Самый «неизвестный» самолет СССР Ту – 128
Воспоминания ветеранов ПВО 70-80 годов, случайно встретившихся на
форуме
aviaforum.ru (ветка Ту- 128).
Прочтение этого материала оказалось настолько интересным,
в отличие от всякого рода мемуаров, что вызвало у меня желание
сделать сборку цитат из этого форума.
Что бы быть в “теме”, сделаю небольшое введение…
Конец пятидесятых годов стал временем массового развертывания
зенитно-ракетных комплексов С-75, на которые возлагалась задача охраны
воздушного пространства в зоне крупных городов и военных объектов.
В то же время, в системе Советской ПВО оставались значительные прорехи,
особенно над северной частью Сибири и Дальним Востоком, где развертывание ЗРК,
по мнению «рулевых», было связано с большими трудностями.
Для меня пока остается загадкой, какая седая голова, не потея, родила
гениальную мысль?
Стране нужен не наземный, а АВИАЦИОННО-ракетный комплекс перехвата,
способный контролировать огромные безлюдные пространства севера и востока,
барражируя в воздухе до трех с половиной часов, в ожидании пендосовских
(как выражаются участники форума) B-52, несущих мирным жителям Сибири и
Дальнего Востока “посылку”.
Как было принято в Стране Советов, сказано – сделано.
КБ Туполева выдало для этих целей продукт имеющий следующие ТТХ:
- радиус перехвата 1500 км. (!!!)
- практический потолок 15600 м.
- максимальная скорость (с подвесками) 1665 км/ч.
- эксплуатационная перегрузка 2 – 2.5G (а больше и не надо)
- комплекс РЛС «Смерч», 4 ракеты Р-80
Р-80 ракета с радиолокационной и тепловой системами наведения,
обеспечивала поражение целей с вероятностью 76 – 77% (при пуске двух ракет)
летящих со скоростью до 2000 км/ч, в диапазоне высот 8-21 км, на дальности
(как я понимаю - пуска) 2-21км. Неприятеля планировалось рвать
осколочно-фугасной боевой частью весом 53 кг.
30 апреля 1965 года, приказом МО, комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.
В итоге…
Северные рубежи Родины и наше счастливое детство от супостата защищали
шесть авиационных частей.
В 10-й армии ПВО - 518 гв.авиаполк (аэродром Талаги /Архангельск/),
445 авиаполк (Саватия - Котлас),
72-й гвардейский Полоцкий авиаполк (Амдерма).
В 14-й армии ПВО – 64-й авиаполк (Омск),
350-й авиаполк (Братск)
356-й авиаполк (Семипалатинск).
А теперь предлагаю прочувствовать романтику летной работы...