SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Реклама
Следующий запуск SpaceX – сегодня в 16:11 мск с Ванденберга (пара немецких радиолокационных спутников SARah-2, -3). В роли первой ступени – B1075, это будет 8-й запуск с использованием данного бустера. Запланирован возврат первой ступени на посадочную площадку на космодроме. Ссылка на зеркало трансляции на YouTube.
Перенесли на завтра для дополнительных проверок полезной нагрузки.

Вот, кстати, любопытное фото транспортного средства, на котором доставляют космические аппараты после накатки ГО на Ванденберге (сделано в процессе подготовки к этому запуску несколько дней назад):

20231223-transport.jpg

источник

Вчера, кстати было 8 лет с момента первой успешной посадки первой ступени Falcon 9.... Быстро время летит!
Видео того запуска, если кто хочет вспомнить (22 декабря 2015 г.):

 
Следующий запуск SpaceX – сегодня в 16:11 мск с Ванденберга (пара немецких радиолокационных спутников SARah-2, -3). В роли первой ступени – B1075, это будет 8-й запуск с использованием данного бустера. Запланирован возврат первой ступени на посадочную площадку на космодроме.

Перенесли на завтра для дополнительных проверок полезной нагрузки.
Благополучно улетели сегодня:




До конца года у SpaceX еще должен стартовать и так уже задерживающийся Falcon Heavy с X-37B, ну и может, уместят еще пару Старлинков.
 
Печальные новости пришли из порта Канаверал. Первая ступень B1058, возвращаясь на барже после своего 19-го полета, упала и укатилась за борт во время транспортировки в Атлантическом океане. Более новые бустеры имеют измененную конструкцию опор, защищающую от таких инцидентов, но на B1058 этого предусмотрено не было.
 
Печальные новости пришли из порта Канаверал. Первая ступень B1058, возвращаясь на барже после своего 19-го полета, упала и укатилась за борт во время транспортировки в Атлантическом океане. Более новые бустеры имеют измененную конструкцию опор, защищающую от таких инцидентов, но на B1058 этого предусмотрено не было.
Это намёк: мыть надо было...
 
Фотографии сабжа.

20231226-fail1.jpeg


20231226-fail2.jpeg


20231226-fail3.jpeg

Фото: Julia Bergeron для NSF

...Опоры первых ступеней Falcon 9, на которые происходит приземление, имеют сминаемый демпфер. Бустер обычно садится не совсем вертикально, из-за чего этот демпфер на разных «ногах» расходуется в разной степени. Если эта разница становится слишком большой, одна из опор может повиснуть в воздухе, что повышает нагрузку на три другие и мешает зафиксировать первую ступень с помощью штатного упора (это дистанционно управляемый «робот», называемый Octagrabber). Если бустер не зафиксирован, при достаточной высоте волны, он начинает скользить по палубе и может опрокинуться, что и произошло в данном случае. В знаменитом видео SpaceX показывали эту проблему:




Ступень B1058 разбилась при ударе о палубу при опрокидывании – более тяжелая часть с двигателями, как оказалось, смогла удержаться на барже, а все что выше – пошло на корм рыбам. Проблема с фиксацией первой ступени не нова, и более новые бустеры имеют механизм, позволяющий выровнять высоту опор уже после приземления, но ступень B1058 была его лишена. SpaceX, к слову, не планирует сразу утилизировать обломки этого бустера – состояние двигателей и прочих сохранившихся систем обещают подвергнуть проверкам. В конце концов, это первый бустер Falcon 9, выполнивший 19 успешных запусков.
 
Последнее редактирование:
Я правильно понял: жертвенную часть опор меняют не после каждого приземления?
И их ничего не смущало, что ноги становятся сильно разными?
 
Я правильно понял: жертвенную часть опор меняют не после каждого приземления?
И их ничего не смущало, что ноги становятся сильно разными?
Меняют, эта часть одноразовая )
Но там и одного раза бывает достаточно (см. пример выше).
Или еще можно загуглить картинки по запросу «the leaning tower of thaicom» — тоже знатный был крен.
 
Реклама
Но мне все равно непонятно, почему их не расчаливают быстросьёмным стоячим такелажем как мачту? Три тросика с крючками решили бы эту проблему легко и дешево. Даже если не слишком дешево, то непотеря одного бустера уже бы всё окупила.
Почему?
 
