Вопрос чайника - ответ специалиста

Экзот сказал(а):
Ну-ну... Видимо, иней в палец толщиной на нижних панелях Ту-154-го мне регулярно чудился.
Нет, конечно. Но нарастает он после посадки. Переохлажденное топливо в баках.
Экзот сказал(а):
Это довольно вязкая жидкость и стекает гораздо дольше времени разбега.
Ага, "Арктика" вещь приставучая. Только это вчерашний день.Все чаще используют импортные составы, а их время действия ограничено и зависит от процентного соотношения собственно ПОЖ и воды.( так называемые 50,75,100%, рассчитаные по ТНВ).Эффективное время действия - от начала обработки ВС до взлета.После взлета работают ПОС самолета и здравый смысл экипажа.Нередки случаи возврата на повторную обработку. К примеру - у нас в ШРМ из-за безобразных "пробок".
 
Реклама
oldfinn сказал(а):
Нет, конечно. Но нарастает он после посадки. Переохлажденное топливо в баках.
С такой скоростью не нарастает. Холодный самолёт входит во владный воздух задолго до посадки. Собственно, это была реплика на утверждение, что самолёт в воздухе не может обледенеть по панелям крыла.
oldfinn сказал(а):
импортные составы, а их время действия ограничено и зависит от процентного соотношения собственно ПОЖ и воды
"Арктика" тоже ограничена. ОК. Объясните мне — как избегается обледение в сплошных облаках? Носок — понятно. Как панели? У них нет обогрева, а до сухого высотного воздуха ещё далеко не одна минута. Самолёт не особо теплее окружающего воздуха. До минус пяти Цельсия вообще пакость творится.
 
Вопрос скорее пилотам и диспетчерам.
Запись эфира - http://rutube.ru/tracks/171643.html?v=62e1da13996e9ff131467486cd0a8a25 (вероятно траффик несколько мегов).
Это нормальная слышимость? Если нет, то, если можно, отпишите фразы, которые слышно так, как это слышится в самолете и диспетчеру.
 
Экзот сказал(а):
Как панели? У них нет обогрева, а до сухого высотного воздуха ещё далеко не одна минута. Самолёт не особо теплее окружающего воздуха. До минус пяти Цельсия вообще пакость творится.
На лобовиках предкрылков и закрылков, на винтовиках, на стойках шасси, даже на передних кромках створок шасси лед видел. На панелях крыла и стабилизатора не доводилось.За исключением транзитов в плюс/минус 0 с дождем и снегом. На них пару раз видел так называемое топливное обледенение. Может я что пропустил в этой жизни. Как пример - на А-3ХХ на хвостовом оперении ПОС не предусмотрена конструкцией. А летают.
 
oldfinn сказал(а):
На панелях крыла
...что ещё не значит, что нет.
oldfinn сказал(а):
За исключением транзитов в плюс/минус 0 с дождем и снегом.
Значит, есть?
oldfinn сказал(а):
Как пример - на А-3ХХ на хвостовом оперении ПОС не предусмотрена конструкцией. А летают.
..и некоторые "фальконы", ещё кто то; образуется этакая узенькая "планочка" квадратного сечения и всё... И что с того?
 
Я поддержу Серегу! Я,например,тоже видел иней на верхних панелях крыла,вдоль клепочных швов например точнее ближе к краям панелей...фотки под рукой нет,к сожалению....
 
интересно а на какой скорости охлаждение переходит в нагрев ?
 
oldfinn сказал(а):
Может я что пропустил в этой жизни.
Не исключено.... В январе 99-го F-OGYP зарулил на трап после летной тренировки, имея лед на
oldfinn сказал(а):
лобовиках предкрылков и закрылков, на винтовиках, на стойках шасси, даже на передних кромках створок шасси лед
а также по передним кромкам лопаток вентилятора(!), стабилизаторе, киле и огромную "плюшку" на обтекателе радара. К слову, закрылки словили "клина" в убранном положении, после того, как их передние кромки обросли толстым слоем льда. Когда их удалось выпустить, на перрон сыпанул поток колотого льда. Больше всего боялись в тот момент за jam детекторы - тогда бы самолет застрял надолго...но пронесло.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Lexich сказал(а):
иней на верхних панелях крыла,вдоль клепочных швов например точнее ближе к краям панелей...
Да, точно: "холод" "проводится" по нервюрам от топлива на нагревшиеся и увлажённые листы обшивки. Занятно смотрится.
А на Ту-154 там вообще — сплошная "шуба" инея. Даже при +30°Ц держалась юольше получаса. На нижней панели, конечно.
 
