Расшифровка показала отказ техники. Последнее: правак кричит -"Закрылки, падаем..."
Аналогична произошла катастрофа с Ту-154 в 1980г.
Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате —
авиационное происшествие с человеческими жертвами (
авиационная катастрофа), произошедшее в ночь с
7 на
8 июля1980 года на восточной окраине
Алма-Аты. Вскоре после взлёта потерпел катастрофу самолёт
Ту-154Б-2 компании
Аэрофлот, выполнявший рейс № 4225 (
Алма-Ата —
Ростов-на-Дону —
Симферополь). Погибли все 166 человек, находившиеся на борту (это крупнейшая авиакатастрофа на территории
Казахстана).
Сведения о рейсе
Рейс выполнял Ту-154Б-2 с бортовым номером СССР-85355 (заводской — 79А-355)
Казахского управления гражданской авиации, совершивший свой первый полёт
20 июля 1979 года и имевший общий налёт 2438 часов и 1124 посадки. Ввиду малого срока службы (чуть менее года), крупных ремонтов самолёт не проходил. Экипаж самолёта из 218-го лётного отряда (Алма-Атинский объединённый авиаотряд) состоял из 10 человек:
- КВС — Алексей Михайлович Кулагин (1934 г.р., )налёт 2628 часов
- Второй пилот — Александр Викторович Быков (1945 г.р., налёт 233 часа)
- Проверяющий-штурман — Алексей Яковлевич Якукин (1928 г.р.)
- Штурман — Юрий Константинович Астафьев (налёт 277 часов)
- Бортинженер — Анатолий Николаевич Гуров (1938 г.р., налёт 2334 часа)
- Бортпроводники — Нина Алексеевна Чалых (1952 г.р.), Александр Николаевич Ситников (1954 г.р.), Татьяна Владимировна Прохорова (1960 г.р.), Ольга Петровна Вотякова (1954 г.р.), Лариса Анатольевна Деговец (1960 г.р.)
В салоне находились 156 пассажиров (126 взрослых и 30 детей). Взлётный вес составлял 97 тонн.
Катастрофа
В 00:38 по местному времени Ту-154 совершил взлет из
аэропорта Алма-Аты с магнитным курсом 230° и начал набор высоты.
На высоте 120 метров при скорости 320 км/ч экипаж начал убирать механизацию крыла. На высоте 150 метров закрылки были выпущены на 5°, предкрылки на 12°, стабилизатор на -1°, а шасси убраны, когда самолёт начал неожиданное быстрое снижение, появился правый крен в 18°. Экипаж сразу устранил крен, но предотвратить потерю высоты не удалось. Через 113 секунд после начала разбега, несмотря на максимальную тягу двигателей, самолёт с тангажом +6° на скорости 400 км/ч и с вертикальной скоростью 2—3 м/с столкнулся с поверхностью земли на пшеничном поле в 3396 метрах юго-западнее торца ИВПП в 60 метрах правее её створа. Отскочив от земной поверхности и повернув вправо на 8°, самолёт пролетел 86 метров и упал второй раз. Проскользив по полю 63 метра, авиалайнер опять оторвался от земли и пролетел 80 метров, а затем упал на землю. В 295 метрах от точки первого касания, проскользив по земле 66 метров, самолёт упал в овраг глубиной 3 метра и шириной 44 метра. Врезавшись в противоположный склон оврага (339 м от места первого касания земли), самолёт развернулся влево на 10° и разрушился. Отделившаяся средняя часть фюзеляжа с фрагментом крыла ударилась о склон и подлетела вверх, после чего, пролетев 370 метров, врезалась в отвесный склон высотой 8 метров и взорвалась. Носовая часть авиалайнера вылетела из оврага и врезалась в жилые дома на улице Федосеева на восточной окраине Алма-Аты.
С момента отрыва от ВПП до разрушения самолёта прошло около 100 секунд.
Самолёт снёс два жилых барака и 4 жилых дома на улице Федосеева. В результате падения Ту-154, на земле были ранены 9 человек, из них 3 госпитализированы, на земле никто не погиб. Погибшие: 166 человек (10 членов экипажа и 156 пассажиров), находившиеся на борту авиалайнера. По данным на
2014 год это крупнейшая авиакатастрофа в истории
Казахстана.
Расследование
Самолёт взлетал ночью из горного аэропорта (высота около 700 метров над уровнем моря) при взлётном весе (97 тонн) близком к максимальному. Атмосферное давление составляло 696 мм.рт.ст., а температура воздуха +20 °C, с повышением на высоте до +30 °C. По свидетельству очевидцев, во время взлёта самолёта наблюдалось значительное усиление ветра на его пути, которое совпало с началом уборки механизации крыла.
По официальной версии, катастрофа произошла из-за внезапно появившегося атмосферного возмущения, вызвавшего мощный нисходящий воздушный поток (до 14 м/с) и сильный попутный ветер (до 20 м/с) при взлёте, в момент уборки механизации, при высоком взлётном весе, в условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха. Сочетание этих факторов при низкой высоте полёта и при внезапно возникшем боковом крене, исправление которого кратковременно отвлекло экипаж, предопределило фатальный исход полёта. Рекомендации были даны на основании теоретических расчетов, так как практические испытания Ту-154 с максимально допустимым весом, на горном аэродроме, при высоких температурах воздуха по производству взлета, набора высоты, захода на посадку и посадки, не проводились.
Это мне сказал брат, летавший в свое время на Ту-154