Ту-155, а куда крепить эти тросики? Бустер обычно не садится прямо в центр баржи, место его приземления от раза к разу «гуляет» в пределах десятка метров. Заранее всех точек крепления не предусмотришь, наверное.

Хотя вообще SpaceX в сложных случаях использует цепи, которыми дополнительно фиксируют опоры бустера к октаграбберу. Иногда приваривают «ноги» к палубе. Вроде как на некоторых фото последнего инцидента видны обломки цепей, которые разорвало при опрокидывании. То есть, инструментарий для надежной доставки ступени в распоряжении экипажа есть, и обычно – если удалось зафиксировать бустер октаграббером, дальнейших проблем не возникает. 2/3 пути в порт В1058 провела нормально, опрокидывание произошло в сотне миль от берега, по мере увеличения высоты волн. Поэтому я не шутил про Рождество – вполне мог иметь место человеческий фактор: экипажу показалось, что все норм, а по факту надо было еще пару цепей намотать.
 
Фото блока двигателей (три двигателя со светлыми полосами внутри сопла – те, что использовались при торможении при входе в атмосферу).
Сопла погнуло, очевидно, при контакте с упором-октаграббером.

20231227-f91.jpg


20231227-f92.jpg

Фото: John Kraus
 
Заранее всех точек крепления не предусмотришь, наверное.
Даже сотня точек крепления по всему периметру не идет ни в какое сравнение с ценой потеряного бустера.
Даже тысяча точек по тысяче баксов - это всего сраный лимон :)
 
Даже сотня точек крепления по всему периметру не идет ни в какое сравнение с ценой потеряного бустера.
Даже тысяча точек по тысяче баксов - это всего сраный лимон :)
А вы сами победите по барже такелажить, когда ракета может на вас упасть в любой момент от качки?
Опасное занятие
 
Меняют, эта часть одноразовая )
Но там и одного раза бывает достаточно (см. пример выше).
Или еще можно загуглить картинки по запросу «the leaning tower of thaicom» — тоже знатный был крен.
Из вот этой фразы я сделал вывод, что одна нога была смята сильнее до прибаржения:
"Бустер обычно садится не совсем вертикально, из-за чего этот демпфер на разных «ногах» расходуется в разной степени. Если эта разница становится слишком большой, одна из опор может повиснуть в воздухе, что повышает нагрузку на три другие и мешает зафиксировать первую ступень с помощью штатного упора"

Если демпфер израходовался при посадке неравномерно, то ракета должна была стоять криво, но на всех четырёх ногах, а не с висящей в воздухе ногой.
 
Даже тысяча точек по тысяче баксов - это всего сраный лимон
Сначала это ещё оттестить (чтобы доказать, что новая система не может наоборот убить живую ракету), потом переделать (так как окажется, что с первого раза не совсем хорошо получилось и вообще эти крепления мешают нормальной посадке), потом ещё следить, чтобы все 1000, будучи неиспользуемыми почти никогда были на 100% всегда исправны (иначе смысл теряется) и вот уже оказывается, что получили цену больше,чем средняя остаточная стоимость ступеней, которые десятки раз качались и не падали. Так что не удивлюсь, что окончится все небольшим улучшением существующих процедур с небольшим уменьшением маленького риска )
 
Если демпфер израходовался при посадке неравномерно, то ракета должна была стоять криво, но на всех четырёх ногах, а не с висящей в воздухе ногой.
Скорее всего, по одной ноге демпфер при приземлении был смят целиком, и пошла деформация опоры. На фоне океанской качки даже небольшой разницы по высоте может быть достаточно, чтобы ступень начала скользить по палубе и опрокинулась.

Впрочем, это все только мои больные фантазии, мы точно не знаем, что там было :)
 
К стати о четырёх ногах...
В школе меня учили, что через три точки можно всегда провести плоскость, а через четыре не всегда.
Результат наглядно на барже.
 
Реклама
К стати о четырёх ногах...
В школе меня учили, что через три точки можно всегда провести плоскость, а через четыре не всегда.
Результат наглядно на барже.
Чтобы сохранить величину опрокидывающего плеча, нужно делать длину опоры больше в 1,41 раза (корень из двух). Соответственно, масса одной опоры будет больше примерно в три раза. (Куб линейного размера). Масса всех опор увеличится примерно в два раза.
 
Последнее редактирование:
Назад