Смятие топливного бака в полёте привело к аварии вертолёта Ми-8.

floatplane

Местный

Смятие топливного бака в полёте привело к аварии вертолёта Ми-8. Случай в Хабаровском крае в январе 1983 года​

Зачастую отказ двигателей вертолётов во время полёта связан с конструктивными особенностями тех или иных узлов и агрегатов, которые требуют должного внимания, однако на практике далеко не всегда проблемные места вертолётов подвергались осмотру и своевременному ремонту. В этой статье я поделюсь с вами историей советского вертолёта Ми-8 (б/н СССР-25325), который попал в аварию по причине отказа двигателей в полёте. Далее расскажу, что же конкретно там произошло.
Советский вертолёт Ми-8Т(ТВ) с бортовым номером СССР-25325 был построен в 1982 году в Улан-Удэ. Имел заводской номер - 98203985, серийный - 58-46. В эксплуатацию был введён в апреле 1982 года. Летал в составе Николаевского-на-Амуре объединенного авиаотряда до момента аварии и списания.

День инцидента​

12 января 1983 года экипаж Николаевского-на-Амуре объединенного авиаотряда выполнял аэровизуальный полёт на вертолёте Ми-8Т(ТВ) с шестью служебными пассажирами на борту по маршруту Николаевск - Чумикан.
Почти через 40 минут полёта, на высоте около 200 метров у вертолёта произошел одновременный отказ обоих двигателей. Далее экипаж совершил вынужденную посадку прямо на лес, в режиме авторотации (вращение несущего винта вертолета с помощью набегающего потока воздуха. Во время авторотации создается подъемная сила, достаточная для планирования, маневрирования и относительно мягкой аварийной посадки).
Во время аварийной посадки вертолёт получил значительные повреждения фюзеляжа и силовых элементов конструкции. Все люди на борту уцелели и благополучно покинули разрушенный вертолёт.
В ходе расследования комиссия установила реальную причину отказа обоих двигателей в полёте. Двигатели самопроизвольно выключились в результате смятия топливного расходного бака в связи с неэффективностью дренажной системы, в связи с чем подача топлива к двигателям была прекращена полностью.
По мнению комиссии, АП способствовала недостаточность рекомендаций в РЛЭ Ми-8 по контролю за работоспособностью топливной системы в полете.


1. Почему автор статьи говорит про смятие? Расходный бак ведь резиновый! Кстати какое отличие его от расходного на Ми-4.
2. Сохранилось ли разследование по этой АП и где можно прочитать?
3. Кто еще сталкивался с такой проблемой в процессе эксплуатации?
 
Реклама
Автор статьи говорит ровно то, что он спëр в интернете с другого сайта) Поэтому у него не спрашивайте, не ответит)
Спасибо за ответ на первый вопрос! Можете подсветить этот сайт откуда "сперли"? Вопрос конечно не как обозначен этот дефект, хоть сжупливание, хоть сморщивание:), а в том почему он возник, предпосылки появление гофры на нижней поверхности резинового бака, прямо под поплавком! Недостаточный дренаж бака и закупорка льдом дренажной трубки.Помниться по этой АП была проведана разовая проверка и бортов 15 было остановлено по гофре. У вояк было обнаружено больше по количесту. Я сам нашел две на наших бортах, но не таких по высоте критических. Расследование было длительное, в том числе и тяжба на кого повесить аварию. Утекло много времени и наверно ужу и не найти результаты расследования, а хотелось бы почитать! Тут бы "Миляки" :) прояснили бы кое-что, ведь было и заключение от КБ! На Ми-4 расходный мягкий бак по углам бака крепился в нише бака вулканизированными в бак шпильками, а на Ми-8 отказались от этого!
 
