не смогли.
Сегодня им нужна "сырьевая" Россия. Пробьёмся на другие рынки или нет - зависит только от нас. А все сетования "так не честно" в чистом виде детсад. Эдакое "мам, вытри попу"...
 
Реклама
Забавная формулировка. Сначала, вроде бы, объективные причины, ни на кого кивать не надо:
1.Иркутская площадкане не преспособлена для массового производства МС-21.В свое время Иркут запрашивал ресурсы на их расширение(видимо не получил).
А вывод все равно:
2.Американцы не допустят конкуренции на целевом рынке.
Неужто кто то верит что, янки добрые и справедливые дяди?
 
i3 будет производиться пока будет спрос, обещают ещё один апдейт батареи.

Спрос для нишевой модели пока что неплохой, за 5 с небольшим лет реализовано 150 тысяч машин, темп 27 тысяч в год, всё в рамках ожиданий. Прямого наследника не будет, взамен BMW выпустит электромашину с не настолько дорогим и более простым в производстве кузовом. Фирма поэкспериментировала с материалами в i3 и сделала выводы:

— углепластик из-за высокой энергоёмкости создания прекурсора и высокой энергоёмкости процессов оксидации и карбонизации для автоиндустрии пока что выходит слишком дорогим,
— темп выпуска по неавтоклавной RTM технологии для производства по-настоящему массовых моделей с тиражом сотни тысяч машин в год пока что недостаточен,
— ремонт такого кузова обходится значительно дороже, чем металлического, и требует значительных изменений в работе кузовных участков дилеров, обучения персонала,
— пока что принципиально не решена проблема переработки углепластиковых компонент при окончании срока службы машины в отличие от легко переплавляемых металлических конструкций.

Экономика: верхний силовой модуль i3 обходится порядка 50 евро/кг в производстве, в нём 68 кг углепластика, итоговая стоимость порядка 3,400 евро. В верхнем модуле и нижней силовой раме содержится 185 кг алюминия, он обходится по 10 евро/кг в производстве, итоговая стоимость порядка 1,850 евро. Плюс крышки капота и багажника, крылья и обшивки дверей, а также сотовая конструкция в порогах верхнего модуля, в сумме это 56 кг, термопластики, обходятся по 5 евро/кг в производстве, итоговая стоимость 280 евро. Адгезивов соединяющих детали верхнего силового модуля 20 кг, они обходятся в 15 евро/кг, итоговая стоимость 300 евро. Стали в верхнем и нижнем модулях 10 кг, она обходится по 4 евро/кг в производстве, итоговая стоимость 40 евро. Весь мультиматериальный кузов i3 весит 340 кг, обходится BMW порядка 17 евро/кг в производстве, его полная стоимость составляет сумму около 5,900 евро.

Для сравнения, мономательный несущий кузов аналогичных размеров из алюминия будет весить порядка 270 кг, и обходиться порядка 10 евро/кг в производстве, его итоговая стоимость будет около 2,700 евро. Такой же кузов из микса обычных и высокопрочных сталей будет весить порядка 370 кг, и обходиться в 4 евро/кг в производстве, его стоимость составит около 1,500 евро.

Итоговый выигрыш при переходе со стального на алюминиевый среднеразмерный кузов порядка 100 кг, дополнительные затраты порядка 1,200 евро, стоимость снижения массы кузова равна 12 евро/кг. Выигрыш при переходе со стального на углепластиково-алюминиевый кузов i3 порядка 30 кг, дополнительные затраты порядка 4,400 евро, стоимость снижения массы кузова равна 147 евро/кг.

Автоиндустрия, масс-сегмент, готова принимать в производство решения со стоимостью снижения массы в 4 евро/кг и менее. Поэтому вы и не видите в масс-сегменте даже цельноалюминиевых кузовов. Ауди попробовала с цельноалюминиевой А2 в начале 00-х, но быстро отказалась, так как даже 1,200 евро добавки стоимости в производстве в масс-сегменте критичны.

Спроецируйте этот опыт на авиастроение.
 
