dyukin сказал(а):
а чем рулят на Ту-134 и Ту-154?
Уважаемый Horse в 2-х словах сказал, что педалями. Могу добавить для ясности, что если хотите рулить на Ту-134А, то перво-наперво надо включить управление передней стойкой шасси (тумблерок на левом пульте КВС за РУД). Дальше - 2 режима работы шасси при движении по земле: 1) руление с максимальным углом отклонения колес передней стойки 55 градусов (этот режим работает, если не выпущены закрылки, а если закрылки выпущены, то тогда по команде пилота "Разворот" б/м должен включить другой тумблерок на верхнем электрощитке и держать его, пока выполняется поворот); 2) при выпущенных закрылках (если б/м не держит тумблер "Разворот колеса 55 град") максимальный угол поворота передней стойки - 8,5 градусов, это режим для движения по прямой (разбег, пробег, руление по магистральной и т.п.). При отклонении педалей на земле отклоняется и руль направления. И, наконец, есть режим свободного ориентирования переднего колеса (если управление выключено или когда самолет в воздухе). Вообще-то, можно ещё управлять движением, как на маленьких самолетах - подтормаживая ту или другую основную стойку, но это только в сложных случаях на разбеге или пробеге, когда поворота колеса и руля направления не хватает. Кстати, тормоза на тех же педалях. Когда работаете педалями как параллелограммом - отклоняются переднее колесо и РН, а когда давите на педали - это тормоза. Соответственно, есть 2 положения ног пилота на педалях: 1) "на тормоза" - когда рулите, на разбеге и пробеге (вся нога на педали), и 2) "на полёт" (пятки на полу).
Добавлю, что на старых "коротких" Ту-134 максимальный угол поворота передних колес был всего 35 градусов, иной раз очень весело было на узких ВПП и рулежках
А сейчас на 134А - красота... Так что теперь катайтесь на Ту-134 по земле с полным знанием дела