Спасибо за ответ на первый вопрос! Можете подсветить этот сайт откуда "сперли"? Вопрос конечно не как обозначен этот дефект, хоть сжупливание, хоть сморщивание:), а в том почему он возник, предпосылки появление гофры на нижней поверхности резинового бака, прямо под поплавком! Недостаточный дренаж бака и закупорка льдом дренажной трубки.Помниться по этой АП была проведана разовая проверка и бортов 15 было остановлено по гофре. У вояк было обнаружено больше по количесту. Я сам нашел две на наших бортах, но не таких по высоте критических. Расследование было длительное, в том числе и тяжба на кого повесить аварию. Утекло много времени и наверно ужу и не найти результаты расследования, а хотелось бы почитать! Тут бы "Миляки" :) прояснили бы кое-что, ведь было и заключение от КБ! На Ми-4 расходный мягкий бак по углам бака крепился в нише бака вулканизированными в бак шпильками, а на Ми-8 отказались от этого!
Всё очень просто - информация отсюда Авария Ми-8 Дальневосточного УГА в районе н.п. Орель-Чля (борт СССР-25325), 12 января 1983 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России - факты, история, статистика Изначально автор ещё напутал с фото Ми-8, пришлось поправить его 8-)
 
Спасибо за подсветку, Уважаемый ER-1973!
Ну да, все так просто по той "информации", что мои седые тапки расмеялись :) Это явно не заключение, а перезаключение по той АП
Причиной аварии вертолета явилось самопроизвольное выключение двигателей в результате смятия топливного расходного бака вследствие неэффективности дренажной системы, в результате чего прекратилась подача топлива к двигателям.
Происшествию способствовала недостаточность рекомендаций в РЛЭ Ми-8 по контролю за работоспособностью топливной системы в полете.
Уважающий себя авиаспец, никогда не написал и не подмахнул бы такие выводы, что произошло "смятие" расходного бака вертолета Ми-8 того борта! Ведь на тех 15 (точно не помню) бортах была проведена замена расходного бака! На тех бортах, где я нашел гофру, я пытался ее выравнить, но не тут то было!!! Касаясь этого борта. то он налетал всего 300 часов! Помниться были исследования по качеству резины бака и его изготовления тех серийных номеров. Почему у вояк больше гофр нашли, так они "фигурировали", а дренажная ситема это "фигурное катание" :oops: не предусматривала. Вопрос оставался, почему гофра появлялась под поплавком и не рассасывалась :)
 
Последнее редактирование:
<тихонько заинтересовался>
Расходный бак является элементом топливной системы вертолета. Из него выполняется подача топлива к двигателям. Клапан уровня поплавкового типа предохраняет бак от переполнения. Он установлен внутри бака на верхней плите и прикреплен к ней шпильками. Конструкция включает корпус с крышкой, грибковый клапан, две пружины, рычаг с пенопластовым поплавком и запорным клапаном, поршень. Материалом для изготовления корпуса и крышки является алюминиевый сплав. Верху корпуса предусмотрены окна прямоугольной формы, для выхода в расходный бак топлива, и фланец с отверстиями, посредством которого клапан крепится в баке. В нижней части расположена внутренняя цилиндрическая расточка, в которой совершает перемещение поршень. Крышка крепится к нижнему фланцу корпуса. Между крышкой и корпусом расположено уплотнительное кольцо из резины.
Источник: Продажа разработка чертежей и рабочих проектов
 
Это попытка ЛекБеза или просто разговор потдержать? :) Вы эту крышку на морозе при минус 30гр. не снимали? А при какой минимальной температуре разрешается ее снимать к примеру для замены поплавка или осмотра бака? :oops:
 
Это попытка ЛекБеза или просто разговор потдержать? :) Вы эту крышку на морозе при минус 30гр. не снимали? А при какой минимальной температуре разрешается ее снимать к примеру для замены поплавка или осмотра бака? :oops:
Я понимаю, что вопросы риторические. И ответы на них и так знаете. А вот Вы ответьте, почему (цитирую Вас: )
Расходный бак ведь резиновый!
Как схлопываются металлические ёмкости при резком снижении температуры, я знаю. В тот день был лютый январь.
 