Последнее редактирование:
Для справки: санкции подобным образом не обходятся, и о они распространяются не на фирму и даже не на страну, а на всех, кто использует в расчётах доллар и/или любым другим способам может быть признан Подпадающим под американскую юрисдикцию. Причём речь идёт не только о юридических, а и о физических лицах

Санкции никогда не были проблемой для тех, кто хотел бы продать. Как в части технологий, так и в части готовых изделий. Возьмем, к примеру, Huawei и американские Intel, Qualcomm - формально обе прекратили лицензирование своих технологий Huawei. Только вот Huawei продолжает их использовать - и вполне легально, надо сказать. Так уж случилось, но, почему то, Huawei технологии Intel имеет право лицензировать некая филипинская "HiTech" фирма (под другими именами), а некий малазийский завод под своей маркой и эксклюзивно для Huawei делает чипы для базовых станции 4G.
А можно еще проще - во время бана ZTE они совершенно спокойно продавали в составе своих решений оборудование HP - при выборе между тем, попасть под санкции у себя в штатах (может быть) или сесть в тюрьму (а то и быть расстрелянным за коррупционные преступления) со 100% вероятностью, руководство китайского HP даже не сомневалось в том, могут они что-то передавать посанкционной компании или нет.
PS: А каким образом в Россию попадает подсанкционное оборудование для глубоководного бурения?
 
СССР в 20-х - 30-х отводили роль продовольственной колонии. Каких только эмбарго не вводили. И янки там были далеко не главными. Однако на тот момент удержать нашу страну на задворках не смогли.
Потрясающе. Как же плохо у нас в стране преподают историю!

Большая часть индустриализации 1930-х - это проекты, техника и специалисты из США. Меньшая - из Германии.
Днепрогэс, Магнитка, ГАЗ, большинство строек меньшего масштаба - это всё США и Германия. Без них никакой индустриализации не получилось бы.

"Моральное эмбарго" было введено США только в декабре 1939 г., после того, как СССР начал хулиганить: напал на Финляндию.

Рекомендую книгу: Шпотов Б.М. Американский бизнес и Советский Союз в 1920—1930-е гг.: лабиринты экономического сотрудничества

PS. xoid, вы-то за что тому посту лайк поставили? Вы, вроде бы, грамотный человек.
 
Санкции никогда не были проблемой для тех, кто хотел бы продать. Как в части технологий, так и в части готовых изделий. Возьмем, к примеру, Huawei и американские Intel, Qualcomm - формально обе прекратили лицензирование своих технологий Huawei. Только вот Huawei продолжает их использовать - и вполне легально, надо сказать. Так уж случилось, но, почему то, Huawei технологии Intel имеет право лицензировать некая филипинская "HiTech" фирма (под другими именами), а некий малазийский завод под своей маркой и эксклюзивно для Huawei делает чипы для базовых станции 4G.
А можно еще проще - во время бана ZTE они совершенно спокойно продавали в составе своих решений оборудование HP - при выборе между тем, попасть под санкции у себя в штатах (может быть) или сесть в тюрьму (а то и быть расстрелянным за коррупционные преступления) со 100% вероятностью, руководство китайского HP даже не сомневалось в том, могут они что-то передавать посанкционной компании или нет.
PS: А каким образом в Россию попадает подсанкционное оборудование для глубоководного бурения?

Пока вы (не Вы лично, конечно) бодяжите с иностранными подсанкционными технологиями и оборудованием на своей территории, то доказать это трудно как с турбинами от сименс. Но как только выйдете за бугор со своим супер самолетом за сертификатом, то вас не только макнут в контрафакт, но и завалят исками в судах. Про сертификат можно будет забыть.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Пока вы (не Вы лично, конечно) бодяжите с иностранными подсанкционными технологиями и оборудованием на своей территории, то доказать это трудно как с турбинами от сименс. Но как только выйдете за бугор со своим супер самолетом за сертификатом, то вас не только макнут в контрафакт, но и завалят исками в судах. Про сертификат можно будет забыть.
OFF: В какой стране Huawei не имеет сертификата и его затаскали по судам?
 
Назад