SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Я понимаю, что всем пофиг, но со стартового комплекса SLC-4E в Калифорнии минувшей ночью улетели очередные «старлинки»! 22 аппарата были выведены на орбиту с наклонением 53 градуса, в качестве первой ступени выступил бустер B1071 – этот полет для него уже стал 13-м. Успешная посадка первой ступени на Of Course I Still Love You стала 200-й посадкой на баржу за историю эксплуатации ракет семейства Фалькон. С момента предыдущего запуска B1071, к слову, прошло всего 27 суток – довольно быстрое, хотя и не рекордное время между полетами.


Фото: SpaceX

Другим рекордом отметился сам стартовый комплекс SLC-4E – предыдущий запуск с него состоялся меньше чем неделю назад (если быть точным: 6 дней 13 часов и 44 минуты). Такая скорость оборота площадки связана, прежде всего, с тем, что предыдущий запуск с нее (корейский спутник проекта 925) не использовал баржу для посадки первой ступени. Как мы теперь понимаем, именно время, необходимое для транспортировки баржи до места посадки первой ступени и обратно, ограничивает пропускную способность SLC-4E. Сам же стартовый комплекс был доработан так, что может обеспечивать запуск буквально каждую неделю.
 
А на LC-39A, тем временем, слона водили фалькон возили. Причем, не напоказ – а прямо-таки на запуск (который пока планируется на 04:14 мск понедельника 11.12 – то есть, поздним вечером предыдущего дня по местному времени). Погода, впрочем, может внести свои коррективы.

В миссии, обозначенной как USSF-52, на орбиту отправится беспилотный челнок X-37B... а вот на какую орбиту – вопрос по-прежнему открытый. Над его разгадкой ломают головы диванные эксперты по всему миру, и вот здесь один довольно авторитетный чувак по имени Марко Лангбрук – из универститета Делфта – предполагает, что аппарат хотят запустить на высокоээлиптическую орбиту наподобие «молнии» с наклонением около 74 градусов. Вчера как раз вышли НОТАМы для зоны падения второй ступени в Тихий океан южнее Аляски, которые подтверждают эту догадку (и де-факто исключают возможность выхода на геостационар или даже геопереходную орбиту).


Скрин с вебкамеры NSF

Из более простых загадок, даже в чем-то милых – посмотрите, какие у этих чумазых боковых бустеров – чистенькие белые (новые!) носовые обтекатели. Почему-то на большинстве запусков Falcon Heavy они были новыми, но зачем их меняют – непонятно. Вроде бы не та деталь ракеты, которая подвержена перегрузкам – хотя кто там его знает.
 
Неужели помыть сажу стоит так дорого, что вот прям Фалькон убыточным станет?
 
Прапорщиков надо им подбросить…
Отправить туда наш "боевой расчёт" для обмена опытом.
У них сразу и цвет нормальный у ракеты станет, и полчища вооружёной охраны, и суслики суровые, а не зашуганые лягушки.
 
Реакции: AH_R
И белые бухалы бахилы
 
Это действительно сажа, которая оседает на ракете во время включения двигателей при входе в плотные слои атмосферы перед посадкой — бустер в этот момент летит, фактически, прямо через свой выхлоп. А он керосиновый ) Чем больше приземлений «за плечами» первой ступени, тем темнее она становится.
 
Хорошая сажа, не отмывается совсем.
 
constructor, когда-то у Маска лично спрашивали – мол, бустеры-то приводить в порядок будете? На что был ответ в духе: шрамы украшают мужчину, копоть украшает ракету, летает она с ней не хуже – так зачем тратить деньги?! И действительно: каждый закопченный бустер с точки зрения пиара – это очередное и совершенно бесплатное напоминание о том, каких успехов достигла SpaceX в их повторном использовании.

Но визуально мне тоже, конечно, больше нравились бустеры F9 на том этапе, когда они уже были в версии Full Thrust (то есть, нынешнего размера), но еще без всех прибамбасов, связанных с повторным использованием:

 
Сажа намекает на то, что есть ещё потенциал у ракеты.
Если бы керосин сгорал полностью, то сажи не было бы
 
К стати, о керосине.
Помнится мне, что давным давно в прессе циркулировал слух о том, что в России керосин для ракет могут делать лишь из определённой нефти определённого месторождения. И больше никакая нефть не подходит!

А тут какой-то проходимец без особого российского месторождения ракету на керосине пуляет!
 
Вообще-то, там немного другая история.

На заре космонавтики советские ракеты использовали сорт керосина Т-1, который широко применялся и в авиации, и в ракетной технике в 1950-60е гг. Но в процессе эксплуатации оказалось, что эта фракция склонна давать смолистые отложения на компонентах двигателей, и товарищи авиаторы давно от него отказались. Для более новых ракет, тех же «Зенитов», уже использовался более чистый сорт керосина (РГ-1), так же как и на верних ступенях «Союзов». В какой-то момент оказалось, что Т-1 нужен только для первой и второй ступеней ракеты «Союз». На протяжении долгого времени всех это устраивало, но по мере устаревания оборудования на производстве этого топлива, оказалось проще перевести «Союзы» на РГ-1, чем поддерживать нефтеперерабатывающее производство по стандартам полувековой давности.

А на Falcon 9, как и на все другие американские ракеты, использующие топливную пару керосин-кислород, заливают RP-1. Это практически то же самое, что и авиационный керосин, только более очищенный ("This kerosene differs from the from the common turbine fuels Jet A or JP-8 in that it has a much tighter allowable density and volatility range, and a much lower sulfur, olefin and aromatic content"). Грубо говоря, RP-1 = РГ-1.

К слову, SpaceX есть свои заморочки: они возятся с максимальным охлаждением жидкого кислорода, чтобы в баки больше влезало. Вместо стандартных –183 C, они охлаждают кислород до –206 С, прогоняя через него охлажденный гелий. Это существенно осложняет процесс заправки: чтобы избежать больших потерь при выкипании, приходится заливать топливные компоненты буквально в течение 40 минут перед стартом, и делать это гораздо быстрее, повышая структурные нагрузки на ракету. Когда SpaceX только начала внедрять этот процесс в конце 2015 г., поначалу было много критиков и сомневавшихся.
 
А почему будут большие потери на выкипании? Вроде наоборот, когда еще на Р-9 у нас стали использовать переохлажденный кислород, то как раз одним из аргументов было то, что он не сразу вскипает при заправке, из-за чего потери на испарение меньше.
 
Реакции: SDA