Последнее редактирование:
Я понимаю, что вопросы риторические. И ответы на них и так знаете. А вот Вы ответьте, почему (цитирую Вас: )

Как схлопываются металлические ёмкости при резком снижении температуры, я знаю. В тот день был лютый январь.
Да никакого "схлопанивания" и не было! То что "ересть" написали, как выразился один уважаемый авиаспец, так это вопрос к тем кто утвердил "Переписанное расследование" :rolleyes: Если бы кто-то поднял всю информацию по расследованию этого АП, то много было бы интересного и не только для Пешеходов!.
Для вас, раскодный бак "резиновый", утрировано конечно, но точно он черный и мягкий;) и находится в склепанной нише"коробке". Если даже бак потекёт или прострелится, то керосин останется в этой коробке и будет время сеть на вынужденную. НО если вы внимательно прочитали выше, то он в этой коробке не закреплен. На Ми-4 бак по углам закрепен шпильками, но его емкость 1000л. А тут всего 445л. и решили его не крепить убрав нагрузки от шпилек в резине. Коробка бака ведь в аккурат размера самого бака! Ну и замена бака облегчается. Более того, бак всегда полный и его стенки прижаты к коробке топливом и по логике в чем вопрос? А однако вопрос возник и не один! Как там у Пушкина: "О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух....." :)
 
Последнее редактирование:
Да никакого "схлопанивания" и не было! То что "ересть" написали, как выразился один уважаемый авиаспец, так это вопрос к тем кто утвердил "Переписанное расследование" :rolleyes: Если бы кто-то поднял всю информацию по расследованию этого АП, то много было бы интересного и не только для Пешеходов!.
Для вас, раскодный бак "резиновый", утрировано конечно, но точно он черный и мягкий;) и находится в склепанной нише"коробке". Если даже бак потекёт или прострелится, то керосин останется в этой коробке и будет время сеть на вынужденную. НО если вы внимательно прочитали выше, то он в этой коробке не закреплен. На Ми-4 бак по углам закрепен шпильками, но его емкость 1000л. А тут всего 445л. и решили его не крепить убрав нагрузки от шпилек в резине. Коробка бака ведь в аккурат размера самого бака! Ну и замена бака облегчается. Более того, бак всегда полный и его стенки прижаты к коробке топливом и по логике в чем вопрос? А однако вопрос возник и не один! Как там у Пушкина: "О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух....." :)
Как много слов, а инфы (кроме как про литры) нету. Сморозил про "резиновый бак", а сорри сказать не можем. Может, пр про разные вертолёты говорим? ;)
 
Реклама
Сморозил про "резиновый бак", а сорри сказать не можем. Может, пр про разные вертолёты говорим? ;)
В чем притензии в моем посте, что я написал что расходный бак Резиновый с поправкой УТРИРОВАНО не понял. Но вы хотите от меня «извините», что вы не поняли, так пожалуйста. Мои сожаления! Или опять, вы к вопросу разговор поддердать или завести обсуждение о резинотехнических изделий, как я понимаю, начинющихся с буквы «Г» :oops:
В Гугле вы много найдете по Топливной системы вертолета Ми-8. Кстати обратите внимание на серийный номер этого вертолета и какая конструкция топливной системы у него была!
К примеру полезно ознакомиться здесь «Вертолет Ми-8 Техническое описание Книга 2 Конструкция» стр 74-75
1714339356673.png

А по ЛегБезу то вот тут
VKontakte | VK
Расходный топливный бак емкостью 445 л изготовлен из керосиностойкой резины (203Б Л0.7) толщиной 0,7 мм и защитного слоя из капроновой ткани.
На верхней плите, изготовленной из алюминиевого сплава, установлены датчик топливомера, блок обратных клапанов с магистралью перепуска топлива, поплавковый клапан, заливная горловина, тройник дренажа баков.
В нижней части расположен фланец, к которому через переходник крепится установка насосов ПЦР-1Ш или ЭЦН-40.
Заливная горловина расходного бака расположена слева под лючком капота концевого отсека и используется для полной заправки расходного топливного бака.

