И ещё чуток
Никогда не интересовался Историей полков в которых служил, были другие интересы. Считал это какой-то не нужной информацией. С годами отношение изменилось. Недавно нашел материал, который мне показался интересным о 518-ом ИАП в котором летал последние годы летной работы. Пишет Архангельская журналистка Елена Костык. Именно с точки зрения молодой журналистки нашего времени. Я думаю, что моим однополчанам, служивших в этом полку, тоже будет интересно. :
<<Полка нет, но память о нем пока жива:
На поверженном Рейхстаге в мае 1945-го красовалась надпись: "Здесь были летчики славного Берлинского полка". Ныне этого полка не существует. После развала Союза боевые воинские части с их героической историей стали никому не нужными, их безбожно уничтожали, расформировывали. Не миновала сия печальная чаша и Берлинский ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк:
Так получилось, что ровно десять лет назад на страницах нашей газеты был опубликован материал о 55-летнем юбилее 518-го истребительного полка. Тогда часть еще как-то существовала, хотя проблем было много. Сегодня талажскому авиационному полку стукнуло бы уже 65. Ветераны свое воинское братство не забывают, часто встречаются. Вот и очередной юбилей отметили, хотя и был этот праздник, как они сами говорят, со слезами на глазах:
Это то, что мы потеряли:
В мирное время 518-й истребительный полк дислоцировался в поселке Талаги под Архангельском, 57 лет охранял воздушные рубежи нашей Родины. Дата рождения полка - 10 октября 1941 года, в то время немцы уже стояли под Москвой. Боевую деятельность полк начал в январе 42-го на Калининском фронте. Потом бил фашистов в небе над Кубанью, участвовал в сраженьях на Курской дуге, принял участие в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, войну закончил в небе над Берлином.
За освобождение польского города Радома приказом Верховного главнокомандующего полк награжден орденом Суворова III степени, а за взятие столицы Германии ему присвоено почетное наименование Берлинский. За годы Великой Отечественной войны летчики совершили около семи тысяч боевых вылетов и уничтожили 259 фашистских самолетов. За воздушные подвиги четыре офицера полка были удостоены звания Героя Советского Союза.
Два абзаца сухих, как военные донесения, фактов. А сколько за ними кроется! Вот несколько примеров: штурман полка Герой Советского Союза Дмитрий Калараш 29 октября 1942 года в районе поселка Лазаревское Краснодарского края совершил воздушный таран и погиб.
Герой Советского Союза Сергей Щиров, которого за глаза называли "грозным мстителем", после войны был репрессирован, лишен всех званий и наград. И только в конце восьмидесятых боевому летчику вернули звания, награды и честное имя, правда уже посмертно...
"Огненный лейтенант" - так называли Илью Кузнецова. В одном из боев в августе 44-го самолет Ильи был сбит, лейтенант получил тяжелейшие ожоги, еле выжил, а потом с трудом добился разрешения летать, вернулся в родной полк.
В конце войны летчики полка обеспечивали охрану союзнических делегаций, летевших в Берлин на подписание акта о безоговорочной капитуляции.
Русский летчик Ли Си Цын
В конце мая 1952-го в полку стало известно, что в округе формируется некая часть для выполнения особого задания. Все происходило с какой-то таинственностью и вызывало недоумение. А через пару месяцев советские офицеры были переодеты в форму китайских добровольцев и отправлены в Корею для выполнения правительственного задания. На войну, проще говоря.
Как рассказывал участник войны в Корее полковник Николай Замескин, трудности возникли с самого начала. Несмотря на то что после окончания Великой Отечественной войны прошло всего восемь лет, за этот небольшой отрезок времени многое изменилось. Появилась новая реактивная техника, которая требовала иных тактических приемов. Сказывалась и засекреченность - неофициальное участие в войне. По этой причине истребителям разрешалось летать лишь в жестко ограниченном воздушном пространстве, а это сковывало свободу действия в бою и, разумеется, сокращало возможности.
Довольно быстро советские летчики вспомнили свой боевой опыт. Основными противниками в этой войне выступили бывшие союзники - американцы. Тот же Замескин вспоминал, как стал свидетелем гибели своего боевого товарища - Героя Советского Союза подполковника Горбунова: "Бой проходил на большой высоте, с земли самолетов не видно, только сливались гул двигателей да звуки пушечных очередей. Один из самолетов начал снижаться, он горел. Подбитую машину поочередно атаковали четыре истребителя, в результате чего она начала разрушаться в воздухе. Неожиданно намного ниже появился белый парашют, значит, сбили нашего - у американцев были цветные купола. Падал он с высоты не более двух тысяч метров, и мы все, наблюдавшие, радовались за нашего товарища - будет жив! Но... Та же четверка поочередно начала расстреливать летчика. Война есть война, она не обходится без жертв..."
Хоронили погибших в Порт-Артуре, рядом с кладбищем, где лежат русские воины, сложившие свои головы еще в Русско-японскую кампанию.
Война в Корее научила многому, прежде всего, конечно, воевать на новой технике. За несколько месяцев летчики 518-го авиационно-истребительного полка совершили 2302 боевых вылета, провели 938 воздушных боев и сбили 35 самолетов противника. Многие за эту правительственную командировку были награждены орденами и медалями, а капитану Михаилу Михину присвоено звание Героя Советского Союза.
Вот так воевали "китайские добровольцы" с русскими фамилиями...
Рожденный в СССР
В 1953-м авиаполк вывели из Кореи и перебазировали на аэродром в Васьково. Тогда же истребители вошли в состав 10-й отдельной армии ПВО, начали вести ежедневное боевое дежурство, защищая северные рубежи России. Через десять с лишним лет полк перебрался в Талаги. Новый гарнизон - новые самолеты. Это тоже значительная страница в истории полка. Двадцать лет летали на самолетах дальнего перехвата - Ту-128. По словам подполковника запаса военного штурмана 1-го класса Михаила Козлова, хорошие были машины, надежные, лучшие в мире. Но все имеет свой запас прочности и новизны, время заставило заменить крылья на более совершенные.
В середине восьмидесятых летчики пересели на новые типы самолетов - Миг-31. Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик - первый российский самолет четвертого поколения, созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным в мире.
Территорию от Архангельска до Воркуты, от Карелии до Новой Земли летчики и штурманы знали, как родную улицу. За несколько десятков мирных лет бывало всякое: сбивали самолеты-разведчики НАТО, принудили к посадке южнокорейский "Боинг" в 1978-м, истребители 518-го полка осваивали ледовый аэродром на острове Греэм-Белл на Земле Франца-Иосифа...
Сейчас этой воинской части не существует: попала под нож армейской реформы так же нелепо и глупо, как многие прославленные полки и дивизии. И 10-й отдельной армии уже нет. Ветераны берегут память, встречаются, вспоминают, грустят. И не только по ушедшей молодости, но и по забытой боевой истории.>>
Газета Архангельск
25 ноября 2006 (217)
Елена Костык
Всем привет.