Последнее редактирование:
oldfinn,
:pivo:
На А310, А300 стабилизатор и внутренние секции предкрылков не обогреваются вообще. Считается, что даже при образовании льда толщиной inch никакого заметного ухдшения аэродинамических характеристик не происходит. Кроме того кромки покрыты составом аналогичным тефлону. Лед просто не прилипает (как к сковородке) :)
Повторюсь еще раз. На земле обрабатывают самолет от "наземного обледенения", как следствия осадков. В полете с обледенением передних кромок борется ПОС.
На земле после полета на верхних и нижних поверхностях крыльев в районе расположения топливных баков с холодным топливом образуется иней т.н. "топливное обледенение". Нарастает очень быстро и при пасмурной и прохладной погоде может держаться очень долго. То есть до тех пор, пока топливо в баках сохранет отрицательную температуру. Если в это время идет дождь, то возможно образование Clear Ice "прозрачного льда". Если его не заметить и не смыть ПОЖ, то в полете он может стать катализатором возникновения обледенения на поверхностях, а это действительно опасно и способов борьбы с таким обледенением в полете нет.
По странному стечению обстоятельств, среди некоторых российских авиационных начальников (Topper'у - все тот же ИИ) бытовало мнение, что самолет перед вылетом обрабатывать от снега не обязательно, мол, мы на 154 всегда так летаем. Что в этом больше - глупости, жадности за компанейский карман или диковинного опыта сказать трудно. В нормальном мире пассажирами не рискуют и денег на облив не жалеют.
 
Последнее редактирование:
Lexich сказал(а):
Я поддержу Серегу! Я,например,тоже видел иней на верхних панелях крыла,вдоль клепочных швов например точнее ближе к краям панелей...фотки под рукой нет,к сожалению....
Я тоже видел - после посадки. В полете - никогда.
 
А лед срывающийся и попадающий в движки забыли??? Катастрофа 134 в Минск2 1985 год.
Вот подробно об этом у Селякова + еще несколько аналогичных случаев.
Глава кста так и называется. Внимание. Топливное обледенение!
http://kobrincamp.org/web_disk/8-8/life/attach/Селяков.chm
 
Curious сказал(а):
В январе 99-го F-OGYP зарулил на трап после летной тренировки
Зарулил после...и обработка перед... - разница есть?
Curious сказал(а):
после летной тренировки
...а значит после работы в зоне аэродрома на высоте круга(возможно чуть больше) в условиях обледенения. И это показатель???На тренировках я ещё на Ил-86 такого льда насмотрелся...
Curious сказал(а):
К слову, закрылки словили "клина" в убранном положении, после того, как их передние кромки обросли толстым слоем льда.
Опять же обусловлено условиями работы конкретного борта - либо заход с уходом, либо конвейер, либо посадка с рулением на старт и взлетом.Все на малой высоте и на малых скоростях - идеально для льда.Убрали закрылки с ледком, сделали круг - получили дефект.Ничего удивительного. В "стране совдепии", при выполнении летной тренировки, был предусмотрен ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ осмотр самолета на МРД.Особо "торопливых"возвращали на осмотр со старта.
Curious сказал(а):
Больше всего боялись в тот момент за jam детекторы
Что за них бояться - они на этот случай и установлены.
Curious сказал(а):
а также по передним кромкам лопаток вентилятора(!),
И что?Воздушный винт, только многолопастной. Посмотрите в Ш-1,сколько на АН-24/26, в зоне вращения винтов, вмятин на ф-же...
 
oldfinn,
Я говорю,что своими глазами видел,а не то что кто-то сказал!:)
во-вторых в свое время выкладывали фотографию...обыскал полкомпа,не нашел....просто некогда сейчас искать:)
 
А можно прервать на время столь "нечайникскую" беседу? Вопрос полегче: почему не пользуется спросом в экс-СССР такая машина как А300? Дальность полёта А310 не всегда нужна, а вот лишние 30-50 кресел бы не помешали? В чём причина, в парке Ил86?
 
oldfinn сказал(а):
И это показатель???На тренировках я ещё на Ил-86 такого льда насмотрелся...
Ну да, плавали - знаем... На стабилизаторе и киле?
oldfinn сказал(а):
И это показатель???
Да нет, все нормально было...А что должно быть показателем?

oldfinn сказал(а):
И что?Воздушный винт, только многолопастной. Посмотрите в Ш-1,сколько на АН-24/26, в зоне вращения винтов, вмятин на ф-же...
Спасибо, что объяснили, а то мне невдомек было, почему так происходит...

oldfinn сказал(а):
Что за них бояться - они на этот случай и установлены.
Тоже верно - когда они есть, то самолет может летать, когда их нет, то бетон давит...
Самолет планировался лететь в далекие края через несколько часов, а ближайшая замена даже на горизонте не маячила... На самом деле, больше волновались за пассажиров - сломается матчасть, то не на чем их везти было бы...

310 сказал(а):
Лед просто не прилипает (как к сковородке)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Curious,
То что вы сфотографировали вероятно следствие ночной метели и утренней оттепели на стоянке. Перед полетом все это смоют ПОЖ, в полете такого не бывает.
После полета появиться иожет снова, но при условии: ночная метель и утренняя оттепель. :)
Кстати о тефлоновых сковородках: лед к тефлону не прилипает В ПОЛЕТЕ при воздействии потока воздуха, вибраций и т.п. На земле иногда можно видеть мирно свисающие сосульки прямо с хваленых тефлоновых предкрылков

все же sega,
А300 не пользуется спросом в ексСССР просто потому, что пользуется спросом в остальном мире. Работоспособных свободных машин нет. Самолеты, отлетавшие по 15 лет переоборудуют в грузовики в надежде эксплуатировать еще лет 10. Просто очень удачная конструкция получилась у Эрбаса.
 
Последнее редактирование:
Назад