Вопрос чайника - ответ специалиста

310 сказал(а):
Устойчивость пробега определяется не шириной колеи
совершенно верно.
я бы лишь добавил spin-up х-ки NLG (при соответсвующем угле оси носовой стойки) и анти-шимми х-ки носовй и основных стоек (eсть, к сожалению, печальный опыт) и расстояние от оси MLG до оси колёс NLG.
 
Реклама
310,
за счет ориентирования по полосе

я впринципе написал о самориетнировании самолета при касании с углом упреждения....вопрос не в этом а в том,что угловая скорость не дает ли негативного влияния? при том,что я нигде не оговорился о боковом ветре,а по штилям редко летают......
 
Последнее редактирование:
Lexich сказал(а):
пример....что устойчивее....машина с широкой колей и низким центром масс или ока с узкой колеей и высоким центром масс
Это уже из области старой проблемы - как муха садится на потолок с полубочки или полупетли?

Да, об угловой скорости при выравнивании.
Вообще, угловая скорость появляется в тот момент, когда центр масс перемещается вокруг какой либо точки с определенным радиусом. Например, самолет выполняет вираж или поворачивает на РД.
В процессе выравнивания по оси ВПП появления угловой скорости в горизонтальной плоскости не наблюдается. Самолет кратковременно приобретает угловую скорость вращения вокруг вертикальной оси. Но при этом его центр масс движется прямолинейно.
 
Последнее редактирование:
oldfinn,
а они у нас в России в АК есть? я просто беру 737-300-400-500 т.к. они у нас есть:) а до НГ мне еще далеко:)
 
310,
в моем сообщении выше написано как раз при касание,самоориентировании и угловой скорости:)

и плиз,я только сейчас стал обращать внимание на то,что вы много сообщений изменили,please write new one hereafter:) вначале не видел:) просто,не читаю обычно сообщение выше,если идет диалог:)
 
Последнее редактирование:
Не буду вдаваться в силы, вектора, точки и т.д. Когда возникает разговор иоб устойчивости всегда вспоминаю своих летчиков с Ил-62:
На Ту5 с его широченной колеей как ты его посадил, так он и поедет. И хрен ты его свернешь. На ИЛе колея узкая, неустойчив, зато рулится как миленький.
Вот с таких разговоров и осталось у меня отношение к ширине колеи.:)
 
база влияет на продольную устойчивость,а колея на боковую....а в сумме это дает суммарную устойчивость самолета.....так вот меня,именно меня,интересует боковая устойчивость:) и разговор об этом веду
 
Lexich сказал(а):
именно меня,интересует боковая устойчивость
Если Вы имеете в виду под "боковой устойчивостью" устойчивость от переворачивания на бок, то задумайтесь как не валятся на бок бомберы В52, М2, М3, Харриеры, наконец. Да и весь парк грузовиков Антонова пора поставить на прикол из-за подозрительно малой колеи.
По моему, на выбор колеи шасси прежде всего влияет обеспечение безопасной посадки с большим креном, скажем 10 градусов.
На выбор базы влияет компромисс между необходимостью обеспечить приемлемую управляемость и способность разворачиваться на стандартной ВПП шириной 45 метров и желанием отодвинуть переднюю стойку подальше от центра масс, чтобы не делать ее избыточно прочной и тяжелой.
Авиация вся дитя компромиссов. Ил62 рулит легко потому что рычаг (база) велик и небольшое боковое усилие на передней стойке легко поворачивает самолет. При этом, даже при самом крутом развороте колеса внутренней стойки идут по достаточно большому радиусу.
У Ту154 при крутом развороте внутренняя тележка вынуждена разворачиваться почти на месте, что создает сильнейшие pivot силы в конструкции самой стойки и вызывает большое сопротивление качению.
 
Реклама
dyukin сказал(а):
Подскажите, а закрылки на Ту-134 управляются гидравликой или электрическим мотором?
Horse сказал(а):
dyukin, управляются экипажем, выпускаются-убираются гидромотором
Извините, не смог не вклиниться. Уважаемый Horse, отношусь к Вам с глубоким почтением, но управление закрылками на Ту-134 - электромеханическое. Выпуск, уборка и синхронизация закрылков выполняются электромеханической системой СЭУЗ-1, а непосредственно в движение закрылки приводятся электромеханизмом МПЗ-18А-5, крутящий момент которого передается трансмиссией восьми винтовым подъемникам, связанным с закрылками. Электропривод - двухканальный (в МПЗ-18А-5 стоят два электродвигателя Д-600-5). Для уважаемого Dyukina - в кабине для управления закрылками есть специальная рукоятка, расположенная посередине над передними стеклами кабины. Убранные закрылки - рукоятка в верхнем положении, хотите выпустить закрылки - чуть сжимаете рукоятку по бокам, чтобы снять с фиксаторов и двигаете вниз в одно из стандартных положений (10, 20 или 30 градусов, раньше было и 38). Одновременно с движением закрылков движутся две (!) стрелочки на указателе положения закрылков, что позволяет судить о синхронности движения закрылков (такая возможность есть не на всех самолетах), и есть специальный доклад б/м "закрылки выпускаются синхронно". Обычно закрылки выпускает и убирает б/м, но иногда бывает, что КВСу хочется размяться, он командует "закрылки убрать" и тут же добавляет "сам уберу" (особенно если б/м новичок в экипаже).
А основная гидросистема на Ту-134 служит только для уборки и выпуска шасси (включая створки), управления поворотом передней ноги, в канале управления РН (гидроусилитель ГУ-108Д), для интерцепторов и, извините, дворников на стеклах. Есть ещё тормозная гидросистема (тормоза шасси и аварийный выпуск шасси) и автономная (если отказала основная).
 
