"В отставке, на пенсии, на свалке..."

Реклама
Tallinn 06-06-2020
SP-WXU

H.jpg
 
«Память на дне Черного моря»: на затонувших кораблях и самолетах установили мемориальные таблички
104000544_2994021623968648_812923553788773455_o.jpg
 
20 мая 1979 г. на привокзальной площади в магаданском аэропорту состоялось открытие памятника самолету Ан-12 с бортовым номером СССР-11355. Борт 13 лет проработал в магаданском АО, выполняя транспортные перевозки на территории Крайнего Северо-Востока.
Летом 1988 г. в самолете произошел пожар. Согласно заключению пожарной инспекции, причиной явилось "возгорание от солнечного зайчика от валявшейся в кабине бутылки" (скорее всего, его подожгли). В результате сгорела и отвалилась носовая часть самолета. Ее было решено заменить. Из Якутии был доставлен новый "нос" для самолета и установлен на Ан-12.
По сей день памятник авиалайнеру в поселке Сокол встречает и провожает на привокзальной площади магаданцев и гостей города, являясь одним из самых узнаваемых символов столицы Колымы.
104323886_3955170904558104_8594190391771881853_o.jpg
104371228_3955171991224662_566679463118564052_o.jpg
 
Реклама
Мемориал в Комсомольске
Неизвестное об известном

2 ноября 1938 года звания Героя Советского Союза впервые в Советском Союзе были удостоены женщины: экипаж самолета «Родина», одолевшего за 26 часов 29 минут 6450 километров – расстояние от Москвы до Дальнего Востока. За установление нового женского мирового рекорда дальности полета высшую степень отличия СССР получили харьковчанка Валентина Гризодубова [командир корабля], москвичка Марина Раскова [штурман] и уроженка Бердянского района Полина Осипенко, исполнявшая в экипаже обязанности второго пилота. «Раскрыв объятья, ждет страна любимых дочерей!» – узнав о полете, который стал главным событием в жизни и Гризодубовой, и Расковой, и Осипенко, воскликнул со страниц газеты «Правда» будущий автор «Василия Теркина» поэт Александр Твардовский. А «любимые дочери» к моменту выхода газеты из печати… исчезли. На девять дней. А потом еще на тридцать лет упрятана была в дальневосточной тайге тайна перелета «Родины». Вернее, тайна ее поисков.
«Пилотировали свой крылатый корабль, – поделится потом впечатлениями от полета командир экипажа, – мы попеременно: то я, то Полина. 26 часов в воздухе практически без сна. Какой сон в кабине бомбардировщика, где все пространство занимают дополнительные баки и снаряжение и изматывает вибрация. Весь полет проходил за пологом туч. Случалось, что крылья самолета покрывались льдом. Над Уралом отказала радиосвязь. Вдобавок у Марины в астролюк вытянуло полетные карты и при отсутствии связи сориентироваться в пространстве было невозможно».
Понимаете, что произошло? По вине штурмана, который в экипаже отвечал также за надежность радиосвязи, «Родина» оглохла и ослепла. И в итоге самолет вышел не на Хабаровск, как предполагалось при проработке маршрута, а в район Шантарских островов. «Только над океаном, – бесстрастно отметит Валентина Гризодубова, – нам удалось визуально сориентироваться». Последовал разворот почти на 180 градусов и, выслушав доклад штурмана о том, что запаса горючего хватит на три с половиной часа полета, командир принимает решение идти на Комсомольск. И вдруг зажигается лампочка на расходном баке. Это означало, что бензина осталось на тридцать минут. «Тогда я, – завершает рассказ Валентина Степановна, – присмотрела место для посадки в районе Амуро-Амгунского междуречья. Сели благополучно. Только законцовки винтов покорежили». От себя к этому добавлю: «Родина» приземлилась на болото в Хабаровском крае, в урочище Юкачи, – между поселками Дуки и Керби [после гибели – в мае 1939 года, Полины Осипенко поселок Керби будет назван ее именем. Он и сегодня так и называется: имени Полины Осипенко].
Поиски пропавшего самолета начались сразу по истечении расчетного времени полета. Мобилизовали все силы, какие только можно было. В поисках задействовали около пятидесяти самолетов, десятки пеших отрядов, а обнаружил ее 3 октября пилот гидросамолета Михаил Сахаров в 14-ти километрах северо-восточнее поселка Дуки. О чем тут же отбил телеграмму в Москву руководивший поисковыми работами командующий ВВС 2-й отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии комдив Яков Сорокин.
*
