Лето 2000 г. Образовано ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – 100% дочернее предприятие
компании «Сухой». Заключен договор с американской компанией «Альянс Эркрафт» на совместную
разработку 50–110-местного регионального самолета «Старлайнер»
Ноябрь 2000 г. Расторгнут договор ЗАО «ГСС» с «Альянс Эркрафт». Начало предварительной прора-
ботки проекта перспективного российского регионального самолета в компании «Сухой»
13 апреля 2001 г. Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев и президент компании «Боинг» Фил Кондит
подписали в Москве соглашение о долгосрочном сотрудничестве, предусматривающем, в частности,
совместную разработку нового регионального самолета. Это соглашение по сути и стало стартом
программы RRJ (Russian Regional Jet)
20 июня 2001 г. На авиасалоне в Ле-Бурже между компанией «Сухой», АК им. С.В. Ильюшина и ком-
панией «Боинг» подписан Меморандум о взаимопонимании и Протокол о совместной деятельности
по изучению возможности проектирования, производства и продаж нового семейства региональных
самолетов RRJ. Предполагалось, что семейство будет включать три основных модели – RRJ-55, RRJ-75
и RRJ-95, а также их версии с увеличенной (ER) и большой (LR) дальностью полета. Базовой моделью
определен 75-местный RRJ-75. Распределение обязанностей между основными участниками проекта:
ЗАО «ГСС» – головной исполнитель проекта, разработка конструкции и постройка самолетов; АК им.
Ильюшина – сертификация; «Боинг» – маркетинг программы. Объявлены сроки осуществления про-
граммы: первый полет опытного самолета – 2005 г., начало серийного производства – 2006 г.
Февраль 2002 г. Компаниями «Снекма» и НПО «Сатурн» образовано российско-французское СП по
разработке двигателя SM146, который в апреле того же года представлен на тендер по выбору силовой
установки для семейства самолетов RRJ. Помимо SM146 (позднее переименован в SaM146) в тендере
участвовали двигатели PW800 (предложение канадской компании «Пратт-Уитни Канада» совместно с
российским ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь), BR700 («Роллс-Ройс») и CF34 («Дженерал Электрик»)
Апрель 2002 г. В Сиэтле состоялось совещание рабочих групп компаний «Сухой» (ГСС), «Ильюшин»,
«Боинг» и «Тройка-Диалог» по программе RRJ
9 июля 2002 г. Российским авиационно-космическим агентством (Росавиакосмос) объявлен закры-
тый конкурс на создание нового российского регионального самолета; соответствующие предложе-
ния разосланы всем российским самолетостроительным ОКБ
30 октября 2002 г. Технические предложения по семейству самолетов RRJ (в трех вариантах:
RRJ-60, RRJ-75, RRJ-95) переданы в Росавиакосмос на конкурс проектов нового российского регио-
нального самолета. Помимо RRJ в конкурсе участвовали проекты Ту-414 (АНТК им. А.Н. Туполева) и
М-60-70 (ЭМЗ им. В.М. Мясищева)
18 декабря 2002 г. Завершен тендер по выбору силовой установки для семейства самолетов RRJ.
Победителем определен проект двигателя SM146 совместной разработки российского НПО «Сатурн»
и французской компании «Снекма» (в 2004 г. для этого ими учреждено СП «Пауэрджет»). В «корот-
ком списке» тендера рассматривался также двигатель PW800 (совместное предложение компании
«Пратт-Уитни Канада» и пермского ОАО «Авиадвигатель»)
19 декабря 2002 г. Подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве ЗАО «ГСС» и компании
«Боинг» по программе RRJ, предусматривающее оказание «Боингом» консультационной поддержки
российского партнера по основным направлениям реализации программы: маркетингу, управлению
программой, проектированию и разработке, работе с поставщиками, производству, послепродажной
поддержке и т.п.
12 марта 2003 г. Проект RRJ объявлен победителем конкурса Росавиакосмоса на новый российский
региональный самолет. RRJ включен в федеральную программу «Развитие гражданской авиационной
техники России в 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.»
29 апреля 2003 г. В Париже между компаниями «Сухой», «Снекма» и НПО «Сатурн» подписан
трехсторонний меморандум по разработке и производству двигателей SM146 для семейства
самолетов RRJ