Помнится мне, что давным давно в прессе циркулировал слух о том, что в России керосин для ракет могут делать лишь из определённой нефти определённого месторождения. И больше никакая нефть не подходит!
Вообще-то, там немного другая история.
На заре космонавтики советские ракеты использовали сорт керосина Т-1, который широко применялся и в авиации, и в ракетной технике в 1950-60е гг. Но в процессе эксплуатации оказалось, что эта фракция склонна давать смолистые отложения на компонентах двигателей, и товарищи авиаторы давно от него отказались. Для более новых ракет, тех же «Зенитов», уже использовался более чистый сорт керосина (РГ-1), так же как и на верних ступенях «Союзов». В какой-то момент оказалось, что Т-1 нужен только для первой и второй ступеней ракеты «Союз». На протяжении долгого времени всех это устраивало, но по мере устаревания оборудования на производстве этого топлива, оказалось проще перевести «Союзы» на РГ-1, чем поддерживать нефтеперерабатывающее производство по стандартам полувековой давности.
А на Falcon 9, как и на все другие американские ракеты, использующие топливную пару керосин-кислород, заливают RP-1. Это практически то же самое, что и авиационный керосин, только более очищенный
("This kerosene differs from the from the common turbine fuels Jet A or JP-8 in that it has a much tighter allowable density and volatility range, and a much lower sulfur, olefin and aromatic content"). Грубо говоря, RP-1 = РГ-1.
К слову, SpaceX есть свои заморочки: они возятся с максимальным охлаждением жидкого кислорода, чтобы в баки больше влезало. Вместо стандартных –183 C, они охлаждают кислород до –206 С, прогоняя через него охлажденный гелий. Это существенно осложняет процесс заправки: чтобы избежать больших потерь при выкипании, приходится заливать топливные компоненты буквально в течение 40 минут перед стартом, и делать это гораздо быстрее, повышая структурные нагрузки на ракету. Когда SpaceX только начала внедрять этот процесс в конце 2015 г., поначалу было много критиков и сомневавшихся.