На рассвете 4 октября, когда «Родина» уже была обнаружена, из Хабаровска в Комсомольск вылетели тяжелые бомбардировщики ТБ-3РН и ТБ-3. Дозаправившись в Комсомольске, они взяли курс на тайгу. В первой машине летели комдив Яков Сорокин и основная группа десантников, которые должны были выпрыгнуть к ожидавшим на болоте подмоги летчицам, во второй – командир 202-й авиабригады Иван Еременко. На подлете к месту посадки «Родины» бомбардировщики догнал самолет «Дуглас». Откуда он взялся, никто понятия не имел. Пилот «Дугласа», наверное, решил справа обойти ТБ-3РН, который неспешно полз на пятисотметровой высоте. Скорее всего, летчик ошибся в расчетах и неожиданно «Дуглас» ударил крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика и тут же вспыхнул и начал падать. После удара огромный ТБ-3РН пошел вверх, сделал половину петли, потом опустил нос и в перевернутом положении врезался в землю. В момент, когда бомбардировщик перевернулся в воздухе, от него отделились четыре комочка, над которыми почти сразу же раскрылись парашюты. Комдив Яков Сорокин погиб вместе с другими, оставшимися на борту одиннадцатью членами экипажа бомбардировщика.
Из «Дугласа» спастись вообще не удалось никому. Потом в кабине самолета по обгоревшим ромбам на петлицах опознают флаг-штурмана ВВС СССР, Героя Советского Союза комбрига Александра Бряндинского. Его тело вынесут из тайги и похоронят в Комсомольске. Тела остальных пятнадцати погибших при столкновении «Дугласа» и ТБ-3РН выносить не станут. Никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио, естественно, не последует. Мало того, подробности трагедии в дальневосточной тайге были строжайше засекречены. За разглашение тайны поисков «Родины» можно было запросто угодить в ГУЛАГ. Что и произошло в 1939 году с одним из местных охотников, который случайно набрел на место катастрофы самолетов. Кое-как собрав останки погибших и схоронив их под лиственницей, охотник отправился в поселок Дуки с просьбой к тамошнему начальству выделить людей и организовать перезахоронение. Охотника внимательно выслушали и… арестовали. Судили его как японского шпиона. По 58-й статье УК он получил пятнадцать лет лагерей.
Лишь спустя тридцать лет после трагедии, летом 1968 года, жители поселка Дуки вновь обнаружили место столкновения самолетов. В густых зарослях обнаружился малоповрежденный «Дуглас» и истлевший ТБ-3РН. Нашлись также некоторые вещи погибших. А кругом валялись человеческие кости, много костей. Собранные останки вывозили на двух вызванных из Комсомольска самолетах. Похоронили погибших возле дукинской школы. Над братской могилой возвели деревянный обелиск, который сгорел в 1976 году во время пожара в поселке. А в 1990 году на месте давней трагедии в тайге побывала комиссия общества охраны памятников из Комсомольска. Она тоже обнаружила непогребенные останки и хорошо сохранившийся хвост «Дугласа». После реставрации на местном заводе он стал основой памятника, установленного в Комсомольске – напротив дома №49, в котором осенью 1938 года останавливались летчицы-рекордсменки. Планировалось, что к памятнику перенесут и останки из поселка Дуки. Увы, этого не произошло и по сей день…
[Фото из открытых Интернет-источников]
87810490_1476343322540934_3669627509470658560_n.jpg
87891105_1476343389207594_3230971117866844160_n.jpg
87956414_1476343342540932_9089076969378676736_n.jpg
88197205_1476343302540936_3949839254695182336_n.jpg
 
Последнее редактирование:
Ту-22КПД - самолёт видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки.
Бортовой номер 74, входил в состав 2-й авиационной эскадрильи, 203-го гвардейского Орловского авиационного полка, 22-й Гвардейской Донбасской Краснознамённой тяжелобомбардировочной дивизии (военный аэродром Барановичи, Белоруссия). После списания был отправлен на разделку в Энгельс, но оставлен как памятник на КПП воинской части в Энгельсе

scale_2400 (7).jpg
scale_2400 (6).jpg
scale_2400.jpg
scale_1200 (1).jpg
scale_1200.jpg
scale_2400 (3).jpg
scale_1200 (2).jpg
scale_2400 (1).jpg
scale_2400 (2).jpg
scale_2400 (5).jpg
 
Парк Победы в Саратове
Туполев Ту-22К (КД/КП), бортовой номер №20, выпущен в 1969 году на Казанском авиационном заводе. Место службы борта - 1 аэ, 121-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный Севастопольский Краснознамённый авиационный полк, который до 1994 года базировался на аэродроме "Мачулищи" в Белоруссии
scale_2400 (1).jpg
scale_2400 (2).jpg
scale_2400 (3).jpg
scale_2400 (4).jpg
scale_2400 (5).jpg
scale_2400.jpg
 
Реклама
Назад