В конце 92-го года к нам стали поступать самолеты Интерфлюга, вот и пришлось мне летать не только на "классике".
Четыре варианта компоновки кабины я тогда отведал.
Конечно. классика - наилучшая. Свой кабинет, удобнее всех. Все продумано, эргономично. А какие виды из окошка! По пояс порой высунешься в окно - Прелесть!
Иногда приходилось летать на Ту-134Б - который скомпонован для полетов без штурмана. А по летней запарке приходишь на вылет - а осталась только бэшка - ну и полетели, ведь экипаж наш четырехчленный, а на бэху - трехчленный. У нас несколько экипажей, по-моему, всего 6 были допущены к полетам без штурмана. Они обычно летали по двум-трем маршрутам: Сыктывкар- Нижний Новгород - Краснодар и вроде, в Сочи и Анапу.
На бэхе на кресле между пилотами на взлете-посадке сидел бортмеханик, а я как сбоку хвостик, а в полете я пересаживался на его кресло и рулил до эшелона перехода. Ничего хорошего, когда четыре человека вынуждены работать на трех оборудованных местах. Но такое было редко.
Пригнали немецкие. Немцы летали без бортмеханика, посередине - место штурмана. Мне было удобно. Но локатор Гроза мне меньше нравился, чем на классике РОЗ-1 и поначалу РСБН там небыло. Летишь, почти как на Ан-24, несолидно.
Это безобразие через через годик стали исправлять и появился четвертый вариант, где штурман сидит на оборудованном месте за вторым пилотом, как БИ на Ту-154. Тут уже всё по уму, вот только в окошко уже толком не посмотришь, надо вставать и выглядывать из-за кресел пилотов.
В общем, классика - она и есть классика. Самый лучший вариант компоновки. Ну и последний, немецкий, но у нас усовершенствованный четвертый вариант - удачен. Именно они и стали основными ближе к концу девяностых, примерно поровну.
---------- Добавлено в 21:31 ----------
А на Ту-134А типа лицом по полёту?
А это как я захочу. Оно вращается и на рельсах. Можно подъехать к блистеру, кресло повернуть по полету и разлядывать. Или просто отдыхать, наслаждаясь пейзажами.
Можно вместе с креслом отъехать до упора от окна, повернуться поперек полету. Как угодно.