Частный пилот MFS,
Да, почти сразу осознал свою ошибку, но переписывать было просто лень, верите?:D
Но половина ответа все-таки верная: выпуск-уборка управляется эк..., ну бортмехаником, верно?:D :D
 
Lexich сказал(а):
с учетом того,что к полосе подходишь с приличным углом упреждения....и в момент когда перед касанием или в момент касания,у самолета появляется угловая скорость за счет ориентирования по полосе или просто убором угла упреждения....и маленький коэф.сцепления...не даром же вылетают самолеты с полосы....
Можно спросить? Я тут пробежал глазами полемику, всё очень на высоком уровне, но, извините, зачем убирать угол упреждения перед касанием? Это же верный способ выкатиться (если не в этот раз, так в следующий). Как шли по глиссаде с углом упреждения, так и садитесь. Главное - чтобы центр масс самолета двигался по прямой (по оси). Касаетесь как шли - с углом упреждения, а поскольку центр масс впереди основных опор, машина сама развернется по оси (шасси на такой скорости - как лыжи, ничего страшного не будет). А если специально убирать угол упреждения перед касанием, вот тогда Вы придадите центру масс угловую скорость и - прямиком к обочине. Может я не понял предмета спора, но мне вообще-то казалось, что это - азы для пилота. :pivo:
 
Частный пилот MFS сказал(а):
Я тут пробежал глазами полемику, всё очень на высоком уровне, но, извините, зачем убирать угол упреждения перед касанием? Это же верный способ выкатиться (если не в этот раз, так в следующий). Как шли по глиссаде с углом упреждения, так и садитесь.

Частный пилот MFS,
Вы даже не представляете, но на эту тему дело доходит чуть не до драки между пилотами нашей школы и западной. Они слишком зациклены на 100%-м выполнении стандартных операций, при этом им и в голову не приходит, что эти мануалы тоже пишут живые люди, которым свойственно ошибаться. Сказано убрать угол - значит убрать. Не волнует. что понесёт за полосу, зато выполнено указание. Сказано включить рулежные фары на 3000 м, значить включить. И пофиг, что нижняя кромка на 30 метрах и ты вываливаешься под нее с засвечеными глазами. Страны засилья адвокатов: ежли что не так, то "почему не так, как написано?" Невыполнение написанного грозит крупными штрафами. И борьба с ними пока без успеха....:confused:
 
Последнее редактирование:
Частный пилот MFS,

Недавно ( в начале марта) летал на Ту-134 RA-65090, сидел на 11 ряду ( где аварийный выход), при выпуске закрылков, был характерный шум электромотора, вот и возник вопрос.
Большое спасибо! :pivo: :pivo: :pivo:
 
Horse,
Да, отстал я, к счастью, от западной жизни... Вообще-то Вы затрагиваете очень актуальную тему - насколько точно надо следовать РЛЭ в случаях, когда его формальное выполнение создает угрозу безопасности полета. Тем более, есть мнение, что часть положений РЛЭ пишется не для пилота, а для прокурора. Поэтому и у нас есть педанты, которые даже в особых случаях (при отказе двигателя, например) думают, как поточнее выполнить 3-й и 4-й развороты и всё прочее, чтобы потом им не вменили в вину отклонение от стандартных процедур. А в результате некоторые падали, не долетев всего нескольких сотен метров до ВПП (например, катастрофа Ил-18 в Пулково в годы моей молодости). А другой знакомый мне пилот при отказе на Ту-134 двигателя сразу после отрыва (на высоте 5 м, шасси не убраны, жара) плюнул на РЛЭ и, как на химии на Ан-2, развернулся стандартным разворотом (почти блинчиком) и сел обратным курсом. Двигатель, кстати, весь был разворочен, лопатки повылетали. Ему потом "отличника Аэрофлота" дали (командиру, а не двигателю, конечно). А бывает наоборот: примерно в те же годы на Ил-18 на отрыве отказал двигатель, полосы ещё впереди много, и командир (не называю фамилии) посадил его прямо перед собой. Все живы, машина цела, но - не по РЛЭ. Так его отстранили и затаскали так, что у него потом язва открылась, и списали по здоровью... Он говорил, что ему пришлось тогда немало по юристам побегать, чтобы оправдаться. Вот такие дела.
Насчет фар - ну только идиот будет включать их в тумане. Откровенно говоря, и рулить-то в тумане иногда лучше без фар. А насчёт бокового ветра и угла упреждения, то давно известно - не хочешь убиться, садись как шел по глиссаде, машина сама на полосе выправится. Не то будете куролесить, как та дама в Гамбурге на днях... Это ж надо такой крен над полосой дать! Хорошо ещё что у машины положительное V, а то размазала бы всех по бетону...
 
dyukin,
Да-да, так и должно быть - тот самый электромеханизм МПЗ-18А-5 находится под полом пассажирского салона, он крепится к заднему лонжерону центроплана в районе 34-го шпангоута. Поэтому его характерное "жужжание" хорошо слышно в салоне. ;)
dyukin сказал(а):
Horse сказал(а):
Частный пилот MFS,
Да, почти сразу осознал свою ошибку, но переписывать было просто лень, верите?

Но ведь форум читаю не только я, надо не лениться!
Круто Вы меня приложили, вот так всегда и бывает - наказание невиновных, награждение непричастных... :eek:
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад