Эпоха Як-40 в "Северстали" закончилась в этом году, 14 февраля, оборотным рейсом борта RA-88188 из Череповца в Котлас (Архангельская область). Сейчас эта 32-местная машина выпуска 1976 г. выставлена на продажу и находится в череповецком аэропорту.
...
"Двигатели CF34, как, впрочем, и сами самолеты
CRJ200 давно не производят. Плюс за последнее время прекратили ремонтировать эти моторы провайдеры в Испании, США и Германии. В мире осталось всего пару достойных организаций, продолжающих обслуживать CF34. Из-за снижения конкуренции и отсутствия новых запчастей услуги по ремонту двигателей этого типа стал стремительно дорожать", — объяснил "Авиатранспортному обозрению" решение по выводу первого CRJ-200 из парка технический директор авиапредприятия "Северсталь" Руслан Харламов.
Из-за возросших затрат на внеплановые ремонты силовых установок канадских ВС, авиапредприятие закончило 2018 г. с отрицательным финансовым результатом, чего продолжительное время не наблюдалось.
....
Наконец, руководит авиапредприятием "Северсталь" — что для авиакомпаний современности крайняя редкость — действующий линейный пилот Николай Ивановский.
....
"Мы не отменяем рейсы даже в случае небольшой загрузки. Поэтому пассажиры в нас верят. Своих пассажиров мы любим и ценим за то, что они пользуются нашей авиакомпанией. С приходом новых самолетов мы наконец-то будем предлагать настоящий бизнес-класс со всем уровнем сервиса. На CRJ-200 такого не удавалось, хотя мы держали марку", — рассказал Николай Ивановский "Авиатранспортному обозрению" в аэропорту Череповец, расположенном в 18 км к северо-востоку от главной проходной ЧерМК.
....
Авиапредприятие "Северсталь" приобрело три самолета Superjet 100 (модель RRJ-95B-100) по схеме финансовой аренды через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). Первый пассажирский рейс авиакомпания выполнила 7 февраля на 93-местном (8 – бизнес; 85 – эконом)
SSJ 100 (RA-89117) из Череповца в Шереметьево. На следующий день перевозчик ввел в расписание аналогичный борт RA-89118. Со 100-местной машиной RA-89119 вышла заминка: из-за вышедшего из строя агрегата производства Libherr она совершила первый рейс с пассажирами 7 марта.
....
"Начну, к сожалению, с грустного. Хотя выпущено уже более 150 Superjet 100, и продажа этих самолетов, и их лизинг пока не отлажен так, как на Западе. – сказал Николай Ивановский. – Мы потратили очень много времени на договорную работу, много времени потратили на понимание, а как же мы будем эксплуатировать эти самолеты, потому что очень много договоров на поддержку. Многое было непонятно, хотя мы уже полтора десятка лет работаем с иностранной техникой. Если на западные самолеты я переучивался две недели, а вместе с тренажерами это заняло порядка 30 дней, то здесь это занимает практически два месяца, что нам тоже непонятно".
....
Но в итоге в пользу SSJ 100 сыграло несколько причин. Во-первых, авиапредприятия захотело минимизировать возможные санкционные риски. "Даже эксплуатируя CRJ200, мы понимаем, что потенциально в любой момент нам могут ограничить поставку запчастей и т. д. Хотя это, конечно, маловероятно, но риск присутствует", — отметил Николай Ивановский.
Во-вторых, авиапредприятию так пока и не удалось договориться с лизингодателями о поставке новых CRJ 900. "Мы надеемся, что в течение этого года нам удастся убедить лизингодателей, что в России можно эксплуатировать эти машины. Дело в том, что одно из наших основных требований – регистрация самолетов в российском реестре. Пока иностранных лизингодателей, в том числе из-за непростой политической обстановки, это напрягает", — рассказал собеседник.
По его словам, эксплуатация CRJ 900 рассматривается авиапредприятием как альтернативный вариант, в случае если российский самолет себя плохо покажет: "Экономика у Superjet 100 непростая. Без поддержки государства этот самолет в том виде, в котором он сейчас есть, эксплуатировать достаточно сложно. Но в целом мы с оптимизмом смотрим на этот самолет".
....
Николай Ивановский, показывая на карту северо-запада России, причины относительно небольшого показателя занятости кресел объяснил спецификой деятельности: "Работая в сегменте местных и
региональных перевозок, я практически не вижу в нем других авиакомпаний, у которых бы этот показатель был значительно выше. Хорошую загрузку можно получить, летая по магистральным линиям из аэропортов Москвы, куда мы осознанно не идем. На северо-западе России мы максимум можем "выжать" 64-66 %. Но чтобы достичь даже такого уровня, нужно раскатывать маршруты год-полтора с начального показателя в 40 %. Последние пять лет мы постоянно добавляли новые рейсы, что снижало средний показатель. Несмотря на это мы продолжим реализацию выбранной стратегии — развиваться как ключевой авиаперевозчик в нашем домашнем федеральном округе. Мы четко знаем, что нам нужно, что будет через два-три года, куда полетят пассажиры. Именно под их потребности мы формируем нашу маршрутную сеть".
По словам собеседника, хорошая загрузка, на уровне 96-98 %, наблюдается на южных курортных направлениях. Несмотря на стоимость билетов, неплохо загружаются рейсы на Москву, куда авиапредприятие поставило SSJ 100.
"Расчеты показывают, что SSJ 100 позволит заработать прибыль. Надеюсь, у нас все получится", — отметил руководитель авиапредприятия.
В этом "Северстали" должна помочь в том числе и установка саблевидных законцовок на российские ВС. Технический директор Руслан Харламов надеется, что ГСС сертифицируют эту опцию летом, после чего осенью при выполнении плановых A-check в Жуковском данным решением оснастят череповецкие Superjet 100.
...
Первые итоги эксплуатации Superjet 100 авиапредприятие "Северсталь" будет подводить после завершения высокого сезона. Благодаря более вместительным самолетам, авиапредприятие рассчитывает в течение трех лет выйти на перевозки около 500 тыс. пасс. ежегодно.
"При населении Вологодской области 1,2 млн человек — это более чем реально. 0,5 млн пасс. — хороший показатель для региональной авиакомпании. На шести CRJ 200, по нашим расчетам, мы достигли потолка, так как на таком количестве 50-кресельных ВС мы могли перевозить максимум около 240 тыс. пасс. — этот показатель уже достигнут. Решение по выбору Superjet 100 было достаточно сложным — спасибо акционеру, что поддержал. Думаю, мы справимся. В декабре этого года мы рассчитываем получить четвертый самолет, а всего к 2023 г. в нашем парке должно быть шесть самолетов, рассчитанных на перевозку 90-100 пассажиров каждый".