«АС»: Владимир Павлович, есть ли проблемы в эксплуатации самолета Сухой Суперджет 100 в авиакомпании «Якутия»?
В.Г.: Хотел бы отметить, что на всех направлениях наш парк самолетов Сухой Суперджет 100 очень хорошо себя зарекомендовал, выполняя полеты от арктических Тикси, Полярного и Певека до японского Токио, корейского Сеула и др. Уместно напомнить о выполненной нами в августе-сентябре этого года большой программе полетов в десяток японских городов из Хабаровска и Владивостока, а также между японскими городами, такими, как Фукуока, Кагасима, Фукисима, Сидзуока, Кумамото, Нагоя, Мацуяма и др. Отечественные «Суперджеты» продемонстрировали высокую надежность самолето-вылетов и обеспечили требуемый уровень комфорта местным авиапутешественникам, что было с удовлетворением отмечено нашими японскими партнерами.
Важно, что и при полетах в Китай и Южную Корею, где кроме Сеула мы летаем еще в несколько городов, отношение к «Суперджетам» очень позитивное. Азиатским пассажирам нравится просторный салон самолета и, без преувеличения, беспрецедентный уровень комфорта в данном классе воздушных судов в сравнении с западными «одноклассниками».
В этом году в рамках прошедшего авиасалона МАКС 2019 в Жуковском мы приняли еще один самолет Сухой Суперджет 100 выпуска 2016 г. с увеличенной дальностью (LR). Отличительная черта этой машины – обратная (зеркальная) раскраска и собственное имя в честь национального якутского героя Василия Манчаары.
«АС»: Как поддерживается эксплуатация «Суперджета», в том числе со стороны промышленности?
В.Г.: Что касается поддержки эксплуатации самолета Сухой Суперджет 100 со стороны изготовителей самолета и двигателя, то наши трудности, в основном, связаны с их удаленностью от Москвы, хотя сам завод-изготовитель самолета в Комсомольске-на-Амуре находится ближе всех. Отмечу, что за последнее время произошли очень серьезные положительные сдвиги благодаря конструктивной позиции Минпромторга России и, особенно, это касается обеспечения подменными двигателями. Мы практически перестали ощущать их дефицит, хотя и остались некоторые нерешенные вопросы в отношении порядка их ремонта и, прежде всего, в связи с выявленными недостатками. Их коррекция, с учетом моего одиннадцатилетнего опыта работы в компании Airbus, должна занимать несколько месяцев, но не лет!
Вопросы качества и сроков самой поддержки эксплуатантов кардинально можно решить, на мой взгляд, только географическим сдвигом поддержки производителя в сторону Дальнего Востока. Наиболее логичным было бы создание полноценного центра компетенции по поддержке эксплуатантов в Хабаровске как наиболее удобно расположенному пункту и для нашей компании, и для потенциальных эксплуатантов российской техники в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Оптимальным стала бы организация в Хабаровске Центра технического обслуживания и ремонта (ТОиР) на базе неиспользуемого в настоящее время большого ангара АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и полноценного склада запасных частей и структурных элементов. В этом случае, близость завода в Комсомольске-на-Амуре сыграла бы решающую и качественную роль. Также следует, на мой взгляд, открыть в Хабаровске Центр обучения и переподготовки авиационного персонала с тренажерным комплексом на базе филиала Санкт-Петербургского университета ГА. Все эти меры в совокупности способствовали бы продвижению современной и перспективной отечественной авиатехники (Сухой Суперджет 100, МС-21, российско-китайский CR929) на стратегические рынки АТР.
«АС»: Владимир Павлович, что Вам удалось сделать за год руководства авиакомпанией «Якутия»?
В.Г.: Задачи, которые я себе поставил, в основном, выполнены. Мы запустили ряд инициатив и долгосрочных проектов по оптимизации расходов, внедрению новых IT-продуктов, создали новый современный сайт авиакомпании. Парк воздушных судов пополнился двумя самолетами Boeing 737-700, четвертым Bombardier Dash 8 Q300, восстановлены два самолета Сухой Суперджет 100, один из которых находился на хранении более полутора лет. Как я уже говорил, авиакомпания получила дополнительный, пятый Сухой Суперджет 100 от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Благодаря этой комплексной сделке, удалось решить ряд застарелых проблем с этой лизинговой компанией, реструктурировать наши задолженности, оптимизировать текущие и будущие расходы по поддержанию летной годности и лизингу еще двух ранее взятых воздушных судов этого типа.