1714339426055.png

Интересна вот эта публикация:
Контроль герметичности топливной системы вертолета МИ-8 с использованием пузырьковой камеры https://naukovedenie.ru/PDF/122TVN314.pdf
Внимательно прочитаем стр. 2 и 3. Хотя весь этот «труд» полезно проанализировать по части работы топливной дренажной системы!
Однако, для тех кто в танке, :) разговор ведется про образование гофры на нижней поверхности резинового :rolleyes: расходного бака под поплавком клапана, которая являлась причиной этого АП!
 
Последнее редактирование:
Вот видите как:
В моём источнике расходный бак не резиновый, а в вашем - наоборот.
Так много красивых картинок, но я очень огорчён, что баки морщутся ;) из-за недогляду технического персоналу.
А слово "извините" скажу я, если вам жалко..
 
Последнее редактирование:
Вот видите как:
В моём источнике расходный бак не резиновый, а в вашем - наоборот.
И где ваш источник, покажите! Судя по всему дискуссия с вами не состоится. Хотя еще раз вопрос к вам для контроля адекватности, коль вы начали про морщинку от слова "морщиться". Почему раз она появившись, будет продолжать рости и перерастет в гофру в расходном баке такой конфигурации? Что этому способствует? Почему к примеру не создать незначительное отрицательное давление между стенками бака и коробкой этого бака, приклепав с нижней коробки бака с наружной стороны, фланец с нипелем и сильфоновым колпачком как на лопасти НВ. Это как раз к вашему высказыванию о "недогляду технического персонала". А то куда смотреть этому персоналу, коробка топливного бака ведь не прозрачная! :rolleyes:
 
Последнее редактирование:
А что тут смотреть! Ходил Пешеход по профессиональному форуму! То на ветку "Анекдотов" заглянет, то на "Картинки Улыбнитесь" постепенно превращаясь в Прохожего:) Но тут его Бес попутал, заглянув сюда он превратился в Неадекватного Проходимца :oops:
 
Интересен пункт в этом «переписанным расследовании» о «неэффективности дренажной системы». Вот несколько картинок про дренаж расходного бака. Какой вариант был на том борту, это бы надо выяснить с результатов реального расследования. Но точно помню что верхней загибулинки расходного бака как на втором рисунки не было и была дороботка с ее установкой на наших бортах ранних серийных номеров. Вообще ведь было несколько бюллютней по доработке дренажной системе. Кто-нибудь может их подсветить в инете?
1714969567049.png
1714969600756.png
1714969657978.png
 
1. Почему автор статьи говорит про смятие? Расходный бак ведь резиновый! Кстати какое отличие его от расходного на Ми-4.
Если из бака был расход, а прихода вследствие «неэффективности дренажной системы» не было - то бак мог смяться и перекрыть расходную магистраль.
 
Если из бака был расход, а прихода вследствие «неэффективности дренажной системы» не было - то бак мог смяться и перекрыть расходную магистраль.
Читаем выше! Была гофра на котором лежал поплавок. А вот как она образовалась, тут очень интересно! И почему она не "рассосалась"за 300ч налета?
 
Читаем выше! Была гофра на котором лежал поплавок. А вот как она образовалась, тут очень интересно! И почему она не "рассосалась"за 300ч налета?
Так вследствие создания внутри бака отрицательного давления образовалась. Прямо перед аварией.
 
Так вследствие создания внутри бака отрицательного давления образовалась. Прямо перед аварией.
Это ваши домыслы, интересно на чем они основанны? Вы не читали доки раследования! Ведь еще бортов 15 тоже имели гофры, но не критичные и как долго? Тлорить тут не надо! Вопрос был про результаты разследования а ими, кто еще живой, даже не хочет поделиться. Касаясь этого борта то надо начинать с момента его приемки в У-УАЗ.
 
Реклама
Назад