Но при этом просрали почти весь авиапром.
"При этом" - явная системная ошибка.
Мы просрали свой авиапром ещё в советские годы, развивая его "по своему национальному пути", что означает
без учёта мнения / интересов потребителя. Гражданского - в первую очередь, но и военным доставалось (отсюда постоянные вопли инозаказчиков по поводу проблем с обслуживанием экспортных ВиВТ).
Пока существовал "железный занавес", система работала. Хреново, но работала, поскольку с нашей протяжённой территорией без авиации нельзя.
Пока осколки "большого Аэрофлота" юзали доставшиеся им в наследство халявные машины и занимались техническим каннибализмом (то есть получая и запчасти на халяву) - система как-то держалась (получая деньги за продление ресурса). Но как только появились эквивалентные условия эксплуатации - к отечественному авиапрому окончательно пришёл упитанный северный пушной зверёк.
Да, свою лепту в процесс окончательного крушения авиапрома внесли уже упомянутые годы большой авиационной халявы. Да, производители комплектующих за это время обнищали, серийность упала (поскольку закупок военной техники тоже не было), цена з/ч взлетела выше импорта. Да, банки (отечественные) с их грабительским процентом тоже "помогли".
Но это всё вторично, первичным же было
неумение и нежелание авиапрома работать с потребителем. Руководители КБ и заводов слишком долго думали, что благодать плановой экономики с гарантированным заказом будет вечной. Именно это (а не мифические козни мифических врагов) поставило крест на Ту-204 и Ил-96.